Файл: Социальное обеспечение детейсирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и правовые основы социального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

1.1. Социально-правовой статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

1.2. Понятие, содержание и основные формы социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

1.3. Правовое регулирование социального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Глава 2. Проблемы организации социального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

2.1. Роль органов и учреждений по социальному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

2.2. Анализ проблем социального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Заключение

Список использованных источников

Приложение



Основные принципы социальной защиты в отношении таких детей закреплены в СК РФ. Раздел VI Кодекса посвящен формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновлению (удочерению), опеке и попечительству, приемной семье. Урегулирован механизм выявления детей, оставшихся без попечения родителей, их последующего семейного устройства или передачи в интернатные учреждения.

В СК РФ также изложены положения, касающиеся материального обеспечения детей-сирот. Несовершеннолетние, помещенные под опеку, вправе получать причитающиеся им выплаты различного характера, в том числе алименты, а также социальные выплаты – пенсии, пособия и т.д. [16, с. 106].

Содержание ребенка дополнительно может производиться и за счет части его имущества, переданного по договору о доверительном управлении имуществом. Такое управление осуществляется под строгим контролем органов опеки и попечительства, которые отслеживают расходование средств, принадлежащих подопечному, и создание условий по его надлежащему содержанию. Все остальное имущество несовершеннолетнего подопечного передается опекуну (попечителю) по описи, составляемой в порядке, установленном ст. 18 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве». Принятие имущества подопечного должно быть осуществлено не позднее 3 дней с момента возникновения опеки (попечительства).

Дополнительные государственные гарантии на образование, медицинское обслуживание, труд, имущество и жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, социально-правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплен рядом нормативных правовых актов и состоит из прав, обязанностей, ответственности, гарантий.

1.2. Понятие, содержание и основные формы социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа


Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый – в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй – в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования.

Второй уровень – чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами [11, с. 225].

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами заключается в контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем, а также главным аспектом выделяется социально-правовая защита данной категории населения.

Стоит отметить, что в российской системе социальной защиты традиционно применяется категориальная модель социальной защиты, т.е. прямое следование установленным нормам и правилам в отношении конкретных категорий граждан. Отсутствие индивидуального подхода в системе соцзащиты не может способствовать ее эффективному построению. Не стоит забывать, что помимо материального аспекта удовлетворения необходимых потребностей, главной целью социальной защиты детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, является гармоничное развитие личности ребенка в целях его дальнейшей социализации и адаптации ко взрослой жизни. Социальная защита детей должна быть направлена на решение различных проблем. Так, в нашей стране, например, практически не работает психологическая и педагогическая помощь детям-сиротам. А психическое состояние ребенка - это немаловажный аспект, от которого зависит его дальнейшая реализация как личности.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поступают в государственные учреждения по разным причинам, но чаще всего это дети, родители которых самоустранились от содержания и воспитания ребенка. Попадая в учреждения интернатного типа
, такие дети чаще всего оказываются в условиях, где они не могут полноценно развиваться и социализироваться. Кроме того, права таких детей, даже самые базовые, часто нарушаются.

На сегодняшний момент в России существуют следующие учреждения для оказания социальной поддержки детям-сиротам: 1) дома ребенка для детей в возрасте до 3 лет (до 4 лет – для детей-инвалидов), как для детей, оставшихся без попечения родителей, так и для обычных детей; 2) детские дома и школы-интернаты различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет; 3) специализированные детские дома (интернаты) для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства [17, с. 12].

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, признается жизнь в семье. Статья 123 СК РФ, устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью – на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их проживания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Следует обратить внимание, что передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5% до 10% детей-сирот.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению [13, с. 87].

Оптимизация деятельности в сфере оказания социальной поддержки указанной категории детей с целью создания условий для предоставления качественной помощи лежит в плоскости создания эффективной системы, основу которой составляет механизм социального взаимодействия региональных органов власти и общества в сфере
социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результативность данного механизма обеспечивается согласованностью действий между организациями и органами, входящими в систему социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и развитием гражданского контроля в указанном направлении.

Необходимо активно продвигать и развивать разнообразные формы реализации социальных задач, программ и проектов: социальный заказ, муниципальный грант, тендеры, конкурсы социальных проектов; конкурсы для некоммерческих общественных организации по разным номинациям, конкурсы на получение кредита, создание ассоциированных структур (государственно-общественных, общественно-государственных, муниципально-общественных, общественно муниципальных организаций, фондов, некоммерческих ассоциаций; партнерств и т.д.), имеющих определенный круг целей и задач, и создающихся специально для их достижения и решения подписание временных соглашений о сотрудничестве, в рамках которого могут проводиться разовые мероприятия или акции по социальной поддержке детей-сирот; подписание долгосрочных соглашений, определяющих принципы взаимоотношений различных секторов общества в данной сфере.

Способами для активизации взаимодействия власти и общества могут быть «круглые столы», совместные семинары, создание ассоциаций, работа с депутатским корпусом, организация консультирования с управлениями в, муниципалитетах и т.д.

1.3. Правовое регулирование социального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа



Множество норм международного и российского права, которые гласят о человеке как о высшей ценности государства, подчеркивают особую необходимость поддержки, а также защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Такие слои населения совершенно беззащитны и особенно нуждаются в помощи не только государства, но и социума.

Важнейшую роль в правовой регламентации вопроса играют законодательные акты международного права.

В настоящий момент важнейшими правовыми актами международного уровня, регулирующими основы охраны и защиты прав ребенка, являются Декларация прав ребенка (1959) [2], Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года [3]. Конвенция о правах ребенка и другие международно-правовые акты создают правовой каркас защиты и обеспечения благополучия детей. Конвенция о правах ребенка гласит, что в особом внимании со стороны государства нуждаются дети, живущие в исключительно трудных условиях.

Несомненно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как раз и пребывают в этих трудных условиях, ведь что может быть страшнее и тяжелее для ребенка, чем лишиться семейного окружения и поддержки и защиты родственников. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года вступила в силу для СССР 15.09.1990 и послужила своеобразным толчком для совершенствования законодательства о правах детей в России. Таким образом, начало совершенствования отечественного законодательства о правах несовершеннолетних приходится на 1990 год.

В дальнейшем в СК РФ 1996 г. [4] получили свое первое закрепление нормы, защищающие личные и имущественные права несовершеннолетних. Кроме упомянутых законодательных актов к основным законам, регулирующим правовой статус и вопросы защиты детей-сирот в России, следует отнести: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [6], Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [7], Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [8], Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" [9], и иные акты. Согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).