Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

При тяжелом протекании адаптации необходимо:

    • Консультирование педагогов по сопровождению такого ребенка. В работе с такими детьми необходим контакт на уровне глаз, тактильные контакты, вовлечение в разнообразную деятельность, поручения.

    • Консультирование родителей. Часто причины тяжелой адаптации лежат в детско-родительских отношениях.

    • Направление к специалистам вне ДОУ, в том числе, медицинского профиля. Тяжелая адаптация может являться признаком функционального расстройства, не проявлявшегося в домашних условиях, но обострившегося в условиях стресса.



АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ РЕБЕНКА Фамилия, имя ребенка__________________________ № группы______ Возраст при поступлении_________ Дата поступления_________


Показатели

адаптации

Дата












































































День адаптации












































































Отношение к расставанию с родителями












































































Эмоциональное

состояние












































































Аппетит












































































Сон












































































Общение

со сверстниками












































































Отношение к уходу из детского сада












































































Невротические реакции

Общение только в определенных условиях












































































Стремление спрятаться от взрослых












































































Проблемы пищеварения

(рвота, нарушение стула)












































































Пристрастие к личным вещам












































































Наличие страхов












































































Истерические реакции, неуправляемое поведение












































































Бледность, потливость, тремор подбородка, пальчиков













































































Индивидуальные собенности______________________________________________________________________________________________

Заболеваемость 1._______________кол-во дней_______2.________________кол-во дней_________3.______________кол-во дней_______

4._______________кол-во дней_______5.________________кол-во дней_________6.______________кол-во дней_______


Адаптация

легкая степень




средняя степень




тяжелая степень







  1. Психологическое сопровождение и эмоциональная поддержка педагогов и родителей.

Период адаптации является весьма проблемным и сложным не только для детей, но и для педагогов и родителей, которые также требуют особого психологического сопровождения.

Педагоги.

Правильная организация игр детей поможет педагогу более рационально построить свою деятельность. Дети в период адаптации находятся в некоторой дезориентации – им трудно ориентироваться в группе, игрушках, любую деятельность должен начинать педагог. Игра может быть совместна. Педагогу нужно научиться понимать:

  • когда детей можно оставить для самостоятельной игры – как правило, начатое взрослым действие, продолжается некоторое время,

  • когда снова необходима совместная деятельность (при проявлении негативных тенденций, таких как агрессия).

Дети часто обращаются к воспитателю не за помощью, а за пониманием. В семье ребенка много гладят, к нему прикасаются, ласкают и всего этого малыш часто лишен в ДОУ. Ребенку нужно от 5 до 10 поглаживаний в день. Освоение тактильных приемов взаимодействия поможет педагогу снять часть проблем.

Особое место необходимо уделить гигиене труда педагога. В режиме работы должно быть предусмотрено время на небольшие перерывы с подменой персонала, когда педагог может покинуть группу. Такие передышки помогут снизить напряжение, восстановить внимание. Возможно использование методов саморегуляции – ритуалы начала дня, релаксация, самомассаж, ресурсные технологии. Нужно помочь педагогу найти индивидуальную программу восстановления в течение рабочего дня.

При необходимости у педагога должно быть место и
время для обсуждения итогов дня с коллегами, специалистами службы сопровождения. Это может быть совместное с психологом заполнение адаптационных листов, консультация, мини-совещание. «Разрядка» накопившегося напряжения через обсуждение, понимающее выслушивание, эмоциональную поддержку.

Родители.

Отдав своего малыша в дошкольное учреждение, родители испытывают весьма противоречивые чувства. С одной стороны, их ребенок подрос и ему нужно ходить в детский сад. У мамы появляется возможность продолжить свою профессиональную деятельность или учебу. С другой стороны, многие родители испытывают весьма негативные чувства – тревогу, вину, страх оценки результатов развития. Иногда эти чувства так сильны, что блокируют нормальное взаимодействие с педагогами и специалистами. Эти эмоции чаще всего возникают из-за неопределенности ситуации в силу закрытости детского сада. Частично снять эти проблемы может обсуждение нескольких тем:

  • Детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находится в ней, сколько захотят.

  • Родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время.

  • Воспитатель будет выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка.

  • Закаливание ребенка будет проводиться только с согласия родителей.

Период адаптации ребенка к ДОУ, часто совпадает и с ломкой внутрисемейных отношений. Этот период является зоной риска для целостности семьи по нескольким причинам:

  • как пролонгированное следствие охлаждения отношений и отдаления супругов после рождения ребенка,

  • выход из материальной зависимости от мужа, увеличение разногласий,

  • изменения типа семейных отношений с патриархальных на партнерские.

