ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игры «Кто кого»
Цель игры: научить ребенка выдувать плавную воздушную струю и когда нужно менять ее направление. Оборудование: конструктор.
Ход игры. Эту игру лучше всего проводить как соревнование. На столе из конструктора строятся двое широких ворот. На одинаковом от них расстоянии выкладывается кусочек ваты. Двое детей встают каждый к своим воротам. Сначала один дует на вату, стараясь задуть ее в ворота противника, потом другой. Дети должны дуть следующим образом: губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается к верхней губе, произносится звук [ф]. При выдохе дети не должны раздувать щеки. Выдыхать можно только через губы.
И
Многие дети, когда начинают рассказывать о чем –то , что оказало на них сильное впечатление, говорят быстро и отрывочными фразами, при этом сильно жестикулируя.
гра «Пузыри в стакане»
Цель игры: помочь развить сильный и целенаправленный выдох. Оборудование: трубочка и стакан с водой.
Ход игры. Взрослый ставит перед ребенком стакан с водой и опускает в него трубочку. Потом предлагает ему глубоко вдохнуть через нос, вытянуть губы и сильно подуть в трубочку так, чтобы вода забурлила. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не делал дополнительных вдохов.
Игры «Гудок»
Цель игры: научить ребенка длительному и целенаправленному выдоху.
Оборудование: стеклянные пузырьки, с горлышком, диаметр которых примерно 1 см.
Ход игры. Взрослый должен показать ребенку, как нужно гудеть с помощью пузырька: кончик языка касается горлышка, а сам флакончик — подбородка. Потом нужно глубоко вдохнуть носом и сильно выдохнуть на язык. Пусть ребенок попробует выполнить это самостоятельно. Если у него хорошо получается, можно погудеть дуэтом.
Игра «Путешествие»
Цель игры: научить ребенка менять силу и направление выдоха.
Оборудование: таз водой, бумажная лодочка.
Ход игры. Ребенок садится рядом с тазом с лодочкой. Взрослый предлагает ему совершить прогулку по «морю» в другую «страну», которая обозначена флажком на другой стороне таза. Чтобы лодочка смогла закончить свое путешествие, необходим попутный ветер. Попросите малыша, чтобы он помог кораблику добраться до берега. Взрослый должен следить за тем, чтобы губы ребенка во время выдоха были растянуты как для произнесения звука [ф]. Выдох должен быть плавным.
Игра «Самолетики»
Цель игры: развить у ребенка длительный и целенаправленный выдох.
Оборудование: бумага
Ход игры. Вместе с ребенком из бумаги нужно изготовить самолетики. Взрослый и ребенок ставят самолетик на край стола и садятся напротив. По сигналу, который дает взрослый, они на одном выдохе стараются продвинуть самолетик по столу как можно дальше.
И
Упражнения для развития дыхания нужно выполнять в течение 5 мин. В положении сидя или стоя. Поза должна быть удобной для ребенка.
гра «Надуй шарик»
Цель игры: развить у ребенка сильный и непрерывный вдох.
Оборудование: воздушные шарики, надутые неплотно.
Ход игры. Взрослый дает ребенку шарик и предлагает его надуть, плавно выдыхая воздух в отверстие. Игру можно провести как соревнование.
Игра «Дуй сильнее»
Цель игры: научить ребенка сильному выдоху
Оборудование: бумажная, потом пластмассовая вертушка.
Ход игры. Взрослый просит ребенка сделать глубокий вдох носом, а потом сильный выдох ртом на вертушку, чтобы она начала вращаться. Пусть ребенок сначала потренируется на бумажной, так как она легче. Если у малыша получилось все сделать с первого раза, то можно вручить ему поощрительный приз.
Игра «Пушинки»
Цель игры: научить ребенка вырабатывать длительную непрерывную воздушную струю. Оборудование: одуванчик.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку сдуть с одуванчика все пушинки. Для этого он должен сделать глубокий вдох носом и сдуть пушинки одним сильным выдохом.
Игра «Задуй свечки»
Цель игры: развивать у ребенка сильный направленный выдох.
Оборудование: песочный набор, свечки для торта.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в день рождение или любой другой праздник, где нужно задувать свечи. Малыш сам изготавливает «куличики» из песка, в которые нужно вставить свечи свечки. Задача ребенка, сделав глубокий вдох, одним сильным выдохом задуть все свечки.
