Файл: Реферат по дисциплине Введение в инноватику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эффективность комбинированной (интегрированной) формы обслуживания заключается в том, чтобы предлагать максимальное количество услуг ЖКХ в одном месте и в то же время обеспечивать минимальное потребление времени потребителями. Потребление показывает степень, в которой новые виды услуг и формы услуг удовлетворяют потребности, выявляются дефекты производства и несоответствие потребностям потребителей в производстве.

Инновации в сфере услуг ЖКХ социально ориентированы. Возможности повышения уровня жизни населения определяются темпами развития инноваций, ориентированных на социальные результаты, а многие аспекты формирования уровня и образа жизни населения формируются достижениями науки и техники.

Инновационная деятельность неразрывно связана с процессом постоянного возникновения, развития и разрешения определенных противоречий.

Основное противоречие, которое является объективным, лежит между потребностями населения в услугах сервиса и возможностями их удовлетворения социально-экономическими результатами инноваций. Социально-экономические потребности стимулируют развитие соответствующих видов деятельности и, будучи удовлетворенными, обеспечивают рост экономической и социальной сфер производства.

Процесс инновации как объекта управления имеет ряд объективных закономерностей[21]:

  • вероятностный характер развития инноваций по срокам, затратам и результатам, усложняющий планирование инновационных процессов;

  • некоторые противоречия между интересами участников в развитии инноваций;

  • недостаточная предсказуемость успеха и возможность отклонения от запланированного результата.

Степень возможного риска оказывает большое влияние на процесс внедрения инноваций. В процессе разработки и внедрения инноваций риск означает, что конечный объект инновации может не иметь характеристик, требуемых по одному или нескольким параметрам. Например, общая стоимость внедрения инновации будет превышать установленные затраты, и конечный результат не будет получен вовремя.

Риск воспринимается в организациях не как абстрактная категория, а скорее конкретно. Этот факт влияет на отсутствие у компаний интереса к инновациям. Инновации часто конфликтуют с состоянием производственной системы в целом, что иногда приводит к полному отказу от инноваций. Доминирующие интересы, боязнь неуверенности – все это тормозит развитие инноваций[16].


Новые виды услуг ЖКХ и формы обслуживания клиентов могут действовать как новый способ удовлетворения существующих общих потребностей не всех их потребителей, а только некоторых из них. В этом случае их потребительская стоимость характеризуется новизной местного рынка. С этих позиций весь процесс инноваций полностью подчинен социальным потребностям, выражаемым соотношением спроса и предложения, структурой затрат, уровнем прибыльности, но ограничен возможностями тех организаций, в которых он проходит.

Таким образом, основной особенностью инновационного процесса в сфере ЖКХ является то, что основным источником инноваций являются потребности рынка в новых условиях[12].

В процессе тестового распространения сервисов необходимо выяснить связь потенциальных потребителей с новыми сервисами; соответствие их свойств потребительским предпочтениям и развитие потребностей; диапазон потребительских рейтингов по индивидуальным характеристикам услуг; вероятностная емкость рынка в динамике для данной услуги. Важно, чтобы компания привлекала реакцию потребителей на инновации, чтобы вносить изменения в концепцию ЖКХ. С положительными результатами испытаний компания может начать внедрение новых услуг во всех своих структурных подразделениях. [6]

Исследование рынка должно проводиться на протяжении всего процесса освоения инноваций, чтобы убедиться, что предлагаемая услуга соответствует требованиям потребителя коммунальных услуг.
  1. Проблемы инновационной деятельности в сфере ЖКХ


В настоящее время в России нет сформированной инновационной инфраструктуры. Поэтому создание инновационной инфраструктуры, гарантирующей высокую эффективность реализации инновационных проектов, является наиболее важной проблемой, требующей оперативного решения.

При этом в первую очередь, должен быть решен комплекс проблем, которые связаны с:

  • развитием инновационной инфраструктуры в целом как единого механизма научно-технических инноваций, распределенных между регионами и отраслями в виде инновационных технологических компаний (центров), которые посредством внедрения наукоемких технологий, смогут обеспечить конкурентное внедрение инноваций в короткие сроки;

  • созданием научно-технической базы для инновационной инфраструктуры страны и регионов, а также разработка методических, организационных и нормативных материалов по научно-техническим инновациям.


Реализация комплексных инновационных проектов должна основываться на интеграции лучших мировых достижений в области автоматизации и компьютеризации процессов разработки, создания и управления инновационными проектами.

Только в этом случае будет сформирован уровень инновационной инфраструктуры, гарантирующий темпы социально-экономического развития выше, чем темпы развития передовых стран мира, что в будущем будет гарантировать уровень благосостояния, который будет установлен сейчас в развитых странах.

Для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна содержать и решать проблемы с[18]:

  • распространением во всех регионах в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых компаний, способных локально решить проблемы функционально завершенного инновационного цикла с вводом объекта инновационной деятельности;

  • профессионализмом, основанном на добросовестном и качественном обслуживании клиентов;

  • конструктивностью, гарантирующей ориентацию на конечный результат.

