Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У некоторых слепых детей наблюдается неуверенность ходьбы, передвижение путем приставления одной ноги к другой. Хождение мелкими шагами, упор на пятки, неумение переносить вес тела с пяток на носки.

Эмоции

Отсутствие зрения, сужает сферу чувственного познания ребенка, что в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышления, ставит серьезные преграды на пути развития эмоционально-волевой сферы дошкольника. Именно поэтому у слепых дошкольников, часто наблюдается отсутствие любознательности, замкнутость, бедность эмоциональных переживаний.

Воображение: воображение имеет для слепых такое же значение, как и для нормально видящих. Для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т. е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями.

Речь: поскольку деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также структурой при слепоте происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержания лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья. Усвоение речи ребенком, родившимся слепым или потерявшим зрение до появления речи, протекает затрудненно, своеобразно и искаженно. Среди разновидностей косноязычия наблюдаются: сигматизм — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, щ, ж, ч) в различных вариантах; ламбдацизм — неправильное произношение звука л (замена его звуками у или в); ротацизм — недостатки произношения звука р.

Так, предметная деятельность обеспечивает развитие в первую очередь процессов восприятия, создания системы полноценных образов, как результат обобщенной информации, полученной при действии с предметным миром, его предметности, дифференцирование качеств воспринимаемых объектов, совершенствование перцептивных действий, с помощью которых осуществляется обследование предметов и их познание.


Перцептивные действия, достигая в своем развитии более высоких уровней, опираются на усвоение детьми общепринятых и выработанных человечеством сенсорных эталонов.
4. Особенности психического развития незрячих детей в школьном возрасте.

Слепые дети – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (0,04 с очками). Слепота – двусторонняя неизлечимая потеря зрения. Большинство слепых детей имеют остатки зрения (могут сосчитать пальцы рук у лица, различить контуры и цвет предмета перед глазами, имеют светоощущения). Чем раньше наступил дефект, тем более заметны отклонения в развитии. Слепые дети подразделяются на слепорожденных и ослепших.

У слепорожденных наблюдаются отставание в развитии образного мышления, затруднения в движениях. Внимание, логическое мышление, речь, память развиваются нормально. С большим трудом формируется правильное соотношение между отвлеченными знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные, нежели конкретные понятия. Наблюдаются нарушения, связанные с трудностями в учении, игре, быте, неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции или раздражение, возбудимость, агрессивность. У ослепших детей зрение утрачено после рождения – в дошкольном или школьном возрасте. Имеет значение сохранность зрительных представлений: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, происходит постепенное стирание зрительных образов. Нормальная мыслительная деятельность слепых детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их основе развиваются произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации. Коррекционно-компенсаторное обучение слепых позволяет им за 11 лет получить полное среднее образование и производственную специальность (например, радио- и электротехника).

В развитии слепого школьника можно отметить такие характерные особенности.

Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Отмечается безынициативность
, пассивность слепого ребенка.        

Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном. Характерна импульсивность поведения слепых детей. В большинстве случаев дети не могут следить за ответом своего товарища, не умеют его продолжить.

У слепых детей отмечают закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

Слепой и слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе часто можно увидеть на их любимых уроках в школах для детей с нарушением зрения.

Процесс познания основан на систематическом, целенаправленном процессе наблюдения. Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к своеобразию протекания психических процессов, участвующих в процессе наблюдения. Наблюдения есть чувственное познание окружающего мира, в основе которого лежат ощущения, восприятия и представления. Процесс наблюдения при нормальном зрении строится, прежде всего, на зрительных ощущениях. Своеобразие наблюдений при слабовидении проявляется в использовании всех сохранных анализаторов, а при слепоте зрительные ощущения полностью выпадают и ведущими становятся тактильные. Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал об осязании, что “рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль за пределы длины руки”.


Важно позаботиться о развитии руки слепого ребенка. Чем раньше начать упражнять руку ребенка в осязании, тем меньше трудностей возникнет у него при обучении в школе. При показе и объяснении новых предметов воспитателю следует обратить внимание детей на последовательность знакомства с предметами, планомерность их осязательного обследования – это важная особенность работы со слепыми. Поэтому при обследовании и адекватном восприятии натуры необходимо учитывать это в процессе изобразительной деятельности детей со зрительной депривацией.

При значительном снижении остроты зрения и при полной слепоте ведущим становится осязательный тип восприятия. При низкой остроте зрения отмечается замедленность процессов восприятия, фрагментарность, схематизм, в результате чего страдает наблюдательность, что в конечном счете сказывается на формировании целостного образа. При глубоком нарушении зрения возникают трудности узнавания предметов и изображений.

Восприятие предметов окружающего мира, формирование целостного образа этого предмета и, как результат, сформированность представлений находится в тесной взаимосвязи с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Ребенок с нормальным зрением сначала выделяет общую форму предмета, затем - его отличительные характерные признаки; на следующем этапе происходит синтез анализируемой формы и уточнение характерных особенностей предмета.

Огромное значение при восприятии предметов и явлений окружающего мира для детей со зрительной депривацией имеет словесное его описание. Описывать воспринимаемый объект необходимо самому ребенку, что способствует совершенствованию связной речи, а также описание предметов ведется учителем, яркая, образная, эмоциональная речь которого поможет наиболее полному и адекватному восприятию изучаемого предмета или явления.

На основе восприятий формируются представления о предметах окружающего мира, о процессах и явлениях, отображающих действительность. Свои впечатления, полученные о жизни, ребенок передает в изобразительной деятельности. Без ясных, четких представлений создать рисунок невозможно. Вместе с тем при создании рисунка ребенок уточняет и конкретизирует представления. Нарушения зрения оказывают негативное влияние на ощущения и восприятия, которые, в свою очередь, проявляются в схематизме, фрагментарности, отрывочности. В связи с этим представления детей со зрительной депривацией отличаются обедненностью, нечеткостью, вербализмом.


Представления слепых детей зависят от времени, характера и степени поражения органа зрения. Для совершенствования представлений детей с нарушением зрения необходимо вести целенаправленную педагогическую работу, использовать приемы развития и совершенствования зрительного, тактильного, слухового, восприятия, образной речи, воссоздающего воображения. Необходимо вести работу по развитию, формированию и совершенствованию пространственных представлений слепых и слабовидящих детей.
5. Специфика психического развития слабовидящих детей.

Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

        Значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности в учебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в школу для слабовидящих (в целом тот же ответ, что на вопрос 6).
6. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрения.