Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, более позднее выделение окружающих людей и себя из объектов внешнего мира оказало влияние на становление самой ранней формы ведущей деятельности — общения, сказалось на предметной и игровой деятельности.

Роль деятельности в компенсации дефектов зрения в настоящее вре­мя отмечается практически в каждом тифлопсихологическом исследовании. Л.С.Выготский показал это в теории культурно-исторического развития. Особое место в тифлопсихологии принадлежит М.И.Земцовой и ее книге «Пути компенсации слепоты», основной лейтмотив которой со­стоит в развитии компенсации и реабилитации слепых в процессе организации различных видов деятельности. Генетическое исследование ран­него и дошкольного возраста слепых детей Л.И.Солнцевой раскрыло роль предметно-практической, игровой и учебной деятельности в формиро­вании компенсаторных процессов слепых дошкольников и их общего психического развития.

В деятельности формируются новые психические образования, и она создает зону ближайшего развития ребенка. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности.

Замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального назначения предметов.

Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция, основывающаяся на мануальных способностях слепых, что кроется в не­совершенстве предметных действий. Наблюдается значительное расхож­дение между пониманием функционального назначения предмета и воз­можностью выполнить конкретное действие с предметом.

Для слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, как и для зрячих, наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра. Охватывая сензитивные периоды жизни детей с аномалиями в развитии, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со слепотой. Как зона ближайшего развития ребенка, игра в тифлопсихологии рассматривается как средство всестороннего развития способов познания окружающего мира, воспи­тывающее положительные качества личности. Однако глубокое наруше­ние или ограничение функции зрительного анализатора создают труд­ности при овладении всеми структурными компонентами игровой дея­тельности: у детей отмечается бедность сюжета, содержания игры, схе­матизм игровых и практических действий.


Дефекты зрения существенно усложняют и затрудняют деловое сво­бодное общение. Для них характерен уход от контактов с окружающи­ми, ориентация на свой внутренний мир, пассивность, создание пози­ции «изоляции».

В игре проявляются различные типы социального поведения де­тей. Д.М.Маллаев выделил 4 уровня социальных отношений, харак­терных для детей с нарушением зрения при осуществлении игровой деятельности.

Уровни социального поведения в игре соотносятся с характером вла­дения детьми игровой деятельностью, степенью владения игровыми дей­ствиями и наличием игрового замысла по сюжету. Дети проходят несколь­ко этапов в развитии игры: - неспецифические действия с игрушками при отсутствии сюжета игры, - возникновение элементарных действий с предметами без сюжета игры, - появление игровых действий и неустой­чивость игрового замысла, - формирование соотнесения игровых действий с сюжетом игры и умением действовать в соответствии с замыслом.

Изучение творчества детей с нарушением зрения показывает влия­ние зрительной недостаточности на темп развития креативной творчес­кой игры и требует специальной коррекции, пропедевтического, обучаю­щего этапа, направленного на прочное овладение способами игрового действия, выражение своих эмоций, что в дальнейшем позволяет детям проявлять и развивать свой творческий потенциал.

Формирование учебной деятельности у слепых и слабовидящих млад­ших школьников является длительным и сложным процессом. Основа этого процесса - формирование готовности сознательно и преднамерен­но овладевать знаниями. На начальном этапе учение является еще нео­сознанным процессом, обслуживающим нужды других видов деятельно­сти (игра, продуктивная деятельность), и их мотивация переносится на усвоение знаний. Учение на первых этапах имеет неучебную мотивацию. Когда слепой ребенок начинает действовать из интереса к новым фор­мам умственной деятельности и у него появляется активное отношение к объектам изучения, это говорит о возникновении элементарных по­знавательных и учебных мотивов. У детей появляется особая чувствительность к оценке результатов учения, исправлению своих ошибок, же­лание решать «трудные» задачи.

Это свидетельствует о становлении уже учебной деятельности. Но она еще довольно часто протекает в форме игр и, особенно, дидактических, способствующих ее укреплению.

Организационно-волевая сторона учебной деятельности является наиважнейшей в компенсации зрительной недостаточности. Именно ак­тивность слепого в познании, умении добиваться результатов, несмотря на значительные трудности практического выполнения деятельности, обеспечивают успешность ее выполнения.


