Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, консультирование дезадаптации предполагает вовлечение в работу значимых для ребенка взрослых. Диагностика в ситуации консультирования помогает определить причины и факторы дезадаптивного поведения, однако пути решения проблемы будут зависеть от реальных ресурсов ребенка и взрослых, так или иначе вовлеченных в проблему ребенка.
Приложение.
Отработка навыков беседы педагога с родителями проблемного ребенка. Педагог в активной позиции в ситуации консультирования.
Беседа с родителями проблемного ребенка, когда есть опасения по поводу особенностей, свидетельствующие о трудностях в развитии.
В начале занятия проводится групповая дискуссия: «Какие проблемы детей заставили бы вас обратиться к помощи извне, со стороны психолога, врача-неврозолога?» По итогам дискуссии слушатели определяют перечень наиболее частых проблем, которые попадают в поле зрения воспитателя, вызывают у него трудности в воспитании конкретного ребенка»
Возможные варианты поведенческих проблем в дошкольном возрасте:
-
Ребенок отказывается от еды, или ест выборочно какие-то блюда. -
Обижает детей, если что- то не нравится ему, даст «тычка». -
Кусает других детей. -
Не хочет общаться с другими детьми, назойлив в общении с воспитателем, часто привлекает его внимание (постоянно стоит у стола воспитателя). -
Ребенок не спит в группе.
Обсуждается алгоритм беседы:
Как правило, цели беседы могут быть реализованы в следующих шагах- пунктах.
-
Описание, перечисление конкретных особенностей поведения («Маша берет ложку и бросает кашей в детей», вместо: «Назло мне не ест, разбрасывает кашу»- сосредоточиться на описании вместо оценок и интерпретации поведения); -
Выражение обеспокоенности (чувства через я-высказывание); -
Подчеркивание, что это ваше мнение, оно может быть и ошибочным, но заслуживает того, чтобы быть проверенным; -
Поинтересоваться, обращали ли внимание на эти особенности сами родители, как серьезно они к этому относятся (обычно родители или сами обеспокоены таким поведением, либо они не придают этому значения, либо у родителей разные позиции по этому поводу); -
Пожелание обратиться к специалисту (врачу, психологу) для прояснения ситуации; -
Объяснить причину, по которой вы настаиваете: я хочу понять, как обращаться с этим ребенком, как помочь ему справиться со своими проблемами (вместо поиска аргументов в пользу подтверждения, что с ребенком что- то не в порядке).
Перед моделированием желательно обсудить также цели беседы. Важно осознать, что является главным для воспитателя: установление и поддержание контакта с родителем, либо решение проблемы уже на этапе первичной беседы. На наш взгляд, самая важная цель первичной беседы – установление взаимопонимания, при необходимости поддержка родителей, поддержание уверенности в позитивном решении проблемы.
Важно определить время и место беседы. Время не должно быть меньше 20 минут. Оно может быть найдено во время вечерней прогулки, после родительского собрания, во время «тихого часа» и т.п. Дистанция (70-120 см), учет взаимного расположения участников.
Ролевая игра: Беседа с родителями проблемного ребенка
Для моделирования поведения выбираются двое участников: на роль педагога и родителя. После небольшого эпизода проигрывания, около 3 минут, руководитель организует обсуждение. Обратная связь – сначала сами участники – игроки: «педагог» и «родитель», их чувства относительно поведения педагога-воспитателя (поведение родителей здесь не моделируется и не нуждается в обратной связи). Причем, сначала выслушивается мнение «педагога» – его чувства во время беседы, что ему понравилось, что он сделал бы в следующий раз по другому, затем его партнера- «родителя» по той же схеме. Потом обратная связь со стороны «зрителей». «Зрители» делятся своими чувствами по поводу ситуации. Желательно повторное моделирование эпизода.
Затем беседа моделируется с другими участниками. Желательно, чтобы все смогли «проиграть» роль воспитателя-собеседника.
Порядок работы при супервизировании, профессиональном консультировании педагогов.
