Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.































































Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)

Сроки

Содержание


Форма работы

Ответственные

Июнь


1.Юридическое оформление

ребенка в д/с.

2.Формирование положительного настроя родителей на детский сад;

снижение эмоционального напряжения и тревоги родителей.

1.Регистрация путевки.
2.Знакомство родителей с группой (осмотр группового помещения, показ шкафчика, кроватки, игрушек);

  • информирование о том, чем ребенок будет заниматься, во что играть;

  • знакомство с режимом дня дошкольного учреждения;

  • рекомендации по формированию стереотипов в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни ( сближение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения; урегулирование рациона питания; формирование навыков самостоятельности при приеме пищи, одевании и раздевании, пользование носовым платком).

Зав.д/с

Воспитатель

Методист

Психолог

Июль


1.Первичное знакомство педагога с ребенком в условиях территории детского сада

2.Формировние представлений о встрече мам и пап, которые приходят за детьми (формирование опыта разлуки и встречи с родителями)

Посещение утренних и вечерних прогулок.
2.Включение детей и родителей в совместные подвижные игры и игровые упражнения.

Воспитатель



Август


1.Первичное знакомство педагога с малышом в домашних условиях.

2.Сбор информации об индивидуальных особенностях малыша (характерные черты поведения, интересы, склонности)

Установление эмоционального контакта с ребенком.

1.Определяется время посещения семьи.

2.Собеседование с родителями.

Игры на формирование эмоционального контакта и доверия (« Игра с собачкой», «Покружимся», «Кто в кулачке?», «Книжка-угадайка»).


Воспитатель

Психолог


П Л А Н РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ

(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)


Формы работы

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Сроки проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

I Р Е К Л А М Н Ы Й Б Л О К

Маркетинговые исследования.

Создание презентативного имиджа МДОУ

1.Создание банка данных по семьям

2.Создание рекламных буклетов, визитной карточки

3.Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных услугах

4.Дни открытых дверей

В течение года


Заведующий, зам.зав. по ВМР психолог, соц.педагог




II ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Банк данных по семьям детей

1.Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи (анкеты для родителей)

2.Выявление уровня родительских требований к МДОУ

Март, август

Психолог, соц.педагог




Нормативные документы

1.Знакомство с уставом и положением о «Маминой школе»

Апрель, август

Заведующий




III СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Привлечение родителей к участию в деятельности МДОУ

1.Занятия с участием родителей

2.Прогулочная группа

Апрель, май, август

Воспитатели, муз.

руководительинструктор по ФИЗО




IY ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Наглядная агитация

1.Стенд «Будь здоров, малыш!»

2.Стенд нормативных документов

3.Стенд «Семейная энциклопедия»

4.Памятки для родителей

5.Тематические выставки

В течение года

Заведующий, психолог, соц.педагог, воспитатели




Школа для родителей

1.Растим здорового ребенка

Май

Участковый педиатр, старшая медсестра




Консультирование

1.По планам специалистов

По запросам родителей

2.Заключение договоров с родителями воспитанников

В течение года

Август


Психолог, соц.педагог, воспитатели





Анкетирование и опросы

1.Выявление потребностей родителей в образовательных услугах

2.Социологическое исследование семей

3.Оценка деятельности МДОУ

5.Удовлетворенность работой педагогов

Март, апрель, август


Март, апрель, август
Сентябрь

Психолог, соц.педагог
Психолог, соц.педагог




Родительские собрания

1.Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

2.Психологические особенности детей

2-3 лет


Апрель, август

Заведующий, психолог, соц.педагог, старшая медсестра, воспитатели




Телефон доверия

Обмен индивидуальной информацией


По потребности

Заведующий, психолог, соц.педагог




Помощь родителей учреждению

1.Помощь в проведении мероприятий

2.Спонсорство

3.Участие в субботниках


В течение года

Воспитатели, зам.заведующего по АХЧ





В ходе планирования мы должны ответить на вопросы «Чего мы хотим?», «Как и в какие сроки мы это достигнем?», «Как мы распределим ответственность?». Необходимо поставить перед собой еще один вопрос: «По каким критериям мы будем судить о результативности работы?» Такими критериями могут быть общие показатели, такие как заболеваемость, посещаемость, результаты опросов – удовлетворенность родителей работой ДОУ, участие родителей в жизни группы и другие. Кроме этого, планирование поможет определить и какими ресурсами мы должны обладать для проведения намеченной работы.

Важнейшим ресурсом являются кадры дошкольного учреждения, работающие с детьми в адаптационный период.
Подготовка кадров.

Персонал группы в адаптационный период испытывает значительные нервно-психические нагрузки, от него требуется знание возрастных особенностей детей, возможных проявлений негативных тенденции и умения на них реагировать. Заполнение адаптационных листов, являющихся листами экспертного оценивания, так же ложится на педагогов группы. Все это требует предварительной работы по повышению педагогической и психологической компетенции. Необходимо учитывать и некоторые личностные особенности педагогов и их помощников, которые могут сказаться на процессе адаптации. Желательно, чтобы у педагогов групп раннего возраста были сформированы:


  • положительное отношение к детям данного возраста, понимание значения раннего возраста на все дальнейшее развитие,

  • умение налаживать теплые эмоциональные отношения,

  • толерантность, поскольку данный период эмоционально насыщен и нестабилен,

  • деятельностный характер взаимодействия,

  • владение основами знаний, желание осваивать новые технологии.

На современном этапе существует два подхода в подборе кадров для групп раннего возраста. Первый подразумевает наличие постоянных педагогов для данной категории детей. Второй подход основывается на том, что педагоги должны сопровождать группу от начала поступления ребенка в ДОУ до его выпуска. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Так, в первом случае растет профессионализм, нарабатываются определенные навыки взаимодействия с данной категорией детей, но при этом весьма велик риск профессиональной деформации работника, остановки личностного развития, психоэмоционального выгорания педагогов в силу отсутствия перспектив. Через несколько лет работы часть воспитателей этих групп начинают отличаться от остальных педагогов – меняются не только их речь, общение, но иногда и личностные установки, сужается диапазон возможностей. Второй вариант снимает эти вопросы, но возникают трудности перестройки педагога во взаимодействии от детей старшего дошкольного возраста к раннему. Необходимо знание значительно отличающихся возрастных особенностей детей этой категории, способы взаимодействия, что приводит к трудностям в работе. Адаптация педагога совпадает с адаптацией детей, что ведет к негативным последствиям. С нашей точки зрения и тот, и другой вариант может быть оптимальным для дошкольного учреждения в зависимости от его возможностей, но при обязательном спланированном психолого-методическом сопровождении деятельности педагогов. Возможны следующие формы работы:

  • цикл занятий - «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Вопросы адаптации», «Нормативы нервно-психического развития», «Семьи детей раннего возраста» и т.д.

  • Освоение практических методов работы через ролевые игры, разбор педагогических ситуаций, тренинги умений.

  • Обсуждение трудностей, проблем через диспуты (например «Воспитатель группы раннего возраста, кто он?»), тренинги самрорегуляции («Как бороться со стрессом», «Наши ресурсы»), тренинги личностного роста.

  • Индивидуальное консультирование педагогов.