Файл: 1 Определение жизненных приоритетов и постановка задач 5 1 Значение постановки цели 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая проблема - страх привязывать цели к срокам. Приходится реалистично смотреть на свою жизнь, что не всегда приятно. Например, простое "хочу стать директором", скорее всего, ни к чему не приведет, а вот "хочу стать директором к 35 годам" - это уже четкая цель. Отсюда появляются маленькие цели. Например, если "я хочу стать директором к 35 годам", то "поступить в институт управления и предпринимательства" нужно было уже давно.

Третья проблема - нежелание нести ответственность даже перед самим собой (вдруг не получится?). Гораздо приятнее абстрактно мечтать о хорошей жизни, чем четко прописать, чего вы хотите, чего собираетесь добиться и что для. этого нужно сделать. В случае если что-то не получилось, бывает страшно признаться в этом.

Слишком много лет мы жили в стране, где уничтожались самые целеустремленные, умные, креативные и решительные люди. Сегодня - другое время, и есть реальная возможность выделиться из пассивной толпы и превратиться в думающего человека, достигающего своих целей. Нужно стараться самостоятельно и уверенно двигаться в нужном направлении [6].

2.10 Технологии постановки целей

Прежде чем рассматривать технологии постановки целей выделим два различных типа исходной ситуации [1]:

Задачной ситуацией будем считать вполне конкретное положение вещей, когда ясно, что нужно сделать, и ясно, как это нужно делать. Остается взять и сделать.

Задача - провести маркетинговое исследование.

Проблемной ситуацией будем считать скорее абстрактную ситуацию, в которой не вполне ясно, что нужно сделать, и тем более неясно, как это нужно делать.

Проблема - добиться существенного конкурентного преимущества в совершенно безнадежной с точки зрения здравого смысла ситуации.

Соответственно такому разделению для каждого типа исходной ситуации используется своя технология постановки целей.

SMART-технология постановки целей. Задачная ситуация характеризуется тем, что в ней хорошо известны начальные условия и ресурсы (то, что "дано") и достаточно четко сформулирован сам вопрос (то есть то, что необходимо "найти"). Задачный подход можно охарактеризовать как поиск стандартных ответов в стандартных ситуациях стандартными методами.

Чем ближе цель по времени, чем она очевиднее, тем полезнее детализировать ее с помощью техники SMART. Название технологии является аббревиатурой, составленной из первых букв английских слов, называющих соответствующие критерии качества целей:


S (specific) - каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат;

М (measurable) - цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения;

A (assignable) - цель должна быть неслучайной, обоснованной, доказанной, жизненно необходимой;

R (realistic) - цель должна быть реалистичной, в принципе достижимой;

Т (time related) - цель должна быть четко определена во времени, должны быть конкретные сроки (и контрольные точки) ее достижения.

SMART-цели идеально приспособлены для задачных ситуаций, в которых можно достаточно четко и подробно описать желаемый результат. Это создает целый ряд плюсов: удобство структурирования, алгоритмизации, мониторинга движения к ним, а также программировать свое сознание на их достижение.

Технология SMART первоначально предназначалась для контроля над качеством уже сформулированных целей, но может быть использована (в несколько модифицированном виде; буквы в аббревиатуре подвергаются незначительным перестановкам) и как способ целеполагания. Алгоритм постановки целей с помощью системы SMART выглядит следующим образом [10]:

пишется список возможных целей, и проводится спецификация результата, чтобы как можно точнее описать предполагаемый результат (S);

каждая из целей обосновывается, оценивается значимость каждой цели, причем для этого могут быть разработаны отдельные критерии для оценивания важности целей (А);

прогнозируется и оценивается степень достижимости целей (R), вплоть до применения числовых оценок вероятности достижения целей, различных коэффициентов достижимости и т.п.;

для каждой из целей выбирается по 3-5критериев измерения и контроля достижения (М);

для выбранных целей указываются точные сроки их достижения, затем пишется план, в котором выделяются промежуточные этапы достижения целей (Т).

Следует отметить, что в идеальном варианте алгоритм постановки целей с помощью системы SMART оперирует с избыточным количеством целей, постепенно на каждом этапе целеполагания отбрасывая слабые цели. Применительно к организации для анализа целей используются оценки экспертов. Так, на первом этапе отбрасываются цели, которые невозможно преобразовать в конкретный результат; на втором этапе сокращаются нерелевантные деятельности организации цели; на третьем - "недостижимые" цели (имеющие высокий уровень риска, требующие больших ресурсных затрат и др.); на четвертом этапе исключаются цели, выполнимость которых трудно или невозможно контролировать. На последнем, пятом, этапе целеполагания остается небольшое число "хороших" целей (как правило, 5-7) и происходит своего рода переход от стратегического целеполагания к оперативному планированию.


Технология постановки (или контроля качества уже поставленных) целей SMART является очень удобным и компактным инструментом. Кроме того, технология SMART может быть легко адаптирована и к целеполаганию в контексте "индивидуального" тайм-менеджмента.

Проектная система постановки целейВ отличие от задачной, для проблемной ситуации характерна большая неопределенность, которая вполне может быть комплексной, затрагивающей сразу несколько аспектов существующей ситуации. Для проблемной ситуации в порядке вещей то, что исходной информации ("дано") зачастую не хватает даже для того, чтобы корректно сформулировать вопрос ("найти"). Для решения проблемной ситуации более адекватным будет использование проектного подхода.

В случае с проблемной ситуацией нужно не детализировать ее, а лишь задать направление движения. Для этого отлично работают надцели. В качестве ориентиров можно использовать свои ключевые области жизни или ценности.

Надцели задают направления движения, а конкретные измеримые проекты оцениваются с точки зрения их вклада в продвижение по этим направлениям.

