Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)
Сроки | Содержание | Форма работы | Ответственные |
Июнь | 1.Юридическое оформление ребенка в д/с. 2.Формирование положительного настроя родителей на детский сад; снижение эмоционального напряжения и тревоги родителей. | 1.Регистрация путевки. 2.Знакомство родителей с группой (осмотр группового помещения, показ шкафчика, кроватки, игрушек);
| Зав.д/с Воспитатель Методист Психолог |
Июль | 1.Первичное знакомство педагога с ребенком в условиях территории детского сада 2.Формировние представлений о встрече мам и пап, которые приходят за детьми (формирование опыта разлуки и встречи с родителями) | Посещение утренних и вечерних прогулок. 2.Включение детей и родителей в совместные подвижные игры и игровые упражнения. | Воспитатель |
Август | 1.Первичное знакомство педагога с малышом в домашних условиях. 2.Сбор информации об индивидуальных особенностях малыша (характерные черты поведения, интересы, склонности) Установление эмоционального контакта с ребенком. | 1.Определяется время посещения семьи. 2.Собеседование с родителями. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия (« Игра с собачкой», «Покружимся», «Кто в кулачке?», «Книжка-угадайка»). | Воспитатель Психолог |
П Л А Н РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ
(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)
Формы работы | С О Д Е Р Ж А Н И Е | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
I Р Е К Л А М Н Ы Й Б Л О К | ||||
Маркетинговые исследования. Создание презентативного имиджа МДОУ | 1.Создание банка данных по семьям 2.Создание рекламных буклетов, визитной карточки 3.Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных услугах 4.Дни открытых дверей | В течение года | Заведующий, зам.зав. по ВМР психолог, соц.педагог | |
II ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ | ||||
Банк данных по семьям детей | 1.Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи (анкеты для родителей) 2.Выявление уровня родительских требований к МДОУ | Март, август | Психолог, соц.педагог | |
Нормативные документы | 1.Знакомство с уставом и положением о «Маминой школе» | Апрель, август | Заведующий | |
III СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ | ||||
Привлечение родителей к участию в деятельности МДОУ | 1.Занятия с участием родителей 2.Прогулочная группа | Апрель, май, август | Воспитатели, муз. руководительинструктор по ФИЗО | |
IY ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ | ||||
Наглядная агитация | 1.Стенд «Будь здоров, малыш!» 2.Стенд нормативных документов 3.Стенд «Семейная энциклопедия» 4.Памятки для родителей 5.Тематические выставки | В течение года | Заведующий, психолог, соц.педагог, воспитатели | |
Школа для родителей | 1.Растим здорового ребенка | Май | Участковый педиатр, старшая медсестра | |
Консультирование | 1.По планам специалистов По запросам родителей 2.Заключение договоров с родителями воспитанников | В течение года Август | Психолог, соц.педагог, воспитатели | |
Анкетирование и опросы | 1.Выявление потребностей родителей в образовательных услугах 2.Социологическое исследование семей 3.Оценка деятельности МДОУ 5.Удовлетворенность работой педагогов | Март, апрель, август Март, апрель, август Сентябрь | Психолог, соц.педагог Психолог, соц.педагог | |
Родительские собрания | 1.Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад 2.Психологические особенности детей 2-3 лет | Апрель, август | Заведующий, психолог, соц.педагог, старшая медсестра, воспитатели | |
Телефон доверия | Обмен индивидуальной информацией | По потребности | Заведующий, психолог, соц.педагог | |
Помощь родителей учреждению | 1.Помощь в проведении мероприятий 2.Спонсорство 3.Участие в субботниках | В течение года | Воспитатели, зам.заведующего по АХЧ | |
В ходе планирования мы должны ответить на вопросы «Чего мы хотим?», «Как и в какие сроки мы это достигнем?», «Как мы распределим ответственность?». Необходимо поставить перед собой еще один вопрос: «По каким критериям мы будем судить о результативности работы?» Такими критериями могут быть общие показатели, такие как заболеваемость, посещаемость, результаты опросов – удовлетворенность родителей работой ДОУ, участие родителей в жизни группы и другие. Кроме этого, планирование поможет определить и какими ресурсами мы должны обладать для проведения намеченной работы.
Важнейшим ресурсом являются кадры дошкольного учреждения, работающие с детьми в адаптационный период.
Подготовка кадров.
Персонал группы в адаптационный период испытывает значительные нервно-психические нагрузки, от него требуется знание возрастных особенностей детей, возможных проявлений негативных тенденции и умения на них реагировать. Заполнение адаптационных листов, являющихся листами экспертного оценивания, так же ложится на педагогов группы. Все это требует предварительной работы по повышению педагогической и психологической компетенции. Необходимо учитывать и некоторые личностные особенности педагогов и их помощников, которые могут сказаться на процессе адаптации. Желательно, чтобы у педагогов групп раннего возраста были сформированы:
-
положительное отношение к детям данного возраста, понимание значения раннего возраста на все дальнейшее развитие, -
умение налаживать теплые эмоциональные отношения, -
толерантность, поскольку данный период эмоционально насыщен и нестабилен, -
деятельностный характер взаимодействия, -
владение основами знаний, желание осваивать новые технологии.
На современном этапе существует два подхода в подборе кадров для групп раннего возраста. Первый подразумевает наличие постоянных педагогов для данной категории детей. Второй подход основывается на том, что педагоги должны сопровождать группу от начала поступления ребенка в ДОУ до его выпуска. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Так, в первом случае растет профессионализм, нарабатываются определенные навыки взаимодействия с данной категорией детей, но при этом весьма велик риск профессиональной деформации работника, остановки личностного развития, психоэмоционального выгорания педагогов в силу отсутствия перспектив. Через несколько лет работы часть воспитателей этих групп начинают отличаться от остальных педагогов – меняются не только их речь, общение, но иногда и личностные установки, сужается диапазон возможностей. Второй вариант снимает эти вопросы, но возникают трудности перестройки педагога во взаимодействии от детей старшего дошкольного возраста к раннему. Необходимо знание значительно отличающихся возрастных особенностей детей этой категории, способы взаимодействия, что приводит к трудностям в работе. Адаптация педагога совпадает с адаптацией детей, что ведет к негативным последствиям. С нашей точки зрения и тот, и другой вариант может быть оптимальным для дошкольного учреждения в зависимости от его возможностей, но при обязательном спланированном психолого-методическом сопровождении деятельности педагогов. Возможны следующие формы работы:
-
цикл занятий - «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Вопросы адаптации», «Нормативы нервно-психического развития», «Семьи детей раннего возраста» и т.д. -
Освоение практических методов работы через ролевые игры, разбор педагогических ситуаций, тренинги умений. -
Обсуждение трудностей, проблем через диспуты (например «Воспитатель группы раннего возраста, кто он?»), тренинги самрорегуляции («Как бороться со стрессом», «Наши ресурсы»), тренинги личностного роста. -
Индивидуальное консультирование педагогов.