Файл: Детскородительская психотерапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Избегающий тип стратегии характеризуется стремлением избежать обсуждения опыта ранней привязанности.

Озабоченный тип характеризуется тенденцией зацикливаться на уроках раннего опыта, особенно преувеличенным желанием расположить к себе значимого взрослого.

И, наконец, неразрешимый тип стратегий отражает неопределенность и отсутствие устоявшегося мнения о значимых событиях, потерях и убытках.

Те, кто преимущественно тяготеет к озабоченному и трудному типу, в дальнейшем, как родители, будут проявлять как неуверенное, так и пугающее поведение в воспитании ребенка, что в свою очередь приведет к дезориентации и дезорганизации привязанности в описанном в данном случае. В подростковом возрасте это может выражаться в виде нарушений поведения, особенно проявлений оппозиционно-девиантных форм поведения, а также диссоциативных и пограничных синдромов.

В рассматриваемом случае устранение нарушений поведения у ребенка должно происходить не только за счет использования психофармакологического подхода и индивидуальной психотерапии с ребенком; необходима одновременная терапия матери и сына. Наиболее успешным может быть сочетание психоаналитического подхода и подхода, основанного на теории привязанности. Для индивидуальной работы с ребенком можно использовать метод ментализации, позволяющий развивать понимание как собственных состояний, так и аффективных состояний других.

Другой тип психотерапии, основанный на теории привязанности, - это психотерапия родителей и детей, которая описана в статье Хизер Чемберс [5] «Терапия родителей и детей: вмешательство на основе привязанности для детей с проблемами оппозиционного поведения».

Этот тип терапии предназначен для родителей и детей в возрасте от 4 до 12 лет, у которых есть эмоциональные и поведенческие проблемы, а также в случаях разрыва отношений между родителями и детьми, когда традиционная семейная терапия оказалась неэффективной. Основной упор в психотерапии делается на коррекцию восприятия матерью и ребенком друг друга, преодоление недопонимания и исправление установившихся недостаточно жестких отношений. В тех случаях, когда отношения матери и ребенка строятся по типу избегания, психотерапия призвана повернуть участников их отношений друг к другу, уменьшить эмоциональный разрыв между ними. В случае амбивалентного стиля отношений задача психотерапии состоит в том, чтобы помочь родителям сформировать последовательное и эмпатическое понимание восприятия ребенка.


Ребенок, в свою очередь, должен усвоить эмоциональные реакции родителей, а также почувствовать безопасность отношений с родителями, понять, что его любят, принимают и положительно оценивают.

Детско-родительская психотерапия в основном осуществляется в виде параллельных сеансов с ребенком и родителем. В терапии задействованы два психотерапевта – один работает с родителем, другой с ребенком. Родители получают возможность наблюдать за игровым взаимодействием психотерапевта с ребенком, что дает ему возможность увидеть ребенка с другой стороны, лучше понять мысли, чувства и реакции на различные ситуации. Полный курс психотерапии занимает от трех до шести месяцев, каждый сеанс проводится еженедельно и длится от 60 до 90 минут. Однако при выборе продолжительности занятий учитываются возраст ребенка, особенности отношений привязанности и характер имеющейся психотравмы.

Процесс психотерапии включает четыре этапа:

параллельная беседа с ребенком и родителем;

готовит встречу родителей и детей как в первый раз;

наблюдение перед действием;

последнее наблюдение.

На первом этапе в форме нарратива параллельно каждый из участников взаимодействия представляет свой опыт взаимоотношений с ребенком с момента его рождения до сегодняшнего дня. При этом психотерапевт не столько внимания уделяет самим событиям, сколько подчеркивает эмоциональную значимость этих событий, способствует проявлению ранее не выявленных фактов.

На этом этапе и ребенок, и родитель должны чувствовать себя услышанными и понятыми. Основной упор делается на переформулировку смысла ранее негативно переживаемых событий и поиск позитивных поведенческих направлений. На этом этапе мать и ребенок должны проявить желание изменить свое поведение и установки.


Второй этап проводится терапевтом отдельно с ребенком, родитель может наблюдать за ним через одностороннее зеркало. На этом этапе специалист должен проинформировать ребенка о целях психотерапии, показать трудности родителей в отношениях с ребенком, провести игру, позволяющую свободно тренировать чувства и коммуникативные навыки, необходимые в отношениях с родителем ребенка.

При этом психотерапевт, работающий с матерью, пытается исправить «ошибки в оценке значимости прошлых событий» и обсудить с матерью ее надежды, ожидания и представления о ребенке.

На третьем этапе терапевт и родитель наблюдают за ребенком через одностороннее зеркало в течение 10-20 минут, и родителю говорят «просто смотреть и удивляться». Задача этого этапа – добиться более точного восприятия ребенка и представления о ребенке родителем.

На последнем, четвертом этапе родитель вводит ребенка и психотерапевта в игровую комнату, но все же остается в позиции наблюдателя до тех пор, пока ребенок не пригласит его присоединиться к игре.