Дыхательная гимнастика на начальном этапе отрабатывается с помощью простых упражнении и игр. Тренировка проводится постепенно.
Игра «Подуй на предмет»
Цель игры: научить ребенка сильному и направленному выдоху.
Оборудование: легкие пластмассовые предметы, например, ручка, катушка, бусинка.
Ход игры. Взрослый кладет предмет на стол, а ребенок, сделав глубокий вдох носом, должен подуть на него.
Игра «Шарик»
Цель игры: научить ребенка плавно выдыхать, автоматизировать звуки [с],[ш].
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети становятся в маленький круг и повторяют за взрослым: «Надувайся, шарик, надувайся большой!» и постепенно отходят назад, образуя большой круг. Затем по сигналу «Лопнул!» дети снова образуют маленький круг и тянут звуки [с], [ш].
Игра «Метель»
Цель игры: помочь ребенку развивать речевое дыхание и силу голоса.
Оборудование: картинка с изображением метели, аудиозапись метели.
Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и объясняет, что такое метель (сильный ветер со снегом). Потом дает им послушать звук метели. Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом, по сигналу взрослого тихо изображают звук метели: «у-у-у», постепенно увеличивая силу голоса, но не переходя на крик, а потом понижают.
И
Выполнение дыхательной гимнастики учит детей правильно вдыхать. равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать темп и др. Как правило, уже в конце занятий общее звучание речи и её внятность улучшается.
гра «Ступеньки»
Цель игры: тренировать речевое дыхание и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка глубоко вдохнуть через нос, а потом выдохнуть плавно протягивая определенный гласный звук, сначала высоким тоном, потом постепенно понижая его и наоборот: от низкого к высокому. Перед игрой взрослый должен показать ребенку, как это делать и объяснить, что голос как будто идет по ступеням — поднимается и опускается.
Игра «Дыши через нос»
Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя сказочным существом, которое может дышать только через одну ноздрю. Для этого ребенок должен прикрыть одну ноздрю и дышать так в течение 2 мин, потом другую. Вдох и выдох осуществляется только через нос, рот закрыт
Игра «Аромат»
Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить, что он нюхает знакомый ему цветок. Малышу нужно глубоко втянуть носом воздух и плавно выдохнуть через рот. Перед началом игры взрослый должен показать ребенку, что нужно делать.
Игра «Под водой»
Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя под водой. Для этого он должен глубоко вдохнуть через нос и задержать дыхание на 1—2 с, а потом плавно выдохнуть через рот. Перед началом игры взрослый показывает, как нужно делать.
Игра «Переведи дыхание»
Цель игры: развить у ребенка диафрагмальное дыхание,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку лечь, левую руку положить на живот, правую — на грудь. Потом по команде вдохнуть глубоко носом, чтобы поднялась грудная клетка, а потом не выдыхая перевести его в живот так, чтобы тот выпятился. Если у ребенка все получается, его можно поощрить, например, дать любимое лакомство.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания
Игра «Куколки поют»
Ц
Одно из основных условий правильно тренировки речевого дыхания – это плавное произнесение всех слов и фраз на выдохе.
ель игры: развить правильное речевое дыхание.
Оборудование: рисунки с изображениями поющих кукол. Артикуляция при произнесении гласных звуков должна быть четко прорисована.
Ход игры. В игре участвуют 2—4 человека. В начале нужно показать рисунки с изображением поющих кукол и предложить детям угадать, какой звук поет каждая кукла. Далее раздать детям по рисунку и предложить спеть тот же самый звук, что поет кукла на рисунке. Затем попросите малышей выстроиться в ряд со своими рисунками и петь только тогда, когда им скажут. Петь нужно как можно дольше.
Постепенно игру следует усложнить. На следующем этапе можно предложить спеть песенки из двух гласных звуков. Например: «У-У-У-У-А-А-А-А!». Взрослому нужно следить за тем, чтобы песенка пелась на одном выдохе как можно дольше. Дальше игру можно усложнить рисунками с поющими куклами: показать малышу два рисунка, на которых куклы поют два разных звука
, и предложить угадать, какую песенку они поют.
