Файл: Детскородительская психотерапия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Умение сотрудничать и сотрудничать с другими людьми всегда предполагает понимание своей роли в совместной деятельности, принятие определенных обязательств и их выполнение. Важно, чтобы сотрудничество с другими людьми было максимально эффективным, рациональным и продуктивным. Очень часто от этого зависят успех и достижения.

Каждому хочется добиться максимального единства взглядов и эмоционального настроя с другими людьми. Обычно, когда говорят о способностях, очень часто (если не всегда! ) под ними понимают профессиональные способности (музыкальные, артистические, технические и т д и т п. ). В этом случае необходимо говорить о способностях особого типа, которые обнаруживаются в общении, взаимодействии, сотрудничестве с другими людьми.

Супруги, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые не ясны. Часто сами супруги договариваются о круговой поруке, о разделении работы в семье, о распределении семейного бюджета. Таким образом постепенно развивается система взаимодействия и сотрудничества.

Естественно, действия мужа и жены определяются тем, как они понимают основные цели и задачи семейной жизни. Каждый из супругов вносит свой вклад в семейное партнерство. Поведение мужа или жены организовано в соответствии с требованиями брачного партнера.

совместная жизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки своих действий относительно того, как их оценивают другие. Ожидаемые ответы заранее интегрированы в поведение другого супруга. С годами супруги четко понимают, какой будет реакция другого партнера на те или иные действия или действия.

Семья – это явление, которое всегда связано с человеческими чувствами, переживаниями, убеждениями и отношениями. Одним из способов логического осмысления феномена семьи является поиск ее структуры, неких постоянных компонентов, претерпевающих изменения в течение исторического времени и жизненного цикла одной семьи. Структурными осями в феномене семьи, по С. И. Сульту, являются супружеские и детско-родительские отношения.

В семьях, члены которых испытывают эмоциональное отторжение друг к другу, прямое межличностное общение во многих случаях просто отсутствует. В основе таких отношений лежит неудовлетворенность в эмоциональных отношениях по отношению к данному члену семьи, которая завуалирована внешней холодностью и сопровождается обидой, а с другой стороны, чувство вины по отношению к обиженным членам семьи, что очень часто члены семьи либо не догадываются вовсе, либо не до конца. Последние, стремящиеся избавиться от чувства вины, но не осмеливающиеся признать это чувство в себе, используют манипулятивные методы в семейных отношениях для оказания давления на членов семьи, по отношению к которым испытывают это чувство, и таким образом попытаться вызвать ответное чувство в отношениях на себя и тем самым переложить ответственность за отношения на другого человека. Наиболее уязвимым является член семьи, который берет на себя роль посредника в таких отношениях, так как ни одна из противоборствующих сторон не соглашается взять на себя инициативу примирения и ответственность за отношения в надежде, что третья сторона сделает все за них. Таким образом, посредник оказывается в роли «козла отпущения» и вынужден выслушивать обвинения с обеих сторон.


Истоки таких отношений во многих случаях лежат в негативных жизненных переживаниях членов семьи (эмоциональные или физические травмы в детстве или в далеком прошлом, семейные мифы, кризисные ситуации для членов семьи, симбиотические связи в семье и т. д. ). Страх перед переменами в семье, новыми отношениями, боязнь быть снова отвергнутой или потерять то, что осталось (даже если отношения неудовлетворительные, но привычные и стабильные) мешает членам семьи честно признаться друг другу в своих чувствах или сделать решительный шаг переломить ситуацию.


3. Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми: конфликт отношений или трудности во взаимном восприятии

Большинство авторов выделяют следующие параметры детско-родительского взаимодействия:

автономия - контроль (Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, С. Броди, Э. Э. Маккоби, В. Шутц) ;

неприятие - принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А. И. Захаров, Д. И. Исаев, А. Я. Варга) ;

точность (Э. Маккоби, О. Коннер, П. Слейтер) ;

степень эмоциональной близости, связи (Дж. Боулби, Г. Т. Хоментаускас) ;

тяжесть (Э. Э. Маккоби, П. Слейтер) ;

непоследовательность - последовательность (С. Броди, Э. Маккоби, А. И. Захаров).

причина конфликта – это точка, вокруг которой разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие виды причин.