Поддерживаемое наблюдение в указанном виде психотерапии, таким образом, позволяет родителям лучше понять свои отношения с ребенком, чтобы добиться лучшего понимания и сопереживания в отношениях с ребенком. У ребенка появляется большее чувство безопасности в отношениях привязанности с родителем, в результате чего устраняются многие негативные черты его поведения.

Мишель Д. Харвуд, Шейла М. Эйберг [6] «Взаимодействие под руководством ребенка: прогнозирование изменений в отношениях матери и ребенка» рассматривает терапию взаимодействия родителей и детей, состоящую из двух фаз: первая направлена ​​на создание способов позитивного взаимодействия с ребенком ребенка и второй - научить навыкам управления поведением ребенка с помощью поощрения за послушание. В психотерапевтическом сеансе приняли участие 100 пар матерей и детей, дети в возрасте от трех до шести лет с диагнозом «оппозиционное девиантное поведение». Выявлено, что после прохождения интерактивной терапии выявлено достоверное снижение уровня родительского стресса, дисфункционального родительского поведения и уменьшение проявления деструктивных качеств в поведении ребенка. Также было выявлено, что первая фаза терапии способствует установлению более эмоционально комфортных отношений между матерями и их детьми.


В статье Беттины Стронах Бушель, Либбе Хурвиц Мадсен [7] «Укрепление связи между матерями и детьми: арт-терапия в приюте для жертв домашнего насилия» описывается использование арт-терапии в рамках приюта для матерей и их детей. Рассмотрено, как использование различных техник арт-терапии позволяет добиться большей эмпатии, идентичности физических ощущений и эмоционального статуса в семье.

Использование арт-терапии для детей, подвергшихся домашнему насилию, особенно эффективно, так как они склонны замкнуты и неохотно рассказывают о своих чувствах. Кроме того, они не всегда способны адекватно описать эти чувства словесно. Обсуждается работа с явлениями диссоциации и дистанцированности, возникающими в результате воздействия травмирующей ситуации, с использованием приемов арт-терапии. Символизация включается в процесс рисования или лепки глиняных фигурок, они

делает травматический опыт менее болезненным и создает возможности для обсуждения. Дети начинают чувствовать себя в большей безопасности и менее беспомощными перед лицом событий в их памяти и негативных влияний.

На следующих этапах психотерапии терапевты обсуждают информацию, полученную в результате работы с детьми и их матерями. Далее следует этап семейной психотерапии, который позволяет матери и ребенку добиться большего взаимопонимания и последовательности в оценке событий, происходящих в семье, а также развить эмпатию в их отношениях. И на завершающей фазе терапевт, знающий позицию матери в отношении семейных отношений, снова работает с ребенком, чтобы добиться переоценки травматического опыта ребенка, а также показать ему, как мать может ему помочь.

Используемый в данной психотерапии психолого-педагогический подход, основанный на теории травмы, позволяет как детям, так и матерям больше узнать об особенностях воздействия насилия и о преодолении последствий. Приведены конкретные примеры использования программы в условиях убежища, функции достижения идентичности своих физических переживаний и эмоционального состояния.


Исследование Gloria E. Miller, Ronald J. Prinz [8] «Роль семьи в преодолении поведенческих проблем у детей» посвящено анализу методов психотерапевтической работы с детьми с повышенной степенью агрессивности. Рассмотрен многофакторный подход к их лечению, где ведущими факторами являются семейные факторы, определяющие отношения с родителями.

Дети с высоким уровнем агрессии находятся в группе риска, так как у большинства из них могут возникнуть серьезные поведенческие, социально-эмоциональные проблемы и проблемы с обучением в период взросления и/или взрослой жизни. Однако эффективность помощи таким детям зависит от многих факторов; Было выявлено три типа барьеров для лечения:

объективные – недостаток информации, отдельная или замкнутая жизнь, нехватка времени;

семья – социально-экономические проблемы родителей, этнические запреты, уровень образования родителей и их психическое здоровье;

детский - например, возраст ребенка.

Были изучены семейные факторы, которые определяют, должно ли лечение ребенка быть завершено или завершено до графика. Затем оценивались семейное положение, особенности детей и мотивация родителей. Кроме того, было исследовано, в какой организации лечение проводится наиболее успешно - когда психотерапевт работает только с ребенком, только с родителями или когда вы работаете вместе с ребенком и родителями.

При работе со 147 семьями с агрессивными мальчиками в возрасте от 5 до 9 лет было установлено, что наибольшее количество прерванных сеансов наблюдалось в ситуации, когда терапевт работал только с родителем, а наиболее эффективным способом было, когда терапевт работал только с родителями ребенок . Несоответствие представления родителей о методе лечения реальным условиям работы с психотерапевтом также нередко приводило к преждевременному прекращению лечения.

Известно, что многие проблемы детей в школе берут начало в семье и особенно в отношениях между ребенком и родителями. Сара Кит-Йи Лам [9] «Использование семейной терапии в школьной обстановке» рассматривает, как терапевт может влиять на успеваемость и поведение ребенка в школе, регулируя отношения с родителями. Отмечается, что каждый родитель является первым учителем своего ребенка. И чтобы эта тренировка была эффективной, необходимо соблюдение нескольких условий: