Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Помимо всего прочего, ребенок знакомится с Искусством в разных его гранях, учится получать от него помощь и поддержку.
9. Научная статья
Толмачева Алина Денисовна
Студентка 4 курса, направление «Общая Психология», Факультет психологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
г. Новосибирск
ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИИ И УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, взаимосвязи агрессии и уровня школьной тревожности. В работе отмечаются выделенные в научно-исследовательской работе объект, предмет, цели и задачи. Также кратко в статье рассматриваются основные теоретические подходы к пониманию общей эмоциональной направленности, агрессии и тревожности, приведенные в соответствии с основными особенностями развития свойственные подростковому возрасту. Дается характеристика особенностям эмоциональной сферы подросткового периода развития и отмечается роль общей эмоциональной направленности на данном этапе онтогенеза. Представлены результаты исследования, которое проводилось с помощью метода тестирования по двум методикам на выборке испытуемых юношеского возраста, учащихся в школе. В анализе полученных данных кратко представлены результаты описательной статистики. Также отображены результаты математической обработки данных. Осуществлена интерпретация приведенных в таблицах и рисунках результатов математической обработки данных. Представлены полученные выводы о преобладающих и наименее предпочитаемых эмоциональных переживаниях, и взаимосвязи агрессии и уровня школьной тревожности.
Ключевые слова: тревожность, подростковый возраст, агрессивное поведение, страх, эмоциональная сфера.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в подростковом возрасте эмоциональная сфера испытывает некоторые изменения. С годами дети учатся лучше дифференцировать эмоции, границы «эмоциональных» определений становятся точнее. У подростков зафиксировано значительное развитие словаря эмоций по мере взросления и увеличение количества параметров, по которым распознаются эмоции. Подростки откликаются на различные проявления окружающего мира более интенсивно, нежели взрослые и дети.
Также в юношеском возрасте актуальным становится формирование мировоззрения и вопрос смысла выбранной профессиональной деятельности, смысла взаимодействия с другими людьми, точнее говоря появляется вопрос о смысле жизни. Смысл существования
юноши ищут через общение с другими людьми, утверждают свои знания и свою способность быть необходимой частью социума. В это время важную роль выполняет дающее ощущение ценности общая эмоциональная направленность, способствующая получению удовлетворения от процесса деятельности, что содействует определенному профессиональному выбору и выбору цели жизни, построению планов и т.д.
Поэтому, в этот тяжелый для подростка момент важна помощь и понимание со стороны взрослых. Необходимо перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать слаженно развиваться. Эти отношения должно строить на основе личности подростка, так как оно даст вероятность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет определить настоящие причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ждать от него в будущем. Совершеннолетние в итоге такого изучения могут достаточно обоснованно и правильно установить, в каком направлении нужно вести воспитательную работу по дальнейшему развитию личности любого школьника, какие стороны и черты личности подростка нужно укреплять, развивать, формировать. Это определило актуальность темы.
Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически всегда авторы, пишущие об эмоциях, подмечают их мотивирующую роль, объединяют эмоции с потребностями и их удовлетворением (В. Вилюнас, Б. Додонов, К. Изард, А. Леонтьев, Я. Рейковский, П. Симонов, З. Фрейд и др.
Цель исследования: проанализировать взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Объект исследования: подростки в возрасте 12-15 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Задачи:
1. Раскрыть понятия «агрессивность» и «тревожность».
2.Определить причины и специфику проявления тревожности и агрессивности у подростков.
3.Эмпирически изучить взаимосвязь агрессивности и тревожности у подростков.
4. Выявить взаимосвязь между агрессией и тревожностью у подростков.
Гипотеза исследования: предполагаю, что существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивностью личности подростка, которая заключается в том, что у подростков с более высокими показателями тревожности проявятся более высокие показатели агрессивности.
Теоретическую основу исследования составляют: органическая теория эмоций У. Джемса и К. Ланге, эмоциональная теория Ч. Дарвина, биологическая теория П.К. Анохина, теория эмоций С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, теория эмоций У. Б. Кеннона и П. Барда.
Методы исследования: метод теоретического анализа, метод тестирования.
Проверка выступает как неотъемлемая часть эмоционального сопровождения, и от ее качества во многом зависит благополучие деятельности всей системы эмоционального сопровождения.
Чтобы иметь правдивую информацию об особенностях экспансивной сферы школьников нужно пользоваться комплексом разнообразных методик. Преимущественно продуктивными, с моей позиции, являются методики:
1. Опросник исследования уровня агрессивности 1957г.
