Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, связанный с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем.

Гнозис — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Недостаточность слухового гнозиса в основном проявляется в несформированности фонематического восприятия, что приводит к задержке развития способности понимания речи, звукопроизношения, а впоследствии и навыков письма. При недостаточности зрительного гнозиса возникают проблемы при узнавании недорисованных, заштрихованных, перевернутых изображений, а также выделении целостного изображения из фона.

Праксис — сложные формы произвольных движений и действий.

Подкорковые системы отвечают за уровень бодрствования, психическую активность, влечения, эмоциональность.

Корковые системы обеспечивают развитие интеллекта и формирование высших, собственно человеческих эмоциональных образований.

Таким образом, дисфункция регуляторных систем влияет на все стороны психического развития, нарушения же частных функций парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.


  1. Соотношение между первичным и вторичным дефектами

Первичный дефект может иметь повреждения, недоразвития или их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых и повреждение подкорковых систем).

При вторичном дефекте (по Л. С. Выготскому) недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с повреждением (например, недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха) или которые в момент негативного воздействия находятся в сензитивном периоде развития.

Первичный и вторичный дефекты могут находиться по отношению друг к другу как в позиции «снизу вверх», так и «сверху вниз». Однако в процессе развития иерархия между первичным и вторичным дефектами может меняться. Например, при слабом зрении вначале основным препятствием при освоении знаний может являться первичный дефект; впоследствии главными тормозящими развитие ребенка моментами могут стать нарушения психического развития, возникшие в результате познавательных и социальных неудач.

Соответственно, одним из главных факторов, приводящих к возникновению вторичных дефектов, является социальная депривация (нарушение процесса общения). Например, длительное ощущение неуспеха в детском или подростковом периоде приводит к формированию педагогически запущенной и социально деформированной личности, что впоследствии тормозит как интеллектуальное развитие, так и процесс социализации.



  1. Нарушение межфункциональных взаимодействий


При нормальном детском психическом развитии выделяют следующие типы взаимодействия психических функций:

1) временная независимость функций (характерна для ранних этапов онтогенеза, например, относительная независимость мышления и речи до двухлетнего возраста);

2) ассоциативные связи (объединение в одно целое разрозненных разномодальных чувственных впечатлений на основе пространственновременной близости);

3) иерархические связи (обладают высокой пластичностью и устойчивостью, которые позволяют при необходимости произвести компенсаторную перестройку психической функции).
Компенсаторная перестройка при иерархических связях достигается в результате выделения ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, каждый из которых решает свою задачу. Ведущий уровень передает полномочия контроля фоновому уровню и получает благодаря этому возможности для дальнейшего усложнения и развития. Перестройка и усложнение данных связей подчинены закону гетерохронии. Закон гетерохронии — разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. При патологии развития происходит нарушение гетерохронии и наблюдается явление асинхронии — различная степень недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Асинхрония проявляется в ретардации (незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм; например, для детей с общим речевым недоразвитием характерно патологически длительное сохранение автономной речи), патологической акселерации отдельных функций (например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме или гиперсексуальность при умственной отсталости), сочетании патологической акселерации и ретардации (например, раннее возникновение речи в сочетании с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме).

Важным моментом, способствующим или замедляющим процесс развития, является процесс социализации.
5. Психологические закономерности дизонтогенеза. (2 вопрос)

(+СМ. 2)!!!


Семинарское занятие №3

Особенности познавательной деятельности и личности детей и подростков с умственной отсталостью при олигофрении
Вопросы:


  1. Общее понятие умственной отсталости.

  2. Этиология умственной отсталости.

  3. Причины олигофрении.

  4. Формы олигофрении.

  5. Познавательная деятельность и личностные качества детей и подростков при олигофрении легкой степени.

  6. Познавательная деятельность и личностные качества детей и подростков при олигофрении умеренной степени.

  7. Познавательная деятельность и личностные качества детей и подростков при олигофрении тяжелой степени.

  8. Познавательная деятельность и личностные качества детей и подростков при олигофрении глубокой степени.



1. Общее понятие умственной отсталости.

К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Умственно отсталые лица — разнородная по своему составу группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т. е. до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.




2. Этиология умственной отсталости.(СМ. ? 3)!!!
3. Причины олигофрении.

Причины УО:
Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского —Тернера и др.). Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития. В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические — токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита.


Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства). Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости.

 В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга. В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления). Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.

Умственно отсталые лица — разнородная по своему составу группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т. е. до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

Меньшая по численности группа - лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. Этот тип дизонтогенеза называется
поврежденным развитием. В результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психически функций. Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальны дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженным нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи. Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.
4. Формы олигофрении.
Критерии, положенные в основу деления олиго­френии, которые определяют степень тяжести умственного де­фекта (Эскироль): 1) идиотия, 2) имбецильность и 3) дебильность.

Идиотия представляет собой наиболее тяжелую степень оли­гофрении, при которой имеется грубое недоразвитие всех функ­ций. Мышление, по существу, отсутствует. Собственная речь пред­ставлена нечленораздельными звуками либо набором нескольких слов, употребляемых для согласования. В обращенной речи вос­принимается не смысл, а интонация. Элементарные эмоции свя­заны с физиологическими потребностями (насыщением пищей, ощущением тепла и т.д.). Формы выражения эмоций примитив­ны: они проявляются в крике, гримасничанье, двигательном воз­буждении, агрессии и т.д. Все новое часто вызывает страх. Однако при легких степенях идиотии обнаруживаются определенные за­чатки симпатических чувств. При идиотии отсутствуют навыки самообслуживания, пове­дение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потреб­ностей.

Имбецильность характеризуется меньшей выраженностью сте­пени слабоумия. Имеются ограниченная способность к накопле­нию некоторого запаса сведений, возможность выделения про­стейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступны понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере помимо сим­патических эмоций обнаруживаются зачатки самооценки, пере­живание обиды, насмешек. При имбецильности возможно обуче­ние элементам чтения, письма, простого порядкового счета, в более легких случаях — овладение элементарными навыками фи­зического труда.