Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
При тяжелом протекании адаптации необходимо:
-
Консультирование педагогов по сопровождению такого ребенка. В работе с такими детьми необходим контакт на уровне глаз, тактильные контакты, вовлечение в разнообразную деятельность, поручения. -
Консультирование родителей. Часто причины тяжелой адаптации лежат в детско-родительских отношениях. -
Направление к специалистам вне ДОУ, в том числе, медицинского профиля. Тяжелая адаптация может являться признаком функционального расстройства, не проявлявшегося в домашних условиях, но обострившегося в условиях стресса.
АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ РЕБЕНКА Фамилия, имя ребенка__________________________ № группы______ Возраст при поступлении_________ Дата поступления_________
Показатели адаптации | Дата | ||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
День адаптации | |||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Отношение к расставанию с родителями | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Эмоциональное состояние | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Аппетит | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сон | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Общение со сверстниками | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Отношение к уходу из детского сада | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Невротические реакции | |||||||||||||||||||||||||
Общение только в определенных условиях | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Стремление спрятаться от взрослых | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Проблемы пищеварения (рвота, нарушение стула) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Пристрастие к личным вещам | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Наличие страхов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Истерические реакции, неуправляемое поведение | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Бледность, потливость, тремор подбородка, пальчиков | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Индивидуальные собенности______________________________________________________________________________________________
Заболеваемость 1._______________кол-во дней_______2.________________кол-во дней_________3.______________кол-во дней_______
4._______________кол-во дней_______5.________________кол-во дней_________6.______________кол-во дней_______
Адаптация | легкая степень | | средняя степень | | тяжелая степень | |
-
Психологическое сопровождение и эмоциональная поддержка педагогов и родителей.
Период адаптации является весьма проблемным и сложным не только для детей, но и для педагогов и родителей, которые также требуют особого психологического сопровождения.
Педагоги.
Правильная организация игр детей поможет педагогу более рационально построить свою деятельность. Дети в период адаптации находятся в некоторой дезориентации – им трудно ориентироваться в группе, игрушках, любую деятельность должен начинать педагог. Игра может быть совместна. Педагогу нужно научиться понимать:
-
когда детей можно оставить для самостоятельной игры – как правило, начатое взрослым действие, продолжается некоторое время, -
когда снова необходима совместная деятельность (при проявлении негативных тенденций, таких как агрессия).
Дети часто обращаются к воспитателю не за помощью, а за пониманием. В семье ребенка много гладят, к нему прикасаются, ласкают и всего этого малыш часто лишен в ДОУ. Ребенку нужно от 5 до 10 поглаживаний в день. Освоение тактильных приемов взаимодействия поможет педагогу снять часть проблем.
Особое место необходимо уделить гигиене труда педагога. В режиме работы должно быть предусмотрено время на небольшие перерывы с подменой персонала, когда педагог может покинуть группу. Такие передышки помогут снизить напряжение, восстановить внимание. Возможно использование методов саморегуляции – ритуалы начала дня, релаксация, самомассаж, ресурсные технологии. Нужно помочь педагогу найти индивидуальную программу восстановления в течение рабочего дня.
При необходимости у педагога должно быть место и
время для обсуждения итогов дня с коллегами, специалистами службы сопровождения. Это может быть совместное с психологом заполнение адаптационных листов, консультация, мини-совещание. «Разрядка» накопившегося напряжения через обсуждение, понимающее выслушивание, эмоциональную поддержку.
Родители.
Отдав своего малыша в дошкольное учреждение, родители испытывают весьма противоречивые чувства. С одной стороны, их ребенок подрос и ему нужно ходить в детский сад. У мамы появляется возможность продолжить свою профессиональную деятельность или учебу. С другой стороны, многие родители испытывают весьма негативные чувства – тревогу, вину, страх оценки результатов развития. Иногда эти чувства так сильны, что блокируют нормальное взаимодействие с педагогами и специалистами. Эти эмоции чаще всего возникают из-за неопределенности ситуации в силу закрытости детского сада. Частично снять эти проблемы может обсуждение нескольких тем:
-
Детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находится в ней, сколько захотят. -
Родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время. -
Воспитатель будет выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка. -
Закаливание ребенка будет проводиться только с согласия родителей.