Авторы А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой)
2. Тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire), разработанный Б. Н Филлипсом (Beeman N. Phillips) в 1970-х годах.
1.Тревожность как проявление эмоциональной сферы подростков.
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревог, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности; поэтому не случайно уровень тревожности у подростков несколько повышенный.
Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская компания и т.д.). В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка могут формироваться в одном случае прямота, открытость, смелость, принципиальность, а другом случае - скрытность, лживость и трусость. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в группе.
Личностная тревожность может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затрудняются контакты с окружающим миром.
Такие люди испытывают трудности в принятии решений. Говоря о личностной тревожности, мы можем отметить, что в этом случае говорим о личностном образовании. Выделенный психологами другой вид тревожности, называют ситуативной, реактивной или тревожность как состояние.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.
Тревожность оказывает существенное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Подростковый возраст - это как бы промежуточный этап между детством и юностью, когда происходит переосмысление практически всех жизненных ценностей, установок. Многочисленные трудности и проблемы подростков проявляются во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми в повышенной агрессивности и тревожности.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростка. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
Как известно, что в большинстве случаев, дети, испытывающие тревожное расстройство, становятся либо агрессивными, конфликтными, драчливыми, либо более замкнутыми, апатичными, что в свою очередь влияет на их взаимоотношения со сверстниками, т.е. на социальный статус. На низкий социальный статус влияют некоторые трудности психологического характера: негативный образ «Я», чувство социальной отверженности и чувство зависимости.
2. Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
Агрессия (от латинского “agressio” - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)
Американские исследователи агрессии пришли к выводу, что о ней нельзя судить лишь по внешнему поведению. Если один человек бьет, это еще не означает, что он действует агрессивно. Так, Дж. Каган справедливо утверждал, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживался. Подобным образом Фишбах настаивал на включение мотивационных факторов в определении агрессии.
Д.И. Фельдштейн говорит о том, что «…агрессия всегда есть результат действия фрустраторов, то есть между агрессией и фрустрацией необходимо имеется неразрывная связь, но не всякая агрессия провоцируется фрустрацией». В нашей работе под фрустрацией мы будем понимать психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации обычно сопровождается различными отрицательными переживаниями как разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и другими отрицательными чертами поведения [24].
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа:
1) мотивационная агрессия, как самоценность;
2) инструментальная агрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).
Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций
9. Научная статья
Толмачева Алина Денисовна
Студентка 4 курса, направление «Общая Психология», Факультет психологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
г. Новосибирск
ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИИ И УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, взаимосвязи агрессии и уровня школьной тревожности. В работе отмечаются выделенные в научно-исследовательской работе объект, предмет, цели и задачи. Также кратко в статье рассматриваются основные теоретические подходы к пониманию общей эмоциональной направленности, агрессии и тревожности, приведенные в соответствии с основными особенностями развития свойственные подростковому возрасту. Дается характеристика особенностям эмоциональной сферы подросткового периода развития и отмечается роль общей эмоциональной направленности на данном этапе онтогенеза. Представлены результаты исследования, которое проводилось с помощью метода тестирования по двум методикам на выборке испытуемых юношеского возраста, учащихся в школе. В анализе полученных данных кратко представлены результаты описательной статистики. Также отображены результаты математической обработки данных. Осуществлена интерпретация приведенных в таблицах и рисунках результатов математической обработки данных. Представлены полученные выводы о преобладающих и наименее предпочитаемых эмоциональных переживаниях, и взаимосвязи агрессии и уровня школьной тревожности.
Ключевые слова: тревожность, подростковый возраст, агрессивное поведение, страх, эмоциональная сфера.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в подростковом возрасте эмоциональная сфера испытывает некоторые изменения. С годами дети учатся лучше дифференцировать эмоции, границы «эмоциональных» определений становятся точнее. У подростков зафиксировано значительное развитие словаря эмоций по мере взросления и увеличение количества параметров, по которым распознаются эмоции. Подростки откликаются на различные проявления окружающего мира более интенсивно, нежели взрослые и дети.
Также в юношеском возрасте актуальным становится формирование мировоззрения и вопрос смысла выбранной профессиональной деятельности, смысла взаимодействия с другими людьми, точнее говоря появляется вопрос о смысле жизни. Смысл существования
юноши ищут через общение с другими людьми, утверждают свои знания и свою способность быть необходимой частью социума. В это время важную роль выполняет дающее ощущение ценности общая эмоциональная направленность, способствующая получению удовлетворения от процесса деятельности, что содействует определенному профессиональному выбору и выбору цели жизни, построению планов и т.д.