Таким образом, делаем вывод о том, что инновационная деятельность должна решать проблемы с универсальностью, профессионализмом, конструктивностью и распространением инноваций.
  1. Инновационная деятельность в сфере ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) как отрасль народного хозяйства объединяет два вида деятельности, которые, с одной стороны, тесно связаны по своим специальным функциям улучшения условий жизни населения, с другой стороны, характеризуются задачами повышения экономической активности оказываемых услуг, которое должно сопровождаться стабилизацией (а где это возможно – снижением) цен на них. Исходя из единства социальных и экономических целей функционирования жилищный фонд и обслуживающие его коммунальные системы объединяются в единый комплекс, центральным и узловым звеном которого является жилищный фонд. Учитывая принципиальные различия в условиях создания и функционирования этих двух составляющих комплекса ЖКХ, в них складываются свои направления научно-технического прогресса и свои специфические формы инновационного развития.
Жилищный фонд относится к числу материальных благ, соединяющих в себе социальные и экономические функции. Как всякий продукт труда жильё заключает в себе определённую нагрузку, представляет собой овеществление прошлого и живого труда. Жильё связано с удовлетворением самых важных потребностей человека (отдых, приготовление пищи и т. д.) и является той материальной основой, на которой развивается семья как основная социальная ячейка общества[11].


Основные фонды жилищного хозяйства по данным федеральной статистики 2004 г. составили 7274 млрд. руб., коммунального хозяйства – 1164 млрд. руб., всего – 8438 млрд. руб., что равно 23% их стоимости в России. Следовательно, основные фонды ЖКХ – это почти четвёртая часть экономического потенциала страны. Коэффициенты обновления основных фондов низкие: в жилищном хозяйстве – 2,6%; в коммунальном хозяйстве – 0,9%; коэффициенты выбытия соответственно – 0,5 и 0,3%.

Состояние жилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры Российской Федерации остаётся неудовлетворительным.

В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация[13]:

· велик (70-75%) износ основных фондов;

· около 5% жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу.

Анализ состояния основных фондов и финансового обеспечения организаций ЖКХ свидетельствует о недостаточности объёмов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, иностранный капитал не идёт в ЖКХ, поскольку организации в этой сфере малорентабельны или убыточны, характеризуются большой затратностью и значительными материальными потерями.

Однако большая часть поступлений от реализации продукции и услуг уходит на финансирование текущей деятельности предприятий отрасли. В структуре их расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг основную часть (около 60%) составляют материальные затраты, 80% из которых связаны с расходами на приобретение топливно-энергетических и иных ресурсов. Положение в ЖКХ осложняется тем, что низкий объём финансирования ремонтных работ за годы существования СССР привел к значительному износу сетей коммунальной инфраструктуры и требует серьёзных капиталовложений.

Вследствие этого большая часть получаемых жилищно-коммунальными предприятиями доходов уходит на аварийно-восстановительный ремонт. Всё это свидетельствует о том, что в ближайшие годы продолжится рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Основные цели реформирования ЖКХ России[11]:

· обеспечение населению условий проживания, отвечающих современным стандартам качества жизни;

· снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

· смягчение для населения последствий реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;

· переход отрасли на самоокупаемость.


Основные способы достижения указанных целей:

· совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;

· переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объём и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг , в т. ч. установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация  оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

· совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Нормальное функционирование жилищного фонда напрямую зависит от состояния его коммунальной инфраструктуры. Уровень развития жилищного фонда и обслуживающих коммунальных систем должен быть сбалансирован на основе принципа пропорционального развития. Принятая классификация отраслей в комплексе ЖКХ предусматривает раздельное рассмотрение следующих видов деятельности [8]:

1.  Эксплуатация жилищного хозяйства

2.  Водоснабжение

3.  Водоотведение (канализация) и очистка сточных вод

4.  Теплоснабжение

5.  Электроснабжение

6.  Озеленение населённых пунктов

7.  Ремонт дорог, мостов и набережных, берегоукрепительные работы

8.  Зимняя и летняя уборка улиц и придомовых территорий

9. Сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов

Особенности деятельности перечисленных подотраслей ЖКХ позволяет выделить в их составе следующие группы. Во-первых, отрасли, непосредственно связанные с функционированием жилищного фонда. Во-вторых, виды деятельности, призванные обеспечить благоустройство жилых районов. В-третьих, виды деятельности, связанные с удовлетворением потребностей населения в бытовых услугах.





  1. Проблемы и перспективы развития инноваций в сфере ЖКХ


В последние годы проблемы, связанные с функционированием ЖКХ, стали объектом всестороннего пристального внимания, однако серьезных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени не произошло. Более того, наблюдается ухудшение как технического, так и финансового положения этого многоотраслевого комплекса. ЖКХ по-прежнему характеризуется отсутствием эффективных экономических отношений и низким качеством предоставляемых услуг[14].