Файл: Социальное обеспечение детейсирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 1114
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Сходное по своему содержанию определение ребенка закреплено и в ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка. Что же касается нормативного определения ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, то данный термин регламентирован в статье 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В частности, детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей (по перечисленным в норме основаниям и в установленном законом порядке).
Государственные инструменты политики в области социальной защиты детей сирот, а также малозащищенных слоев населения, осуществляются в соответствии с общепризнанными нормами, обязательно установленными законодательством РФ:
– гарантированное общедоступное бесплатное начальное;
– основное и среднее полное общее образование, на конкурсной основе среднее и высшее профессиональное образование;
– бесплатное медицинское обслуживание;
– выплаты государственных пособий, гарантированных законодательством;
– социальная адаптация и социальная реабилитация детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
– право на жилище.
На региональном уровне социальная защита детей-сирот регулируется непосредственно региональным законодательством, которое по своей специфике опирается и не противоречит федеральному законодательству [18, с. 95].
В настоящее время в нашей стране обострен вопрос о проблеме формального закрепления норм, которые бы регулировали вопросы социальной защиты детей-сирот. Такие нормы, которые регулировали бы права и обязанности субъектов, непосредственно осуществляющих эту защиту. Особое внимание следует уделять непосредственной практической реализации перечисленных норм, а так же функционированию правовых механизмов, позволяющих наиболее эффективно реализовывать предоставленные государственные права, гарантии и пользоваться всеми льготами. Кроме того, детям-сиротам необходима социальная и правовая защита со стороны государства для поддержания здорового физического состояния и стабильного психологического здоровья, поддерживая нормальные условия жизни.
Подводя итог главы, хотелось бы отметить, что правовое обеспечение деятельности по социальному обеспечению и социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа включает в себя множество различных нормативным правовых актов как международных, так и национальных, регулирующих различные общественные отношения и правовые институты.
Глава 2. Проблемы организации социального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
2.1. Роль органов и учреждений по социальному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.
Являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки/попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей.
Данные госорганы осуществляют следующие функции: выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот; выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке; устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.); защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц; формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями; разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями; управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам [17, с. 55].
Деятельность и распространение влияния правозащитных движений и других организаций, которые занимаются защитой прав человека, может делиться по территориальному признаку. В свою очередь, деятельность по защите прав также представляет собой систему, которая функционирует на двух уровнях:
– федеральный, то есть воздействие происходит на уровне всей страны;
– региональный, когда их действия касаются только определенного региона [18, с. 96].
На сегодняшний день во всех регионах России учреждены и функционируют государственные институты, которые призваны обеспечивать соблюдение прав и свобод человека. К ним относятся суды, правоохранительные органы, различные государственные
учреждения по рассмотрению обращений граждан, региональные уполномоченные по правам человека, ребенка, комиссии по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Но как показывает практика, создание только специализированных государственных правозащитных органов не приносит желаемого результата и не влечет за собой повышения уровня защищенности граждан. Поэтому в настоящее время необходимо уделять больше внимание вопросу предоставления защиты прав граждан общественными организациями.
В правовой системе Российской Федерации существует огромное количество узаконенных конституционных и международных, неконституционных институтов, направленных на защиту прав человека. Сейчас каждый человек может обратиться в Европейский суд, чтобы самостоятельно отстаивать свои права. С целью защиты прав граждан все чаще создаются некоммерческие организации. Примерами могут служить известный екатеринбургский фонд «Город без наркотиков», общественное движение «Доброе дело», «Благотворительный фонд содействия семье, защиты материнства и детства «Наследие», правозащитный центр «Мемориал» и многие другие. В последнее время данное движение показывает значительный прогресс – меняется характер дел и растет процент случаев, когда защитить права граждан действительно удается.
Отметим, что для эффективной правозащитной деятельности необходимо сотрудничество государственных и негосударственных институтов. Модернизация деятельности по защите прав человека и повышение ее эффективности предполагает принятие следующих мер:
Во-первых, необходимо повышать уровень правовой сознательности граждан: люди должны знать свои права и активно их защищать. Во-вторых, следует ликвидировать существующие «пробелы» в законодательстве, тем самым снизив вероятность нарушения прав человека до минимума. В-третьих, нужно ограничить вмешательство государственных органов при осуществлении правозащитной деятельности. Они должны всячески содействовать деятельности негосударственных и некоммерческих правозащитных организаций, а не препятствовать, как происходит зачастую в современности. Количество правозащитных организаций не свидетельствует об уровне развития проблемы нарушения прав в государстве [12, с. 15].
Медиация представляет собой способ урегулирования споров и ведение переговоров между заявителя и нарушителя прав с помощью третьей стороны – посредника, или медиатора. Медиатор разъясняет содержание норм о правах граждан, дает необходимые рекомендации о восстановлении прав и свобод человека.
Таким образом, осуществляется правозащитная деятельность, основанная на методе убеждения.
Правозащитные организации осуществляют контроль, в том числе за деятельностью государственных органов. Если посмотреть на осуществление этого порядка в западных странах, то можно заметить, что там каждый прокурор или чиновник контролируется, а правозащитные организации сообщают общественности о допущенных нарушениях.
Особая роль отводится правозащитной функции прокуратуры.
Так, например, прокуроры активно используют полномочия по защите прав указанных лиц в судебном порядке, что позволяет повысить результативность принимаемых мер и добиться реального восстановления нарушенных прав. Основной причиной неисполнения субъектами РФ возложенных расходных обязательств по предоставлению жилья таким гражданам является ненадлежащее финансирование [14, с. 31].
Бюджетные лимиты регионов не отвечают остроте ситуации и являются недостаточными. Так, решением районного суда г. Челябинска удовлетворено исковое заявление прокуратуры Челябинской области в интересах местной жительницы к Администрации г. Челябинска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. В ходе проверки по обращению было установлено, что гражданка относится к категории граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, окончила обучение в образовательных учреждениях, не является нанимателем или собственником жилого помещения. В установленном порядке в 2019 году подала заявление о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в Администрацию г. Челябинска, однако получила отказ, мотивированный отсутствием данных помещений и необходимостью соблюдения порядка очередности. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В нарушение указанных требований закона гражданка в установленном порядке жилым помещением не была обеспечена, в связи с чем органы прокуратуры обратилась в суд в защиту ее интересов [13, с. 89].