Поэтому, в этот тяжелый для подростка момент важна помощь и понимание со стороны взрослых. Необходимо перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать слаженно развиваться. Эти отношения должно строить на основе личности подростка, так как оно даст вероятность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет определить настоящие причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ждать от него в будущем. Совершеннолетние в итоге такого изучения могут достаточно обоснованно и правильно установить, в каком направлении нужно вести воспитательную работу по дальнейшему развитию личности любого школьника, какие стороны и черты личности подростка нужно укреплять, развивать, формировать. Это определило актуальность темы.
Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически всегда авторы, пишущие об эмоциях, подмечают их мотивирующую роль, объединяют эмоции с потребностями и их удовлетворением (В. Вилюнас, Б. Додонов, К. Изард, А. Леонтьев, Я. Рейковский, П. Симонов, З. Фрейд и др.
Цель исследования: проанализировать взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Объект исследования: подростки в возрасте 12-15 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Задачи:
1. Раскрыть понятия «агрессивность» и «тревожность».
2.Определить причины и специфику проявления тревожности и агрессивности у подростков.
3.Эмпирически изучить взаимосвязь агрессивности и тревожности у подростков.
4. Выявить взаимосвязь между агрессией и тревожностью у подростков.
Гипотеза исследования: предполагаю, что существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивностью личности подростка, которая заключается в том, что у подростков с более высокими показателями тревожности проявятся более высокие показатели агрессивности.
Теоретическую основу исследования составляют: органическая теория эмоций У. Джемса и К. Ланге, эмоциональная теория Ч. Дарвина, биологическая теория П.К. Анохина, теория эмоций С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, теория эмоций У. Б. Кеннона и П. Барда.
Методы исследования: метод теоретического анализа, метод тестирования.
Проверка выступает как неотъемлемая часть эмоционального сопровождения, и от ее качества во многом зависит благополучие деятельности всей системы эмоционального сопровождения.
Чтобы иметь правдивую информацию об особенностях экспансивной сферы школьников нужно пользоваться комплексом разнообразных методик. Преимущественно продуктивными, с моей позиции, являются методики:
1. Опросник исследования уровня агрессивности 1957г.
Авторы А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой)
2. Тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire), разработанный Б. Н Филлипсом (Beeman N. Phillips) в 1970-х годах.
1.Тревожность как проявление эмоциональной сферы подростков.
Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).
Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревог, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности; поэтому не случайно уровень тревожности у подростков несколько повышенный.
Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская компания и т.д.). В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка могут формироваться в одном случае прямота, открытость, смелость, принципиальность, а другом случае - скрытность, лживость и трусость. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в группе.
Личностная тревожность может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затрудняются контакты с окружающим миром.
Такие люди испытывают трудности в принятии решений. Говоря о личностной тревожности, мы можем отметить, что в этом случае говорим о личностном образовании. Выделенный психологами другой вид тревожности, называют ситуативной, реактивной или тревожность как состояние.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.
Тревожность оказывает существенное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Подростковый возраст - это как бы промежуточный этап между детством и юностью, когда происходит переосмысление практически всех жизненных ценностей, установок. Многочисленные трудности и проблемы подростков проявляются во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми в повышенной агрессивности и тревожности.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростка. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
Как известно, что в большинстве случаев, дети, испытывающие тревожное расстройство, становятся либо агрессивными, конфликтными, драчливыми, либо более замкнутыми, апатичными, что в свою очередь влияет на их взаимоотношения со сверстниками, т.е. на социальный статус. На низкий социальный статус влияют некоторые трудности психологического характера: негативный образ «Я», чувство социальной отверженности и чувство зависимости.
2. Причины и специфика проявления агрессивности у подростков
Агрессия (от латинского “agressio” - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.)
Американские исследователи агрессии пришли к выводу, что о ней нельзя судить лишь по внешнему поведению. Если один человек бьет, это еще не означает, что он действует агрессивно. Так, Дж. Каган справедливо утверждал, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживался. Подобным образом Фишбах настаивал на включение мотивационных факторов в определении агрессии.
Д.И. Фельдштейн говорит о том, что «…агрессия всегда есть результат действия фрустраторов, то есть между агрессией и фрустрацией необходимо имеется неразрывная связь, но не всякая агрессия провоцируется фрустрацией». В нашей работе под фрустрацией мы будем понимать психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации обычно сопровождается различными отрицательными переживаниями как разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и другими отрицательными чертами поведения [24].
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа:
1) мотивационная агрессия, как самоценность;
2) инструментальная агрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).
Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций