Файл: Обучение с пеленок.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игры «Кто кого»

Цель игры: научить ребенка выдувать плавную воздушную струю и когда нужно менять ее направление. Оборудование: конструктор.

Ход игры. Эту игру лучше всего проводить как соревнование. На столе из конструктора строятся двое широких ворот. На одинаковом от них расстоянии выкладывается кусочек ваты. Двое детей встают каждый к своим воротам. Сна­чала один дует на вату, стараясь задуть ее в ворота противника, потом другой. Дети должны дуть следующим образом: губы растягиваются в улыбке, язык при­поднимается к верхней губе, произносится звук [ф]. При выдохе дети не должны раздувать щеки. Выдыхать можно только через губы.
И
Многие дети, когда начинают рассказывать о чем –то , что оказало на них сильное впечатление, говорят быстро и отрывочными фразами, при этом сильно жестикулируя.
гра «Пузыри в стакане»


Цель игры: помочь развить сильный и целенаправленный выдох. Оборудование: трубочка и стакан с водой.

Ход игры. Взрослый ставит перед ребен­ком стакан с водой и опускает в него трубочку. Потом предлагает ему глубоко вдохнуть через нос, вытянуть губы и сильно подуть в трубочку так, чтобы вода забурлила. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не делал дополнительных вдохов.
Игры «Гудок»

Цель игры: научить ребенка длительному и целенаправлен­ному выдоху.

Оборудование: стеклянные пузырьки, с горлышком, диаметр которых при­мерно 1 см.

Ход игры. Взрослый должен показать ребенку, как нужно гудеть с помощью пузырька: кончик языка касается горлышка, а сам флакончик — подбородка. По­том нужно глубоко вдохнуть носом и сильно выдохнуть на язык. Пусть ребенок попробует выполнить это самостоятельно. Если у него хорошо получается, можно погудеть дуэтом.
Игра «Путешествие»

Цель игры: научить ребенка менять силу и направление вы­доха.

Оборудование: таз водой, бумажная лодочка.

Ход игры. Ребенок садится рядом с тазом с лодочкой. Взрослый предлагает ему совершить прогулку по «морю» в другую «страну», которая обозначена флажком на другой стороне таза. Чтобы лодочка смогла закончить свое путеше­ствие, необходим попутный ветер. Попросите малыша, чтобы он помог кораблику добраться до берега. Взрослый должен следить за тем, чтобы губы ребенка во время выдоха были растянуты как для произнесения звука [ф]. Выдох должен быть плавным.

Игра «Самолетики»

Цель игры: развить у ребенка длительный и целенаправлен­ный выдох.

Оборудование: бумага

Ход игры. Вместе с ребенком из бумаги нужно изготовить самолетики. Взрос­лый и ребенок ставят самолетик на край стола и садятся напротив. По сигналу, который дает взрослый, они на одном выдохе стараются продвинуть самолетик по столу как можно дальше.
И
Упражнения для развития дыхания нужно выполнять в течение 5 мин. В положении сидя или стоя. Поза должна быть удобной для ребенка.
гра «Надуй шарик»


Цель игры: развить у ребенка сильный и непрерывный вдох.

Оборудование: воздушные шарики, надутые неплотно.

Ход игры. Взрослый дает ребенку шарик и предлагает его надуть, плавно выдыхая воздух в отверстие. Игру можно провести как соревно­вание.
Игра «Дуй сильнее»

Цель игры: научить ребен­ка сильному выдоху

Оборудование: бумажная, потом пластмассовая вертушка.

Ход игры. Взрослый просит ребенка сделать глубокий вдох носом, а потом сильный выдох ртом на вертушку, чтобы она начала вращаться. Пусть ребенок сначала потренируется на бумажной, так как она легче. Если у малыша получи­лось все сделать с первого раза, то можно вручить ему поощрительный приз.
Игра «Пушинки»

Цель игры: научить ребенка вырабатывать длительную не­прерывную воздушную струю. Оборудование: одуванчик.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку сдуть с одуванчика все пушинки. Для этого он должен сделать глубокий вдох носом и сдуть пушинки одним силь­ным выдохом.
Игра «Задуй свечки»

Цель игры: развивать у ребенка сильный направленный вы­дох.

Оборудование: песочный набор, свечки для торта.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в день рождение или лю­бой другой праздник, где нужно задувать свечи. Малыш сам изготавливает «ку­личики» из песка, в которые нужно вставить свечи свечки. Задача ребенка, сде­лав глубокий вдох, одним сильным выдохом задуть все свечки.


Дыхательная гимнастика на начальном этапе отрабатывается с помощью простых упражнении и игр. Тренировка проводится постепенно.



Игра «Подуй на предмет»

Цель игры: научить ребенка сильному и направленному выдоху.

Оборудование: легкие пластмассовые пред­меты, например, ручка, катушка, бусинка.


Ход игры. Взрослый кладет предмет на стол, а ребенок, сделав глубокий вдох носом, должен подуть на него.
Игра «Шарик»

Цель игры: научить ребенка плавно выдыхать, автоматизи­ровать звуки [с],[ш].

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся в маленький круг и повторяют за взрослым: «На­дувайся, шарик, надувайся большой!» и постепенно отходят назад, образуя боль­шой круг. Затем по сигналу «Лопнул!» дети снова образуют маленький круг и тянут звуки [с], [ш].
Игра «Метель»

Цель игры: помочь ребенку развивать речевое дыхание и силу голоса.

Оборудование: картинка с изображением метели, аудиозапись метели.

Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и объясняет, что такое ме­тель (сильный ветер со снегом). Потом дает им послушать звук метели. Перед на­чалом игры дети делают глубокий вдох носом, по сигналу взрослого тихо изобра­жают звук метели: «у-у-у», постепенно увеличивая силу голоса, но не переходя на крик, а потом понижают.
И
Выполнение дыхательной гимнастики учит детей правильно вдыхать. равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать темп и др. Как правило, уже в конце занятий общее звучание речи и её внятность улучшается.
гра «Ступеньки»


Цель игры: тренировать речевое дыхание и плавность голо­са.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка глу­боко вдохнуть через нос, а потом выдохнуть плавно протягивая определенный гласный звук, сначала высоким тоном, потом посте­пенно понижая его и наоборот: от низкого к высокому. Перед игрой взрослый должен по­казать ребенку, как это делать и объяснить, что голос как будто идет по ступеням — под­нимается и опускается.
Игра «Дыши через нос»

Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя сказочным существом, которое может дышать только через одну ноздрю. Для этого ребенок должен прикрыть одну ноздрю и дышать так в течение 2 мин, потом другую. Вдох и выдох осуществляется только через нос, рот закрыт
Игра «Аромат»


Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить, что он нюхает знако­мый ему цветок. Малышу нужно глубоко втянуть носом воздух и плавно выдох­нуть через рот. Перед началом игры взрослый должен показать ребенку, что нужно делать.
Игра «Под водой»

Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя под водой. Для этого он должен глубоко вдохнуть через нос и задержать дыхание на 1—2 с, а по­том плавно выдохнуть через рот. Перед началом игры взрослый показывает, как нужно делать.
Игра «Переведи дыхание»

Цель игры: развить у ребенка диафрагмальное дыхание,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку лечь, левую руку положить на жи­вот, правую — на грудь. Потом по команде вдохнуть глубоко носом, чтобы подня­лась грудная клетка, а потом не выдыхая перевести его в живот так, чтобы тот выпятился. Если у ребенка все получается, его можно поощрить, например, дать любимое лакомство.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания
Игра «Куколки поют»

Ц
Одно из основных условий правильно тренировки речевого дыхания – это плавное произнесение всех слов и фраз на выдохе.
ель
игры: развить правильное речевое дыхание.

Оборудование: рисунки с изображениями поющих кукол. Артикуляция при произнесении гласных звуков должна быть четко прорисована.

Ход игры. В игре участвуют 2—4 человека. В начале нужно показать рисунки с изображением поющих кукол и предложить детям угадать, какой звук поет ка­ждая кукла. Далее раздать детям по рисунку и предложить спеть тот же самый звук, что поет кукла на рисунке. Затем попросите малышей выстроиться в ряд со своими рисунками и петь только тогда, когда им скажут. Петь нужно как можно дольше.

Постепенно игру следует усложнить. На сле­дующем этапе можно предложить спеть песенки из двух гласных звуков. Например: «У-У-У-У-А-А-А-А!». Взрослому нужно следить за тем, чтобы песенка пелась на одном выдохе как можно дольше. Дальше игру можно усложнить рисунками с поющими куклами: показать малы­шу два рисунка, на которых куклы поют два разных звука
, и предложить уга­дать, какую песенку они поют.
Игра «Шарик сдулся»

Цель игры: научить длительному произнесению согласного звука [ф] на одном выдохе. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети стоят на ковре. Предложите малышам представить, что у них в руках большой воздушный шарик. Для этого надо поднять руки до уровня плеч и раздвинуть их в стороны, вдохнуть побольше воздуха и представить, что в ша­рике образовалась маленькая дырочка. Затем произнести звук [ф] и свести руки перед собой. Чтобы показать, что шарик сдулся совсем, следует обнять себя за плечи.

Следите за тем, чтобы ребенок выдыхал воздух плавно и не добирал его во время произнесения звука [ф].
Игра «Покажи змею»

Цель игры: развить правильное речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на ковре. Предложите малышам показать змею, как она ползет по земле, сворачивается в клубочек, греется на солнышке. Потом вспом­ните вместе, как шипят змеи, и предложите пошипеть так же: «ТД-ш-ш!». Перед шипением следует набрать в легкие как можно больше воздуха, а потом шипеть максимально долго.

Обязательно следите за тем, чтобы дети не добирали воздух во время произ­несения звука [ш].
И
Взрослому необходимо следить за свое речью, так как ребенок всегда подражает речи старшего.
гра «Накачаем колесо»


Цель игры: научить ребенка произносить длительно на одном выдохе согласный звук [с].

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на ковре. Спросите у ребят, катаются ли они на велоси­педе, на машине. Может ли колесо на машине или велосипеде сдуться? Что надо сделать, если это произошло? Предложите ребя­там накачать колесо. Для этого нужно вдохнуть как можно больше воздуха, сжать пальцы на обе­их рук в кулаки и, держа их прямыми перед собой, наклоняться вниз, как будто накачиваешь колесо. Одновременно с этим движением надо произно­сить звук [с], плавно и постепенно выдыхая воз­дух. Затем следует выпрямиться и снова глубоко вдохнуть. Надо следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы дети не перенапрягались во время игры.
Игра «Песенка матрешек».

Цель
Все упражнения следует повторять не меньше пяти раз.
игры: научить ребенка произносить на одном выдохе несколько одинаковых слогов.

Оборудование: матрешка или несколько любого размера.