Файл: Правовая норма это правило поведения установленное государством Признаки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Федеральное Собрание РФ в системе органов государственной власти

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

  • назначение выборов Президента Российской Федерации;

  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;

  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

  • назначен и на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

  • объявление амнистии;

  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

  1. Федеральные органы исполнительной власти; их нормативные правовые акты

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации сейчас составляют министерства (федеральные министерства), государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные органы.


Правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде:

  • Постановление- документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции.

  • Приказ распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

  • Распоряжение - распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности.

  • Правила 

  • Инструкция 

  • Положение— документ, в котором устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления позитивной управленческой деятельности юрисдикционного принуждения.



  1. Судебная система Российской Федерации

В настоящее время в судебную систему России входят суды трех категорий:

  1. обычные суды (суды общей юрисдикции и военные суды);

  2. арбитражные суды;

  3. конституционные (уставные) суды.

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

  1. Арбитражные суды: система, подведомственность дел

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) - высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Организационно-структурная Система Арбитражных Судов строится на четырех уровнях.

  • Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

  • Арбитражные апелляционные суды – суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

  • Федеральные арбитражные суды округов– работают в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ.

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.


  1. Суды общей юрисдикции: система, подведомственность дел

К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

  1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

  2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции образуют Военные суды.

Военные суды в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    • Гарнизонные военные суды – организуются и действуют на территории, включающей один или несколько военных гарнизонов.

    • Окружные (флотские) военные суды – являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к соответствующим гарнизонным военным судам;

    • Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда Российской Федерации - является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

  1. Конституционные права и обязанности человека и гражданина. Конституция о гарантиях прав и свобод человека и гражданина

Конституция РФ закрепляет такие основополагающие личные права, как:

      • право на жизнь;

      • право на достоинства;

      • право на свободу и личную неприкосновенность;

      • неприкосновенность жилищ;

      • неприкосновенность частной жизни;

      • свобода телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений;

      • свобода информации;

      • свобода определения национальности и выбора языка;

      • право на свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства;

      • право на выезд из России и возвращение обратно;

      • свобода совести и вероисповедания;

      • свобода мысли и слова.

Обязанности (по конституции):

      • Обязанность соблюдать конституцию РФ и законы.

      • Обязанность не нарушать права и свободы других лиц, при осуществление собственных прав и свобод.

      • Родителей заботиться о детях и их воспитание. Санкция – лишение род. Прав.

      • Обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих родителях.

      • Родителей или лиц их заменяющих обеспечить получения детьми основного общего образования

      • Заботиться о сохранение исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

      • Платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют.

      • Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

      • Обязанность защищать ответственность.


Гарантии конституционных прав и свобод представляют собой средства, обеспечивающие осуществление людьми их правомочий.

Выделяют следующие виды гарантий: социально-экономические, организационно-политические, юридические.

  • Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые позволили бы людям повысить свое благосостояние. Эти гарантии таковы: социальная стабильность, развитие экономики, снижение налогов и т.п.

  • Организационно-политические гарантии – это предоставление гражданам возможности участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления, в деятельности политических организаций.

  • Юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления гражданских прав и свобод)

  1. Административное право как отрасль права (предмет, метод, источники)

Административное право – это отрасль публичного права, регулирует деятельность органов государственной власти.

Предмет административного права можно условно поделить на две части:

1) Внутриаппаратные отношения;

2) Взаимоотношения органов власти с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Государственная служба включает:

1) военную службу;

2) государственную гражданскую службу;

3) государственную службу иных видов.

Императивный метод.

Источники административного права:

  • Конституция РФ;

  • Федеративные конституционные законы:

– «О Правительстве РФ» от 06.11.2020г. № 4-ФКЗ

  • Федеральные законы:

– «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ

  • Подзаконные акты:

– Указ Президента РФ № 21 от 21.01.2020г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

  1. .Административные правонарушения и административная ответственность

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) действует на всей территории РФ.


Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях Закон Хабаровского края № 256 от 24.06.2009 г. действует только на территории Хабаровского края.