Если для достижения SMART-цели нужно выполнить последовательность действий, то для достижения надцели следует выбрать любое из конкретных направлений деятельности.

Достоинство планирования деятельности с помощью надцелей - более высокий уровень гибкости при принятии решений, недостаток - невысокая мотивация из-за абстракций.

Приступая к определению собственных целей и надцелей, следует помнить о своих жизненных ценностях и жизненной миссии. Важно, чтобы между ними не возникло противоречий, а наоборот, появилась целостность в системе нашего персонального целеполагания [1].

Например, я хочу добиться в жизни финансовой независимости для себя и своей семьи, воспитать достойных детей, стать счастливым семьянином и оставаться надежным другом. Исходя из этого могут быть сформулированы следующие надцели, структурированные по основным значимым группам.

Надцели, как и миссию, необходимо периодически пересматривать, потому что они отражают наше сегодняшнее состояние: мировоззрение, устремления, жизненную позицию. Проходит время, меняемся мы, меняются наши надцели, ценности, миссия. Каждая надцель порождает свои SMART-цели, с помощью которых и осуществляется движение в заданном надцелью направлении.

Скорее всего мы убедимся в том, что основные категории - ориентиры, ценности - не утратили своей актуальности. Но вместе с тем у нас
могут появиться и новые ценности, и новые цели. А какие-то задачи, возможно, уже будут решены - появятся конкретные результаты, что, в свою очередь, может повлечь корректирование и миссии, и некоторых целей.

Следует отметить, что задачный и проектный подходы к целеполаганию не противоречат, а, напротив, дополняют друг друга. Они имеют различные сферы применения, но вполне могут использоваться совместно. Задачная технология SMART наиболее удобна для постановки краткосрочных целей в контексте организационного целеполагания. Проектная технология целеполагания удобна для постановки стратегических целей в контексте организационного тайм-менеджмента или для постановки индивидуальных целей.

2.11 Алгоритм целеполагания

Вышеизложенный материал позволяет описать возможный алгоритм индивидуального целеполагания:

Определить ключевые области своей жизни. "Постарайтесь уложиться в "магическое число" 7+2 [10]. Записать свои ключевые области на бумаге.

Определить основные ценности своей жизни. Желательно, чтобы их тоже было не очень много (7±2). Сосредоточиться на том, что имеет первостепенное значение. Записать ценности.

Выписать основные цели своей жизни на настоящий момент. Их должно быть не очень много, и в список должны войти самые значимые цели. На данном этапе записываются не просто фантазии и мечты, а вполне конкретные цели.

Оценить взаимосвязи между целями по критерию: "достижение цели А будет способствовать, поможет достижению цели Б" - это удобно отобразить в виде схемы.

Оценить вклад каждой цели в ценности. Для этого можно составить таблицу "цели-ценности", в которой выставляются +/ - или числа (тогда надо оговорить количество баллов для оценки) в зависимости от влияния достижения определенной цели на рассматриваемую ценность. На этом этапе можно получить количественную важности каждой цели.

Расставить приоритеты - создать иерархию целей. При этом полученные на предыдущем этапе результаты вычислений уже можно рассматривать как оценку приоритетности целей. Но расстановка приоритетов - это ответственная и творческая задача. Существует ряд правил расстановки приоритетов, применение которых поможет произвести качественную корректировку "вычисленных" приоритетов [10]:

главные ценности диктуют главные цели. Наиболее приоритетными должны быть цели, достижение которых способствует реализации основных целей личности;


при расстановке приоритетов необходимо обеспечивать преемственность между прошлым и будущим. В состав приоритетных целей в равной мере должны входить долгосрочные (вся жизнь), среднесрочные (3-5 лет), краткосрочные (до 1 года) цели;

чем перспективнее (долгосрочнее) цель, тем ниже мотивация по ее достижению. Если все приоритетные цели будут долгосрочными, то существует реальная вероятность в них разочароваться и никогда их не достигнуть. Приоритетных перспективных целей должно быть не более 3, а лучше - одна;

при расстановке приоритетов необходимо помнить, что "злободневное" (срочное) и "важное" - это разные вещи. Нельзя жертвовать главными целями ради сиюминутных проблем.

Чтобы перейти от целеполагания к планированию достижения целей, необходимо подробно проанализировать существующее положение дел, произвести своего рода ревизию доступных и недостающих для достижения целей ресурсов, причем не только внешних, но и внутренних. Для этого можно провести ситуационный анализ и SWOT-анализ своей жизненной ситуации и личностных особенностей [10].

Заключение




Идея планирования жизни актуальна не только для молодых людей. Даже серьезные топ-менеджеры, будучи состоявшимися профессионалами и успешными людьми, принимают ее как довольно неожиданную для себя [1].

На самом деле идея планирования жизни актуальна практически для любого человека независимо от его возраста и положения. Если посмотреть на имеющуюся по тайм-менеджменту литературу, то рассматриваются такие направления, как тайм-менеджмент для женщин, тайм-менеджмент для детей, семейный тайм-менеджмент, тайм-менеджмент для студентов и т.п.

В данной работе были рассмотрены основные аспекты индивидуального целеполагания как одного из первостепенных и очень важных этапов системы тайм-менеджмента.

Обычно менее 3 процентов людей знают свои цели и записывают свои планы на бумаге. Именно они чаще всего добиваются успеха в любой области. Менее 1 процента регулярно перечитывают и переписывают свои цели [3].

Применение способов, технологий и правил, рассмотренных в данной работе, позволяет существенно упорядочить жизнь. Постановка цели означает взгляд в будущее. Ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто.

Постановка целей означает сознательное осуществление своих действий в соответствии с руководящей линией или ориентиром.

Постановка целей - непрерывный процесс, поскольку цели не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться с течением времени