Файл: Курсовая работа По дисциплине Право социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»


курсовая работа

По

дисциплине

Право социального обеспечения




На тему


 Программа пенсионной реформы и пути ее реализации.







Работу выполнил (а) студент (ка)




Группы

 ОКПс-22011КМР

Направление

Право социального обеспечения

Профиль




Деревянкин Р.С.

(Ф.И.О.)

Научный руководитель



(Ф.И.О.)

МОСКВА 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИИ 7

1.1 Становление и развитие пенсионной системы в России 7

1.2 Понятие и правовое регулирование страховых пенсий как вида пенсионного обеспечения 12

2 СТРАХОВОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 26

2.1 Понятие и виды страховых пенсий 26

2.2 Порядок установления страховых пенсий 42

2.3 Перерасчет, индексация, приостановление и прекращение выплаты страховых пенсий 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

ЛИТЕРАТУРА 67

ПРИЛОЖЕНИЕ А «Информация о суммах ЕДВ» 72

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионное обеспечение граждан – комплексная система, функционирующая на базе законодательных актов государства, принятых с целью защитить гражданина в сложные периоды его жизни.

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.


Экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, характеризующие переход к рыночным методам управления экономикой, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, обеспечения их финансовыми источниками и рационального использования имеющихся средств.

С января 2002 года в России началась реформа системы социального обеспечения – пенсионная реформа. Национальный совет по пенсионной реформе при действующем тогда Президенте России во главе с премьер-министром Михаилом Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял соответствующие законы: пенсионная система была перестроена на базе нового законодательства.

Законодательная база современной пенсионной системы в Российской Федерации формировалась не одно десятилетие. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения по многим вопросам так и не пришли к единому мнению. Концепция реформы менялась четыре раза. Главным объектом борьбы стала доля частной инициативы, которая может быть допущена в существующую у нас сугубо государственную систему пенсионного обеспечения населения.

За время, прошедшее с начала реформы пенсионной системы, нормативная правовая база, касающаяся деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, претерпела значительные изменения. При этом помимо принятия новых нормативно-правовых актов, вносились изменения и в действующее законодательство, регулирующее вопросы, касающиеся пенсионной системы Российской Федерации.

В рамках реформирования пенсионной системы в Российской федерации Пенсионный фонд Российской Федерации был наделен такими дополнительными функциями, как осуществление государственного пенсионного обеспечения, организация инвестирования средств пенсионных накоплений, взаимодействие с негосударственными пенсионными фондами и др.

Впоследствии на Пенсионный Фонд Российской Федерации были возложены функции по осуществлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, ведению федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществление компенсации расходов на оплату один раз в два года стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам-северянам. Указанные полномочия выходят за рамки системы обязательного пенсионного страхования и относятся к сфере социального обеспечения в целом.



Наиболее важным для общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающее интересы различных категорий населения:

- пенсионеров, которые заинтересованы в повышении пенсии независимо от источников финансирования;

- работающих граждан, которые находятся в настоящее время в инертном состоянии в силу отсутствия связи между размером пенсий и отчислениями в ПФР;

- работодателей, которые заинтересованы в либерализации налогового режима, и в частности снижении налоговой нагрузки с целью увеличения у предприятий инвестиционных ресурсов.

В результате реформирования всей пенсионной системы Российской Федерации была модернизирована ее распределительная составляющая и созданы условия для формирования пенсионных накоплений.

Проводимая в стране реформа пенсионной системы затрагивает насущные интересы практически всего населения, во многом определяет перспективы политического и социально-экономического развития России. Результаты ее первого этапа оцениваются в обществе неоднозначно, часто противоречиво.

Таким образом, объектом исследования являются правоотношения в сфере пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является правовое регулирование института страховых пенсий в России.

Целью данной работы является анализ норм, регулирующих виды, порядок и условия назначения страховых пенсий в Российской Федерации. В соответствии с заявленной целью для проведения исследования необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть общие положения о пенсионном обеспечении в России;

2) изучить вопросы становления и развития пенсионной системы в России;

3) осуществить анализ правовых норм, регулирующих вопросы страховых пенсий;

4) определить виды страховых пенсий в соответствии с действующим законодательством;

5) установить условия, порядок назначения, перерасчета и индексации выплат страховых пенсий.