У детей с нарушениями зрения имеется сложное соподчинение мо­тивов от более общего - хорошо учиться, к конкретному - выполнить задание. Готовность к выполнению учебной деятельности проявляется в эмоционально-волевой сфере, в умении подчинить свои действия, с од­ной стороны, требованиям учителя, с другой - заданию и правилам дей­ствий. В этом нет различий между слепыми и зрячими. Различия возни­кают в осуществлении самого процесса учебной деятельности - она проте­кает в более замедленном темпе, особенно в первые периоды ее станов­ления из- за необходимости создания на основе осязания или нарушен­ного зрения и осязания поля деятельности, включающего в себя про­странственные представления наполняющих его объектов изучения, фор­мирования автоматизации движения осязающей руки, контроля на ос­нове осязания и проприоцептивной чувствительности за протеканием и результативностью деятельности.

Взросление, а также понимание и прочувствование социальных из­менений условий жизни в стране сказываются на формировании новых отношений учащихся к учебной деятельности, к самим себе, учителю, товарищам, к своему будущему, требующимся знаниям для самостоятель­ного вступления в жизнь после школы.

Специфичность отношения детей с нарушением зрения четко выражается в эмоциональных переживаниях и беспокойстве о своей со­циальной адаптации в обществе зрячих, о получении дополнительных знаний, помогающих им в овладении новыми информационными сред­ствами, способствующими усвоению знаний как в процессе изучения об­щеобразовательных предметов, так и на специально организованных коррекционных занятиях.
9. Система образования лиц с нарушениями зрения. (пегас)

Специальные школы III и IV видов предназначены для образования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие незначительного числа таких школ при необходимости может быть организовано совместное (в одном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией. В первый класс специальной школы III вида принимают детей 6—7 лет, а иногда и 8—9 лет. Наполняемость класса (группы) может быть до 8 человек. Общий срок обучения в школе III вида 12 лет, за который ученики получают среднее (полное) общее образование.

В эту же школу принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (свыше 0,4). В первый класс школы IV вида принимаются дети 6—7 лет. В классе (группе) может быть до 12 человек. За 12 лет обучения в школе дети получают среднее (полное) общее образование.


В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.). Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение ими зависят, прежде всего, от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;   модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;   дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;   специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;  усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития.

Профилактика нарушений зрения на уроке вменяется в профессиональные обязанности педагога, поэтому каждый педагог и классный руководитель должен:

·                 Содействовать своевременному обнаружению нарушений зрения детей (обращать внимание на дополнительную фокусировку зрения, жалобы ребенка на то, что он не видит с доски и т. д.);

·                 Правильно выбрать место в классе для слабовидящего ребенка;

·                 Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм в классных комнатах;

·                 Соблюдать культуру оформления доски;

·                 Создавать благожелательную эмоциональную обстановку в классе;

·                 Регламентировать зрительные нагрузки (количество читаемого и время чтения на уроке не более 15-20 минут, не раздражающие цвета одежды учителя);


·                 Организовывать тренировку мышц глаз;

·                 Использовать здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе (например, доктора Ф.И. Базарного).

Средства обучения слепых и слабовидящих.  Для учащихся школ III вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать. В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами). Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой тиражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания. Специальные технические средства и приспособления, используемые для трудового и профессионального обучения и на рабочих местах производственных предприятий, позволяют осуществлять слепым и слабовидящим сборку электротехнических и радиоэлектронных изделий, производить механическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции.
10. Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрительного восприятия (пегас+Лубовский).

Врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, а появление дефекта у человека со сложившимися навыками общественного поведения ведет к их разрыву, смещению. И в том и в другом случае инвалид по зрению выпадает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в нем. В связи с этим основной задачей реабилитационной работы в целях адаптации детей-инвалидов по зрению в обществе является установление социальных связей, то есть социально-психологическая адаптация. В процессе реабилитационной работы по социально-психологической адаптации слепых перед практическими работниками специальных учреждении (школ, восстановительных центров, реабилитационных кабинетов) возникают определенные трудности. Возникает необходимость преодолеть депрессию, возникающую как реакция на слепоту, сформировать адекватные установки по отношению к окружающим, своему дефекту и деятельности, вооружить слепых новыми способами коммуникации. Первым этапом социально-психологической адаптации следует считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта, на который инвалиды по зрению реагируют крайне болезненно. Глубина и длительность реакции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени появления. Одновременно ведется работа по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни слепого труднопреодолимых препятствий, постоянно высокого психического напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения, основанных на двигательном контроле.