Период адаптации ребенка к ДОУ, часто совпадает и с ломкой внутрисемейных отношений. Этот период является зоной риска для целостности семьи по нескольким причинам:
-
как пролонгированное следствие охлаждения отношений и отдаления супругов после рождения ребенка, -
выход из материальной зависимости от мужа, увеличение разногласий, -
изменения типа семейных отношений с патриархальных на партнерские.
Очевидно, что эти проблемы требуют индивидуального консультирования. Но, учитывая их, можно предусмотреть и групповую работу с целью укрепления внутрисемейных связей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
АДАПТАЦИЯ МАЛЫША К ДЕТСКОМУ САДУ | КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад |
Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми, является для ребенка серьезным шагом. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным. Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям.
Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть просто плохим настроением. |
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад
|
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
-
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу. -
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. -
Будьте терпеливы. -
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. -
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми. -
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно. -
Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия). -
Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения. -
Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» -
Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
-
Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте Сначала «ВМЕСТЕ», потом «РЯДОМ», и только затем «САМ»
-
Поощряйте любопытство. -
Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему ребенку !!!
(''Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ'' – Н.В. Кирюхина; М. 2005 г.)
3 этап. Пост адаптационный.
Основная задача этого периода: анализ и корректировка процесса адаптации в целом, определение образовательного маршрута.
1. Диагностика эффективности процесса адаптации. Важно проанализировать полученные показатели результативности, определить, насколько дети были готовы к посещению ДОУ, как протекала адаптация, с какими трудностями столкнулись педагоги и родители; осознать достижения, трудности проведения и перспективы развития.
-
Установление постоянного режима пребывания ребенка в ДОУ. Диагностика нервно-психического развития. -
Составление индивидуального образовательного маршрута.
4. Регулярные совместные мероприятия для детей и родителей.
Прогнозируемый результат внедрения данной программы:
-
Подготовка компетентных специалистов, стимулирование развитие потребности в новом качестве научно-методического обеспечения качественно нового уровня воспитания и развития детей раннего возраста. -
Развитие системы воспитания в дошкольном учреждении, укрепление взаимодействия между специалистами ДОУ. -
Разработка новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания. -
Учет индивидуальных особенностей детей. -
Единые подходы к воспитанию и развитию ребенка в семье и ДОУ.
ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ в ситуации дезадаптации ребенка в ДОУ.
Консультирование, как правило, имеет место в ситуации дезадаптации ребенка. Возникновение тех или иных ее проявлений (а они весьма разнообразны- ребенок отказывается есть, не спит во время пребывания в ДОУ, ведет себя агрессивно, не включается в игровую деятельность и т.п. ) означает нарушение соответствия между требованиями, предъявляемыми ребенку и его возможностями. Мы наблюдаем нарушение объективного (не выполняет необходимые требования, нормы), либо субъективного (испытывает психологические проблемы – к примеру, страх, тревогу, и его поведение может не вызывать озабоченность взрослых) статуса ребенка. Поскольку это касается изменений в системе взаимоотношений и взаимодействий ребенка, то важно стремиться к тому, чтобы в ситуацию консультирования были вовлечены значимые взрослые: прежде всего его родители педагоги. Дети недостаточно автономны, их поведение очень тесно связано и зачастую обусловлено определенным поведением взрослых. Поэтому без работы с ближайшим социальным окружением нельзя надеяться на эффективное решение проблемной для ребенка ситуации. На наш взгляд неэффективна практика, при которой воспитатель, обративший внимание на проблему ребенка рекомендует родителям обратиться к психологу, сам, занимая при этом, отстраненную позицию. Либо родители,