Практическая значимость работы заключается в систематизации имеющейся информации о правовом регулировании пенсионного обеспечения. Научные положения, выводы и практические рекомендации, содержащиеся в исследовании, позволяют более глубоко анализировать процесс правового регулирования пенсионного обеспечения в целом, а также в части выплат страховых пенсий.


Степень разработанности темы. Вопросам пенсионного обеспечения граждан в России уделено достаточно большое внимание в работах российских и зарубежных авторов.

Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, социологический, сравнительно-правовой, историко-правовой, системный, формально-юридический, статистический, математический.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников. В введении обоснована актуальность темы исследования, обозначены цель, объект, предмет, задачи работы. Первая часть работы посвящена становлению и развитию пенсионной системы в России, понятию и правовому регулированию страховых пенсий. Вторая часть работы посвящена непосредственно страховым пенсиям.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИИ
1.1 Становление и развитие пенсионной системы в России

На сегодняшний день граждане нашей страны гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании. В настоящее время в российском обществе активно обсуждается дальнейшее развитие пенсионной системы.

Российская пенсионная система является наследием СССР. Пенсия каждого гражданина страны не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Система пенсионного обеспечения в Советском Союзе финансировалась из так называемых общественных фондов потребления (средства государственного бюджета и отчисления предприятий). Не было индексации пенсионных выплат, размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Постепенно финансовое состояние пенсионной системы ухудшалось, учитывая ее зависимость от государственного бюджета. Назревала необходимость проведения реформ.

1990–2000 годы. 20 ноября 1990 года был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» (введен в действие в 1991 году – первой половине 1992 года).

22 декабря 1990 года был создан Пенсионный фонд РСФСР для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение. С созданием Пенсионного фонда в стране появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий – за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Принципы расчета пенсий оставались прежними, однако формула изменилась (расширился перечень выплат, в трудовой стаж были включены «нестраховые» периоды, появилась возможность рассчитывать пенсию из заработка за любые 5 лет непрерывного стажа и т.д.).


16 сентября 1992 года был подписан Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах», согласно которому в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды.

В 1990–1994 годах пенсионная реформа не относилась к приоритетам Правительства, на первом плане было формирование рыночной экономики.

Однако складывающаяся в стране экономическая ситуация выявила существенные недостатки в принятом Законе «О государственных пенсиях». Инфляция возрастала, государству приходилось ежеквартально индексировать пенсию. Постепенно возник дефицит бюджета Пенсионного фонда. Все это привело к кризису в пенсионном обеспечении.

7 августа 1995 года Правительство утвердило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», в которой предусматривались индексация пенсионных выплат по инфляции и создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения: базовая (социальная) пенсия, трудовая (страховая) пенсия, негосударственная пенсия. Концепция также закладывала основы для создания персонифицированного учета страховых взносов работника.

В 1995–1997 годах финансовое положение пенсионной системы было крайне тяжелым. Правительство пыталось погасить задолженности перед пенсионерами. Экономическая неэффективность периодических индексаций пенсий стала очевидной. Необходимы были новые способы регулирования пенсий. Появился индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП). В соответствии с новыми правилами расчета пенсий трудовой стаж не включал «нестраховые» периоды, был введен запрет на получение пенсий работающими пенсионерами и др.

Осенью 1997 года Министерством труда и социального развития России была представлена новая Концепция пенсионной реформы, в которой предлагался вариант перехода к накопительной системе. В мае 1998 года Концепция была доработана и появилась Программа пенсионной реформы, в которой наиболее дискуссионный вопрос – переходить ли к накопительной модели пенсионной системы (Концепция 1997 года) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 года) – решался в пользу смешанного варианта. Основные элементы предлагаемой реформы – переход к расчету пенсий на основе всей страховой биографии работника, введение накопительных принципов финансирования, учет продолжительности жизни в расчете пенсий и др.