Очевидно, что эти проблемы требуют индивидуального консультирования. Но, учитывая их, можно предусмотреть и групповую работу с целью укрепления внутрисемейных связей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


АДАПТАЦИЯ МАЛЫША К

ДЕТСКОМУ САДУ

КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад

Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми, является для ребенка серьезным шагом.

Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным. Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям.

  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки; приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках; ходите на день рождения друзей. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

  • Обратите внимание на практические вещи: ребенок должен уметь сам есть, одеваться, пользоваться горшком.

  • Постарайтесь привести дневной режим малыш дома в соответствие с режимом в яслях.

  • Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет; каковы его умения и навыки; какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

  • В первые дни посещения садика можно оставить малыша на 1 час, потом на 2 часа, т.е. чтобы привыкание было постепенное.

  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

  • Отдав малыша, немедленно уходите, спокойно попрощавшись. Будьте артистичны, не выдавайте своего беспокойства.

  • Постарайтесь в первые дни не опаздывать, забирайте ребенка вовремя.

Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть просто плохим настроением.

  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

  • Щадить его ослабленную нервную систему.

  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

  • На время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателю о личностных особенностях малыша.

  • Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

  • Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском саду.

  • При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.


КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад


  • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.

  • «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.

  • Мешать его контактам с детьми в группе.

  • Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.

  • Все время кутать, одевать не по сезону.

  • Конфликтовать с ним дома.

  • Наказывать за капризы.

  • В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.

  • Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.

  • Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.

  • Не выполнять все предписания врача.




ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:


  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

  • Будьте терпеливы.

  • Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.

  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

  • Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»

  • Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

  • Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте Сначала «ВМЕСТЕ», потом «РЯДОМ», и только затем «САМ»

  • Поощряйте любопытство.

  • Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему ребенку !!!


(''Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ'' – Н.В. Кирюхина; М. 2005 г.)

3 этап. Пост адаптационный.
Основная задача этого периода: анализ и корректировка процесса адаптации в целом, определение образовательного маршрута.

1. Диагностика эффективности процесса адаптации. Важно проанализировать полученные показатели результативности, определить, насколько дети были готовы к посещению ДОУ, как протекала адаптация, с какими трудностями столкнулись педагоги и родители; осознать достижения, трудности проведения и перспективы развития.

  1. Установление постоянного режима пребывания ребенка в ДОУ. Диагностика нервно-психического развития.

  2. Составление индивидуального образовательного маршрута.

4. Регулярные совместные мероприятия для детей и родителей.

Прогнозируемый результат внедрения данной программы:

  • Подготовка компетентных специалистов, стимулирование развитие потребности в новом качестве научно-методического обеспечения качественно нового уровня воспитания и развития детей раннего возраста.

  • Развитие системы воспитания в дошкольном учреждении, укрепление взаимодействия между специалистами ДОУ.

  • Разработка новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания.

  • Учет индивидуальных особенностей детей.

  • Единые подходы к воспитанию и развитию ребенка в семье и ДОУ.

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ в ситуации дезадаптации ребенка в ДОУ.

Консультирование, как правило, имеет место в ситуации дезадаптации ребенка. Возникновение тех или иных ее проявлений (а они весьма разнообразны- ребенок отказывается есть, не спит во время пребывания в ДОУ, ведет себя агрессивно, не включается в игровую деятельность и т.п. ) означает нарушение соответствия между требованиями, предъявляемыми ребенку и его возможностями. Мы наблюдаем нарушение объективного (не выполняет необходимые требования, нормы), либо субъективного (испытывает психологические проблемы – к примеру, страх, тревогу, и его поведение может не вызывать озабоченность взрослых) статуса ребенка. Поскольку это касается изменений в системе взаимоотношений и взаимодействий ребенка, то важно стремиться к тому, чтобы в ситуацию консультирования были вовлечены значимые взрослые: прежде всего его родители педагоги. Дети недостаточно автономны, их поведение очень тесно связано и зачастую обусловлено определенным поведением взрослых. Поэтому без работы с ближайшим социальным окружением нельзя надеяться на эффективное решение проблемной для ребенка ситуации. На наш взгляд неэффективна практика, при которой воспитатель, обративший внимание на проблему ребенка рекомендует родителям обратиться к психологу, сам, занимая при этом, отстраненную позицию. Либо родители,