Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 376-056.2 16+
ББК 74.5
А55
Алышева Т. В.
А55 Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / Т. В. Алышева. ― М. : Просвещение, 2020. ― 363 с.
Данное пособие является сопровождением к учебникам линии «Математика» для детей с ограниченными возможностями здоровья 1–4 классов, осваивающих содержание предметной области «Математика» в соответствии с требованиями адаптированных основных общеобразовательных программ ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Составной частью методических рекомендаций является рабочая программа с описанием содержания курса, личностных и предметных результатов обучения и тематическим планированием.
Пособие адресовано педагогам, обеспечивающим реализацию требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также студентам дефектологических факультетов.
УДК 376-056.2
ББК 74.5
© Издательство «Просвещение», 2020
© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2020
Все права защищены
Введение
В настоящее время в Российской Федерации происходит становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается переосмыслением целей и задач образования подрастающего поколения, существенными изменениями в организации учебного процесса, поиском новых методов и средств обучения, внедрением инновационных технологий. Происходит смена образовательных парадигм, усиливаются процессы интеграции (инклюзии) и дифференциации. Новые приоритеты государственной политики в сфере образования нашли свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
Одним из приоритетных направлений государственной политики и деятельности системы образования Российской Федерации на современном этапе является образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. определены категории обучающихся с ОВЗ, которые нуждаются в создании особых условий для получения ими качественного образования в соответствии с имеющимися у них особыми образовательными потребностями. Среди указанных в Федеральном законе категорий обучающихся с ОВЗ ― дети с умственной отсталостью. Данная группа детей является достаточно многочисленной и весьма разнородной в связи с различной степенью нарушения интеллектуального развития. Правовое регулирование вопросов получения качественного образования детьми, относящимися к данной категории, в настоящее время определяется Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― ФГОС), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее ― АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
-
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
АООП разрабатывается на основе ФГОС с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и должна обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию таких детей.
В настоящее время разработана и одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая представлена в двух вариантах:
1) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
2) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Представленные в настоящем пособии методические рекомендации раскрывают особенности организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в предметной области «Математика» в 1–4 классах образовательных организаций.
Обучающиеся, которым по заключению психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано освоение АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), имеют типологические особенности, которые необходимо учитывать при организации процесса изучения ими математики. В Примерной АООП особое внимание уделено психолого-педагогической характеристике обучающихся данной категории, раскрывающей особенности их психических функций, познавательной деятельности и возможности развития.
Затруднения в психическом развитии детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы – восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и в незавершенности возрастных психологических новообразований, и главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
У всех обучающихся с легкой умственной отсталостью отмечается нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у таких детей в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Наблюдаются специфические трудности в осуществлении таких мыслительных операций, как обобщение, конкретизация, сравнение, анализ, синтез и т. д. Обучающимся присуща слабая регулирующая роль мышления: зачастую они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Существенные отличия по сравнению с нормально развивающимися сверстниками проявляются и в развитии памяти, внимания, воображения, речи детей с интеллектуальными нарушениями. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, а в некоторых случаях ― и физическое развитие детей. Однако специальная организация учебной деятельности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует эффективному протеканию компенсаторных процессов и реализации потенциальных возможностей детей.
Специфические особенности познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью, описанные выше, существенно затрудняют формирование у них математических знаний и умений. Конкретность мышления обучающихся с легкой умственной отсталостью, малая способность к абстрагированию и обобщению, слабость аналитико-синтетической деятельности, неумение мыслить обратимо и применять полученные знания в новой ситуации вызывают ряд трудностей при формировании у них математических понятий и умений. В связи с этим процесс обучения школьников указанной категории существенно отличается от организации образовательной деятельности их нормально развивающихся сверстников по целям, задачам, содержанию, методам и средствам, планируемым результатам освоения АООП.
Главной специфической особенностью является коррекционная направленность образования, предполагающая использование специальных приемов и средств по ослаблению недостатков развития познавательной деятельности и всей личности умственно отсталого ребенка в целом, формирования у обучающихся базовых учебных действий. Это позволит им в дальнейшем самостоятельно выполнять учебные и трудовые задачи.
Особенностью курса математики, изучаемого обучающимися с легкой умственной отсталостью, является направленность на формирование у них социальных (жизненных) компетенций, умению применять полученные математические знания в повседневной жизни и в профессионально-трудовой деятельности. Практическая направленность курса математики, реализуемого в целях достижения планируемых результатов освоения АООП (вариант 1), проявляется в особом содержании математического материала, предназначенного для изучения обучающимися с умственной отсталостью, в выборе специальных методов, приемов и средств обучения, отличных от тех, которые применяются при обучении детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Материально-техническое обеспечение реализации АООП согласно с требованиями ФГОС, должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Составной частью структуры требований к материально-техническим условиям реализации АООП являются требования ФГОС к специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.
В новых УМК по математике для 1–4 классов представлены современные подходы к формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений. Учтены общие тенденции педагогики, данные научных исследований, а также апробированные экспериментальные методики по обучению умственно отсталых школьников математике.
Отличительной особенностью новых УМК является их ярко выраженная коррекционная направленность. Усиление работы по исправлению недостатков развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе учения, коррекции их познавательной деятельности и личностных качеств диктуется общей тенденцией развития детей в процессе учения, формирования у них базовых учебных действий, а не только реализации предметной подготовки.
Изучение математики в новых УМК ведется с учетом реальных возможностей обучающихся. Система учебных заданий и в учебниках, и в рабочих тетрадях способствует активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного подхода в обучении.
Методические рекомендации, представленные в данном пособии, адресованы в первую очередь учителям, которые преподают математику в подготовительном (первом дополнительном), 1–4 классах общеобразовательных организаций, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в том числе с использованием новых УМК по математике. Данное пособие может вызвать интерес и у тех учителей, которые реализуют АООП (АОП) в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ с использованием иных УМК по математике, если они столкнулись с трудностями формирования математических знаний и умений у детей (например, при обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) или имеющих нарушения слуха в сочетании с интеллектуальной недостаточностью и пр.). Пособие также может быть полезно воспитателям и родителям детей с интеллектуальными нарушениями, так как они, безусловно, играют существенную роль в закреплении математических знаний, практическом их использовании ребенком.
Общие методические рекомендации по изучению математики в
1–4 классах общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)