Игра «Шарик сдулся»
Цель игры: научить длительному произнесению согласного звука [ф] на одном выдохе. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети стоят на ковре. Предложите малышам представить, что у них в руках большой воздушный шарик. Для этого надо поднять руки до уровня плеч и раздвинуть их в стороны, вдохнуть побольше воздуха и представить, что в шарике образовалась маленькая дырочка. Затем произнести звук [ф] и свести руки перед собой. Чтобы показать, что шарик сдулся совсем, следует обнять себя за плечи.
Следите за тем, чтобы ребенок выдыхал воздух плавно и не добирал его во время произнесения звука [ф].
Игра «Покажи змею»
Цель игры: развить правильное речевое дыхание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на ковре. Предложите малышам показать змею, как она ползет по земле, сворачивается в клубочек, греется на солнышке. Потом вспомните вместе, как шипят змеи, и предложите пошипеть так же: «ТД-ш-ш!». Перед шипением следует набрать в легкие как можно больше воздуха, а потом шипеть максимально долго.
Обязательно следите за тем, чтобы дети не добирали воздух во время произнесения звука [ш].
И
Взрослому необходимо следить за свое речью, так как ребенок всегда подражает речи старшего.
гра «Накачаем колесо»
Цель игры: научить ребенка произносить длительно на одном выдохе согласный звук [с].
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на ковре. Спросите у ребят, катаются ли они на велосипеде, на машине. Может ли колесо на машине или велосипеде сдуться? Что надо сделать, если это произошло? Предложите ребятам накачать колесо. Для этого нужно вдохнуть как можно больше воздуха, сжать пальцы на обеих рук в кулаки и, держа их прямыми перед собой, наклоняться вниз, как будто накачиваешь колесо. Одновременно с этим движением надо произносить звук [с], плавно и постепенно выдыхая воздух. Затем следует выпрямиться и снова глубоко вдохнуть. Надо следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы дети не перенапрягались во время игры.
Игра «Песенка матрешек».
Цель
Все упражнения следует повторять не меньше пяти раз.
игры: научить ребенка произносить на одном выдохе несколько одинаковых слогов.
Оборудование: матрешка или несколько любого размера.
Цель игры: научить ребенка выдувать плавную воздушную струю и когда нужно менять ее направление. Оборудование: конструктор.
Ход игры. Эту игру лучше всего проводить как соревнование. На столе из конструктора строятся двое широких ворот. На одинаковом от них расстоянии выкладывается кусочек ваты. Двое детей встают каждый к своим воротам. Сначала один дует на вату, стараясь задуть ее в ворота противника, потом другой. Дети должны дуть следующим образом: губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается к верхней губе, произносится звук [ф]. При выдохе дети не должны раздувать щеки. Выдыхать можно только через губы.
И
Многие дети, когда начинают рассказывать о чем –то , что оказало на них сильное впечатление, говорят быстро и отрывочными фразами, при этом сильно жестикулируя.
гра «Пузыри в стакане»
Цель игры: помочь развить сильный и целенаправленный выдох. Оборудование: трубочка и стакан с водой.
Ход игры. Взрослый ставит перед ребенком стакан с водой и опускает в него трубочку. Потом предлагает ему глубоко вдохнуть через нос, вытянуть губы и сильно подуть в трубочку так, чтобы вода забурлила. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не делал дополнительных вдохов.
Игры «Гудок»
Цель игры: научить ребенка длительному и целенаправленному выдоху.
Оборудование: стеклянные пузырьки, с горлышком, диаметр которых примерно 1 см.
Ход игры. Взрослый должен показать ребенку, как нужно гудеть с помощью пузырька: кончик языка касается горлышка, а сам флакончик — подбородка. Потом нужно глубоко вдохнуть носом и сильно выдохнуть на язык. Пусть ребенок попробует выполнить это самостоятельно. Если у него хорошо получается, можно погудеть дуэтом.
Игра «Путешествие»
Цель игры: научить ребенка менять силу и направление выдоха.
Оборудование: таз водой, бумажная лодочка.
Ход игры. Ребенок садится рядом с тазом с лодочкой. Взрослый предлагает ему совершить прогулку по «морю» в другую «страну», которая обозначена флажком на другой стороне таза. Чтобы лодочка смогла закончить свое путешествие, необходим попутный ветер. Попросите малыша, чтобы он помог кораблику добраться до берега. Взрослый должен следить за тем, чтобы губы ребенка во время выдоха были растянуты как для произнесения звука [ф]. Выдох должен быть плавным.