1 шаг – договор на предстоящую работу, совместное определение целей и задач работы. К примеру, выявить причины появления детской агрессивности, возможности работы с ней. Этой работе может предшествовать семинар, практикум по анализу проблем агрессивного поведения детей. Проблематизация деятельности по работе с данной проблемой в группе. Выделение наиболее значимых проблем и одновременно поиск ресурсов по их разрешению.
2 шаг – выбор или построение рефлексивной схемы. Она выполняет роль своеобразной лоции в решении проблемы. Канва для анализа и отслеживания своих действий педагогом в нужном, требуемом направлении.
3 шаг – организация деятельности, наблюдение и супервизия ее психологом, другими педагогами.
4 шаг – самоанализ деятельности с опорой на рефлексивную схему. Выделение успешно решенных задач, переопределение нерешенных в позитивные цели.
5 шаг – при удовлетворительном решении данной проблемы переход к задачам другого уровня
, выбор новой рефлексивной схемы.
В отличие от традиционных форм, когда педагог получает рекомендации, зачастую плохо соотносимые с реальным опытом или просто противоречащие ему, остается наедине с этой ситуацией, без помощи и поддержки, использование рефлексивных схем дает возможность постепенной работы с проблемой, в соответствии с возможностями ее реального носителя, педагога. Обеспечивает ему поддержку, снижает риск защитного поведения, обеспечивает последовательность и целенаправленность работы.
Параметры, фиксируемые в рефлексивной схеме, сформулированы на языке адресата, должны однозначно им прочитываться, с другой стороны они проработаны с определенных теоретических позиций, соотносимы с ними.
Рефлексия от лат. Reflexio – обращенность назад – процесс самопознания. Еще и то, как воспринимается и оценивается другими.
Уважаемые родители!
Мы проводим анкетирование с целью выявления трудностей, возникающих у родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Просим Вас ответить на следующие вопросы. Заранее благодарны.
1. Достаточно ли Вы были осведомлены о том, как подготовить ребенка к ДОУ:
а) достаточно;
б) частично;
в) не достаточно.
2. С какими трудностями ребенка Вы столкнулись в период адаптации:
а) нарушение сна;
б) нарушение аппетита;
в) плаксивость, нервозность;
г) агрессивность;
д) упрямство, капризы;
е) соматическая ослабленность Вашего ребенка (болезненность);
ж) Ваш вариант ответа.
3. Если у Вас возникали трудности во взаимодействии с ребенком во время адаптации, Вы обращались:
а) к специальной литературе;
б) к специалисту ДОУ (психолог, социальный педагог);
в) к воспитателю;
г) спросите у знакомых, своих родителей;
д) справитесь самостоятельно.
4.Получили ли Вы необходимую помощь в ДОУ по преодолению тех трудностей, которые возникали у Вас и Вашего ребенка в адаптационный период:
а) да;
б) частично;
в) нет.
5. Как Вы оцениваете свою степень поддержки ребенка в адаптационный период:
а) достаточная;
б) не очень достаточная;
в) не достаточная.
6. В какой форме вы предпочитаете получить помощь отвоспитателя или специалиста ДОУ по возникшим затруднениям в воспитании вашего ребенка:
а) индивидуальной;
б) групповой;
в) совместные занятия с теми родителями, у которых сходны с вашими проблемы.
Литература:
-
В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. (из опыта работы московских педагогов). Приложение к журналу «Обруч», 2005 -
О.И. Давыдова, А.А. Майер. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. Приложение к журналу «Управление ДОУ», М, 2005 -
В. Штрасмайер. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии. М., ACADEMA, 2002 -
Первые шаги (Модель воспитания детей раннего возраста). Материалы московского городского конкурса 2001-2002. М, 2002 -
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. – СПб., «Детство-пресс», 2003. -
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание третье – М.: «ЧеРо», 2002 -
Кольцова М.М, Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- СПб.: ИД «МиМ», 1998. -
Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книги 1-6. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. -
Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.