Файл: Отчет о практике Научноисследовательская работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в подростках способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности, от почти полного отсутствия до его предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой -- сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Специфика агрессии в подростковом возрасте. Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции.

Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.



Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами; эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развиты. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление агрессивности.

На основании анализа психологической литературы по проблеме агрессивности и тревожности, как свойств личности, мы выявили наличие фактов, свидетельствующих о взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности в подростковом возрасте. Данная глава содержит в себе описание экспериментального исследования особенностей взаимосвязи тревожности и агрессивности подростков.
Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и агрессивности у подростков.
Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности личности в подростковом возрасте проводилось мной на базе средней школы № 170 г. Новосибирска. В нем принимало участие 28 учащихся 7 - 9 классов в возрасте 12-15 лет. Из них 12 мальчиков и 16 девочек. Обследование проводилось в марте 2022 года.

Для проведения обследования мной использовались следующие психодиагностические методики:


- для диагностики агрессивности мы применяли опросник Басса-Дарки (шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, вербальная агрессия, а также общий уровень агрессивности и враждебности) [21, с.242-246];

- в качестве опросников, диагностирующих тревожность, я выбрала тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire), разработанный Б. Н Филлипсом (Beeman N. Phillips)

Целью данного исследования является выявление особенностей эмоциональной сферы у подростков.

Задачей исследования является изучение волевой активности, изучения характера и уровня тревожности, связанной со школьной средой, изучение адаптации в социуме.

Проанализируем полученные результаты исследования по тесту школьной тревожности Филлипса. Результаты представлены в таблице №1 [приложение А]. Исследование показало, что у учащихся исследуемой группы из 28 человек уровень тревожности - «норма» имеют 17 человек, повышенный уровень-11человек.

Результаты диагностики школьной тревожности представлены в диаграмме №1.

По результатам диаграммы №1 видно, что у 60,7% учащихся показатель тревожности находится на уровне «норма», а у 39,3% этот показатель повышен.

Проанализируем полученные результаты исследования по тесту исследование типов агрессивности по методу Басса-Дарки.

В результате анализа полученных результатов выявлено, что у 19 испытуемых индекс агрессивности не превышает норму, т.е. величину равную 21 плюс-минус 4. У остальных 9 испытуемых индекс агрессивности превышает нормальные показатели. Среднее значение общего индекса агрессии находиться в границах нормы, что свидетельствует о том, что агрессия в целом не характерна для испытуемых выборки.

Результаты представлены в виде диаграммы №2

Таким образом, можно сделать выводы, что в группе испытуемых 67,85 % от общего количества учащихся не имеют склонности к проявлению агрессивного поведения в отношениях.

Для проведения анализа по показателям двух методик отобразим полученные данные в таблице № 3.

Представим данные в диаграмме № 3: Сводная диаграмма уровня тревожности и агрессии подростков.

Согласно данным диаграммы видно, что у 46,4% показатели тревожности и агрессии находятся в пределах нормы, 17,9 % находятся в состоянии повышенной тревожности и имеют высокий показатель агрессии, 21,4% имеют повышенную тревожность, но агрессии не проявляют и только 14,3% испытуемых склонны проявить агрессию.


Корреляционный анализ данных методики диагностики уровня школьной тревожности Филипса с данными опросника Басса-Дарки также подтвердил взаимосвязь отдельных видов тревожности и агрессивности. Была зафиксирована статистически значимая прямая связь фактора «Раздражительность» с показателями «Фрустрации потребности в достижениях» (r= 0,419 при p = 0,01), «Переживанием социального стресса» (r= 0,373 при p = 0,05) и «Общим уровнем тревожности в школе» (r= 0,503 при p = 0,01).

Проведя обработку данных полученных в процессе эксперимента, нужно подвести итог о проделанной работе. Экспериментальное исследование по выявлению степени эмоционального состояния школьников показывает, что в целом эмоциональный фон находится в норме.

По результатам исследования тревожности с помощью теста Филлипса, (Диаграмма 1) подростки имеют не высокий процент общей тревожности в классе.

Общая беспокойность в классе несколько повышена у 39,3% испытуемых (11 человек). Эти показатели удостоверяют о том, что эти дети расположены испытывать неспокойность различной силы, находясь в школе: в ходе обучения, проверки и оценки знаний, а также, в ходе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. Другими словами, 39,3% от всего количества испытуемых расценивают обстановку школьного преподавания как грозящую их престижу, самооценке, статусу, и т.

Адекватный уровень тревожности в школе имеют 17 школьников, что составляет 60,7% испытуемых. Школа и школьные требования, невзгоды не являются для данных детей травмирующими, что создает обстоятельства для нормального функционирования, формирования ребят в ходе учебного процесса, установления дружественных контактов и взаимоотношений.

Технология Басса-Дарки позволила обследовать выраженность разных видов агрессии у испытуемых.

Большинство учащихся, а именно 67,85% не обладают склонностью к проявлению агрессивного поведения в отношениях.

В отношениях с одноклассниками у людей подросткового периода часто завязываются такие ситуации, которые вынуждают данных людей переживать чувство вины или же зависть. На этот возраст требуется целый ряд кризисов, переломных моментов. Любой из кризисов принуждает школьника поразмышлять о себе, и о том, что он из себя представляет. В этом возрасте перед человеком раскрывается всегда более безграничный мир, и он из семьи переходит в школу, начинает посещать клубы, спортивные секции, группы занятий по cвоим интересам. Присоединение, уход из какой-то группы возможно несет в себе элемент риска, однако и составляет значительную часть развития. Дети только чаще тяготеют к группам своего же возраста, тогда как в младенчестве основным окружением представляется их семья. Опыт подростка- это в огромной степени его собственный опыт, а не общий опыт семьи, который предохранял бы его и помогал в принятии решений, преодолении его проблем. Он