Игра «Самолетики»
Цель игры: развить у ребенка длительный и целенаправленный выдох.
Оборудование: бумага
Ход игры. Вместе с ребенком из бумаги нужно изготовить самолетики. Взрослый и ребенок ставят самолетик на край стола и садятся напротив. По сигналу, который дает взрослый, они на одном выдохе стараются продвинуть самолетик по столу как можно дальше.
И
Упражнения для развития дыхания нужно выполнять в течение 5 мин. В положении сидя или стоя. Поза должна быть удобной для ребенка.
гра «Надуй шарик»
Цель игры: развить у ребенка сильный и непрерывный вдох.
Оборудование: воздушные шарики, надутые неплотно.
Ход игры. Взрослый дает ребенку шарик и предлагает его надуть, плавно выдыхая воздух в отверстие. Игру можно провести как соревнование.
Игра «Дуй сильнее»
Цель игры: научить ребенка сильному выдоху
Оборудование: бумажная, потом пластмассовая вертушка.
Ход игры. Взрослый просит ребенка сделать глубокий вдох носом, а потом сильный выдох ртом на вертушку, чтобы она начала вращаться. Пусть ребенок сначала потренируется на бумажной, так как она легче. Если у малыша получилось все сделать с первого раза, то можно вручить ему поощрительный приз.
Игра «Пушинки»
Цель игры: научить ребенка вырабатывать длительную непрерывную воздушную струю. Оборудование: одуванчик.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку сдуть с одуванчика все пушинки. Для этого он должен сделать глубокий вдох носом и сдуть пушинки одним сильным выдохом.
Игра «Задуй свечки»
Цель игры: развивать у ребенка сильный направленный выдох.
Оборудование: песочный набор, свечки для торта.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в день рождение или любой другой праздник, где нужно задувать свечи. Малыш сам изготавливает «куличики» из песка, в которые нужно вставить свечи свечки. Задача ребенка, сделав глубокий вдох, одним сильным выдохом задуть все свечки.
Дыхательная гимнастика на начальном этапе отрабатывается с помощью простых упражнении и игр. Тренировка проводится постепенно.
Игра «Подуй на предмет»
Цель игры: научить ребенка сильному и направленному выдоху.
Оборудование: легкие пластмассовые предметы, например, ручка, катушка, бусинка.
Ход игры. Взрослый кладет предмет на стол, а ребенок, сделав глубокий вдох носом, должен подуть на него.
Игра «Шарик»
Цель игры: научить ребенка плавно выдыхать, автоматизировать звуки [с],[ш].
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети становятся в маленький круг и повторяют за взрослым: «Надувайся, шарик, надувайся большой!» и постепенно отходят назад, образуя большой круг. Затем по сигналу «Лопнул!» дети снова образуют маленький круг и тянут звуки [с], [ш].
Игра «Метель»
Цель игры: помочь ребенку развивать речевое дыхание и силу голоса.
Оборудование: картинка с изображением метели, аудиозапись метели.
Ход игры. Взрослый показывает детям картинку и объясняет, что такое метель (сильный ветер со снегом). Потом дает им послушать звук метели. Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом, по сигналу взрослого тихо изображают звук метели: «у-у-у», постепенно увеличивая силу голоса, но не переходя на крик, а потом понижают.
И
Выполнение дыхательной гимнастики учит детей правильно вдыхать. равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать темп и др. Как правило, уже в конце занятий общее звучание речи и её внятность улучшается.
гра «Ступеньки»
Цель игры: тренировать речевое дыхание и плавность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый просит ребенка глубоко вдохнуть через нос, а потом выдохнуть плавно протягивая определенный гласный звук, сначала высоким тоном, потом постепенно понижая его и наоборот: от низкого к высокому. Перед игрой взрослый должен показать ребенку, как это делать и объяснить, что голос как будто идет по ступеням — поднимается и опускается.
Игра «Дыши через нос»
Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя сказочным существом, которое может дышать только через одну ноздрю. Для этого ребенок должен прикрыть одну ноздрю и дышать так в течение 2 мин, потом другую. Вдох и выдох осуществляется только через нос, рот закрыт
Игра «Аромат»
Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить, что он нюхает знакомый ему цветок. Малышу нужно глубоко втянуть носом воздух и плавно выдохнуть через рот. Перед началом игры взрослый должен показать ребенку, что нужно делать.
Игра «Под водой»
Цель игры: научить ребенка плавно вдыхать и выдыхать.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить себя под водой. Для этого он должен глубоко вдохнуть через нос и задержать дыхание на 1—2 с, а потом плавно выдохнуть через рот. Перед началом игры взрослый показывает, как нужно делать.
Игра «Переведи дыхание»
Цель игры: развить у ребенка диафрагмальное дыхание,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку лечь, левую руку положить на живот, правую — на грудь. Потом по команде вдохнуть глубоко носом, чтобы поднялась грудная клетка, а потом не выдыхая перевести его в живот так, чтобы тот выпятился. Если у ребенка все получается, его можно поощрить, например, дать любимое лакомство.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания
Игра «Куколки поют»
Ц
Одно из основных условий правильно тренировки речевого дыхания – это плавное произнесение всех слов и фраз на выдохе.
ель игры: развить правильное речевое дыхание.
Оборудование: рисунки с изображениями поющих кукол. Артикуляция при произнесении гласных звуков должна быть четко прорисована.
Ход игры. В игре участвуют 2—4 человека. В начале нужно показать рисунки с изображением поющих кукол и предложить детям угадать, какой звук поет каждая кукла. Далее раздать детям по рисунку и предложить спеть тот же самый звук, что поет кукла на рисунке. Затем попросите малышей выстроиться в ряд со своими рисунками и петь только тогда, когда им скажут. Петь нужно как можно дольше.
Постепенно игру следует усложнить. На следующем этапе можно предложить спеть песенки из двух гласных звуков. Например: «У-У-У-У-А-А-А-А!». Взрослому нужно следить за тем, чтобы песенка пелась на одном выдохе как можно дольше. Дальше игру можно усложнить рисунками с поющими куклами: показать малышу два рисунка, на которых куклы поют два разных звука
, и предложить угадать, какую песенку они поют.
Игра «Шарик сдулся»
Цель игры: научить длительному произнесению согласного звука [ф] на одном выдохе. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети стоят на ковре. Предложите малышам представить, что у них в руках большой воздушный шарик. Для этого надо поднять руки до уровня плеч и раздвинуть их в стороны, вдохнуть побольше воздуха и представить, что в шарике образовалась маленькая дырочка. Затем произнести звук [ф] и свести руки перед собой. Чтобы показать, что шарик сдулся совсем, следует обнять себя за плечи.
Следите за тем, чтобы ребенок выдыхал воздух плавно и не добирал его во время произнесения звука [ф].
Игра «Покажи змею»
Цель игры: развить правильное речевое дыхание.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на ковре. Предложите малышам показать змею, как она ползет по земле, сворачивается в клубочек, греется на солнышке. Потом вспомните вместе, как шипят змеи, и предложите пошипеть так же: «ТД-ш-ш!». Перед шипением следует набрать в легкие как можно больше воздуха, а потом шипеть максимально долго.
Обязательно следите за тем, чтобы дети не добирали воздух во время произнесения звука [ш].
И
Взрослому необходимо следить за свое речью, так как ребенок всегда подражает речи старшего.
гра «Накачаем колесо»
Цель игры: научить ребенка произносить длительно на одном выдохе согласный звук [с].
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на ковре. Спросите у ребят, катаются ли они на велосипеде, на машине. Может ли колесо на машине или велосипеде сдуться? Что надо сделать, если это произошло? Предложите ребятам накачать колесо. Для этого нужно вдохнуть как можно больше воздуха, сжать пальцы на обеих рук в кулаки и, держа их прямыми перед собой, наклоняться вниз, как будто накачиваешь колесо. Одновременно с этим движением надо произносить звук [с], плавно и постепенно выдыхая воздух. Затем следует выпрямиться и снова глубоко вдохнуть. Надо следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы дети не перенапрягались во время игры.
Игра «Песенка матрешек».
Цель
Все упражнения следует повторять не меньше пяти раз.
игры: научить ребенка произносить на одном выдохе несколько одинаковых слогов.
Оборудование: матрешка или несколько любого размера.