ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Родители должны создать такую среду, чтобы ребенок мог доверять им, чувствовать родительское понимание и добровольно признавать родительский авторитет;
2 родители направляют ребенка так, чтобы его чувства и мышление помогали, а не мешали его обучению, а получаемый ребенком жизненный опыт помогал раскрыть его потенциал.
Ребенок, с которым родители строят отношения в этих условиях, лучше подготовлен к усвоению новых знаний, умеет управлять своими эмоциями и строить отношения с другими людьми.
Изучены негативные реакции в поведении школьников (такие как агрессия, эмоциональные всплески, прогулы, нарушение школьных правил). Оказывается, такое поведение является показателем того, что у ребенка есть проблемы с обучением. Психотерапевт, который обсуждает с родителем различные аспекты детско-родительских отношений — понимание, доверие, авторитет, — помогает ему посмотреть на ребенка со стороны, увидеть его как личность и понять его. Терапевт также предлагает, что учитель может предложить ребенку, чтобы заинтересовать его.
Подчеркивается, что такой подход не может помочь без личной встречи психотерапевта с родителями или если родитель сам нуждается в помощи психотерапевта.
Thomas X Dishion, Sarah E. Nelson, Kathryn Kavanagh [10] «Родительский контроль за подростками из групп риска: профилактика употребления алкоголя и наркотиков» описывает методы психотерапевтической работы с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики, и их родителями.
Отмечается, что часто родители группы риска (имеющие проблемы с поведением и трудностями в обучении, участники молодежных групп и др. ) при переходе своих детей из раннего подросткового возраста в подростковый практически полностью перестают их контролировать, предоставляя полную свободу. Было изучено, как родительский контроль может повлиять на употребление алкоголя, курение табака и марихуаны подростками в возрасте 13-15 лет. Система семейного контроля использовалась для мотивации родителей к более тщательному контролю за ребенком. Эта система включала краткие психологические консультации родителей, консультации по телефону, обратную связь от школьных учителей, сообщавших о поведении ребенка. Кроме того, в семьях, согласившихся на это, велось видеонаблюдение, что позволило оценить степень родительского контроля. Были также короткие тренинги для родителей и детей, которые помогли наладить семейные отношения в семьях с трудными детьми и научили родителей, как узнать, употребляет ли их ребенок табак, алкоголь или наркотики. На протяжении всего периода наблюдения родители консультировались с семейным психотерапевтом и анализировали видеозаписи. Употребление наркотиков подростками наблюдалось как в данных родительского контроля, так и в самоотчетах подростков.
Отмечено, что при адекватном контроле употребление алкоголя, табака и наркотиков среди молодежи снижается не только по сравнению с молодежью из контрольной группы; «Контролируемые» подростки в 15 лет употребляют меньше наркотиков, чем в 13 лет, тогда как в контрольной группе возрастает употребление алкоголя, табака и наркотиков.
Заключение
Психологи пришли к выводу, что одна и та же доминирующая черта личности или поведение родителя может в зависимости от разных условий вызывать ряд форм реагирования, а в дальнейшем и устойчивое поведение ребенка. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчиненность воспитания тому или иному мотиву, а также место воспитания в целостной личности человека - все это придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Вот почему родители, желающие воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, должны начинать анализ воспитания ребенка с анализа себя, с анализа особенностей собственной личности.
Спецификации семейного воспитания выполняют следующие функции:
эмоциональный характер семейного воспитания, в основе которого лежат родственные чувства;
воспитательное воздействие родителей на детей характеризуется постоянством и длительностью в ряде жизненных ситуаций, что обеспечивает глубину воздействия на ребенка;
именно семья дает ребенку чувство защищенности, любви, принятия;
в семье действуют психологические механизмы социализации, которые придают содержанию и характеру столь существенное влияние семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации относятся подкрепление и идентификация;
семья - это социальная группа, в разновозрастном возрасте ребенок учится воспринимать разные ценностные ориентации, разные критерии оценки жизненных явлений, разные идеалы, взгляды, убеждения.
Семейное воспитание также имеет долгосрочное влияние.
можно выделить 4 тактики воспитания в семье и соответствующие им 4 типа семейных отношений, которые являются как предпосылкой, так и результатом их возникновения:
диктат (систематическое подавление одними членами семьи инициативы и самоуверенности других членов) ;
опека (сверхудовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от любых трудностей) ;
невмешательство (признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей)
сотрудничество (опосредование межличностных отношений в семье общими целями и установками на совместную деятельность, организованность и высокие нравственные ценности)
Семья играет ключевую роль в развитии личности ребенка, и при наличии определенных «декомпенсированных» стилей воспитания появляется плацдарм для возникновения и развития таких состояний личности, как тревожность, демонстративность, избегание реальности, эгоцентризм и т на
В семьях детей с высокой тревожностью и низкой адаптивностью наиболее выражены авторитаризм, недоверие к ребенку, отрицание его самостоятельности и личностной состоятельности. В семьях детей с низкой тревожностью и высоким уровнем адаптации, наоборот, выражены взаимопонимание, уверенность в успехе и самостоятельность ребенка.
Библиография
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М. : Норма, 2003. — 324 с.
2. Бардян А. М. Воспитание детей в семье. — М. : Просвещение, 1983. — 188с.
3. Варга А. Я. Структура и виды родительских отношений. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 358 с.
4. Владин В. З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2007. - 282с.
5. Гарбузов В. И. От младенца к подростку - М. : Проспект, 2006. - 196 с.
6. Дружинин В. И. Семейная психология. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 295 с.
7. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания - М. : Проспект, 2006. - 354 с.
8. Куковякин Г. В. Семейная педагогика и возрастная психология. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481с.
9. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М. : ЭКСМО, 2006. — 215 с.
10. Рахимов А. З. Семейная психология. - Уфа, 2007. - 342 с.