1. Наличие противоположных ориентаций. Каждый человек и социальная группа имеют определенный набор ценностных ориентаций в отношении важнейших сторон общественной жизни. Все они разные и обычно противоположные. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии заблокированных целей, которых пытаются достичь несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации вступают в соприкосновение и могут вызывать конфликты.

Конфликты на почве противоположных ценностных ориентаций бывают самыми разными. Наиболее острые конфликты возникают там, где есть различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, вызванные противоположными ориентациями, могут возникать внутри экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта кроется в различном отношении к той системе представлений, которая оправдывает и узаконивает отношения между подчинением, господством и базовым мировоззрением у разных групп общества.


3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причины связан со значительными различиями в распределении ценностей между отдельными людьми или группами. Неравенство в распределении ценностей существует везде, но конфликт возникает только при таком размере неравенства, который считается очень значительным.

4. Причины конфликтов, кроющиеся во взаимоотношениях между элементами социальной структуры. Конфликты возникают в результате различного места, которое структурные элементы занимают в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может, во-первых, быть связан с разными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, по этой причине конфликт связан со стремлением какого-то структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Любая из этих причин может служить движущей силой первой фазы конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что должно произойти, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Помимо того, что причина конфликта существует, очевидно, что вокруг нее должны сложиться определенные условия, которые служат благодатной почвой для конфликта.

Общим между потребностями и интересами является то, что в обоих случаях мы имеем дело с амбициями людей, которые непосредственно влияют на их социальное и экономическое поведение. Но если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми преимуществами, которые оказываются решающими или стимулируют жизненные способы человеческой деятельности, то интересы являются побуждениями к действию, возникающими из взаимоотношений людей друг с другом. Непосредственным предметом общественного интереса является не благо само по себе, а позиции личности или социального слоя, обеспечивающие возможность достижения этого блага. А так как эти позиции различны, то интересы в известном смысле более конфликтны, чем потребности.

Как в обыденной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще связаны с социальной позицией, которая на определенное время фиксирует всю совокупность возможностей, которые общество предоставляет действующему лицу. Именно социальная позиция очерчивает границы того, что доступно и возможно для индивида и социальной группы.


Именно конфликты потребностей и интересов являются «камнем преткновения» между ребенком и взрослым.

Ребенок — это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений с теми, кто его окружает, с кем он связан. С трехлетнего возраста между ребенком и родителями возникают различные конфликты. В кризисе трех лет происходит то, что называется расщеплением: могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, не вовремя предлагать игрушки, он может ломать их от гнева, происходит изменение аффективно-волевой сфере, что свидетельствует о повышенной самостоятельности и активности ребенка. Все симптомы вращаются вокруг себя и окружающих его людей. Эти симптомы свидетельствуют о том, что отношения ребенка с окружающими людьми или с собственной личностью меняются.

4. Типология стилей детско-родительских отношений

На всех этапах развития ребенка в семье на него постоянно воздействуют различные факторы семейной среды, в том числе стиль семейного воспитания. Он может оказывать как оздоравливающее воздействие на воспитательную функцию семьи, так и дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружающей среды.

Психологи выделяют типичные нарушения правил семейного воспитания:

1) Снисходительная гиперзащита. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерно стремление «поглотить» ребенка, оградить его от всех трудностей, потакать всем его капризам. При таком воспитании у ребенка формируются демонстративные черты характера, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и агрессивность. Это делает его сварливым среди сверстников; сложная социальная адаптация.

При таком стиле воспитания неадекватность может проявляться вместе с завышенной самооценкой. Так бывает в семье, где ребенка часто хвалят, а подарки дарят за мелочи и достижения (ребенок привыкает к материальным вознаграждениям). Ребенка наказывают очень редко, система требований очень мягкая.

Второй вариант — демонстративность — черта личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к окружающим. Источником демонстративности обычно является отсутствие внимания со стороны взрослых к детям, которые чувствуют себя брошенными в семье, «нелюбимыми». Бывает, что ребенок получает достаточно внимания, но оно его не удовлетворяет из-за гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляют не безнадзорные, а, наоборот, самые избалованные дети. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше быть отруганным, чем не замеченным»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и построений, максимально эмоционально комментировать, игнорировать мелкие проступки и наказывать за крупные (например, отказом от запланированного похода в цирк) [4]. Это гораздо сложнее для взрослого, чем забота о тревожном ребенке.