Файл: Удк 376056. 2 16 ббк 74. 5 А55.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а и б. В таких заданиях под буквой а дается материал, доступный для выполнения всеми обучающимися, в том числе овладевающими математикой на минимальном уровне овладения АООП; под буквой б дается материал более сложный, который, тем не менее, доступен для детей, усваивающих математику на достаточном уровне овладения АООП. Подобный подход к структурированию заданий упрощает ориентировку в арифметическом материале и призван помочь учителю в реализации дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности. Для обучающихся, наиболее успешно овладевающих математикой, в учебники для 1–4 классов включены задания повышенной сложности (такие задания отмечены специальным знаком), что также поможет учителю лучше ориентироваться в учебном материале.

Разноуровневый подход реализован и в содержании контрольных заданий, которые включены в учебники математики для 2–4 классов в целях осуществления контроля за процессом достижения планируемых предметных результатов освоения АООП (вариант 1). Такие задания даны после завершения изучения отдельных тем или разделов и содержат два варианта: 1-й вариант – для обучающихся, усваивающих математику на достаточном уровне; 2-й вариант – для обучающихся, усваивающих математику на минимальном уровне. Учитель имеет право при осуществлении контроля за математической подготовкой детей предъявлять обучающимся иные задания, которые не должны расходиться с планируемыми результатами освоения АООП на минимальном и достаточном уровнях.

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью в процессе изучения математики
Базовые учебные действия (БУД) ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. В отличие от универсальных учебных действий, формируемых у обучающихся с нормальным интеллектуальным развитием, БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

В примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержится программа формирования БУД, которая должна быть реализована в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и помогают овладеть доступными видами профильного труда. Согласно требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), данная программа должна обеспечить связь БУД с содержанием учебных предметов и способствовать решению задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий.

В программе формирования БУД, содержащейся в Примерной АООП (вариант 1), подчеркивается, что БУД целесообразно рассматривать на различных этапах обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на этапе обучения в 1 (1 дополнительном) – 4 классах приведены в Приложении 2.

Рассмотрим возможности формирования БУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках математики на этапе обучения в 1 (1 дополнительном) – 4 классах, в том числе с применением новых УМК по математике, разработанных нами и выпускаемых АО «Издательство «Просвещение».

Формирование личностных учебных действий
должно обеспечить принятие ребенком новой для него роли ученика и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Работа по этому направлению должна способствовать осознанию ребенком таких социальных ролей, как ученик, член семьи, одноклассник, друг; формированию положительного отношения к окружающей действительности и готовности взаимодействия с ней. На этом этапе должна вестись работа по формированию у обучающегося самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, понимания личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения, а также готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Безусловно, в силу особенностей мотивационно-потребностной, социально-личностной, эмоционально-волевой сфер личности ребенка с легкой умственной отсталостью, начинающего свое обучение в школе, формирование вышеперечисленных личностных учебных действий происходит с большими трудностями и требует от учителя систематической целенаправленной работы.

Для формирования мотивационной стороны деятельности детей на начальном этапе обучения в школе следует широко использовать игровые технологии, а также положительную стимуляцию (похвалу, одобрение). Привитию интереса к математике и учению как деятельности в целом будет способствовать использование на уроках наглядности разных видов (предметной, иллюстративной, позже – символической). Широкое применение наглядности необходимо еще и потому, что в силу особенностей мыслительной деятельности усвоение обучающимися математических знаний и умений на этом этапе обучения происходит на наглядно-действенной основе.

В учебниках математики для 1–4 классов содержится много предметных иллюстраций, сюжетных картинок, близких по своему содержанию жизненному опыту детей. Иллюстративный материал представлен ярко, красочно, без перегруженности лишними (второстепенными) деталями.

Часто на страницах данных учебников встречаются различные изображения лиц детей, выражающих позитивные эмоции (улыбающиеся мальчики и девочки), которые сопровождают обезличенный математический материал (например, краткую запись задачи, в которой говорится про детей). Этот иллюстративный прием призван вызвать у обучающихся положительный эмоциональный отклик, придать математическому материалу личностно значимый характер и способствовать формированию у ребят позитивного отношения к математике и окружающей действительности в целом.


На многих иллюстрациях в учебниках изображены ситуации, участники которых ― дети (например, в заданиях, где требуется по рисункам составить арифметическую задачу). Организуя работу по изучению математического материала на основе подобных иллюстраций, учитель имеет возможность связать математику с жизнью, способствуя формированию у детей жизненных (социальных) компетенций. На достижение этой цели направлены и задания с ярко выраженной практической направленностью, например: «Какие продукты в магазине имеют упаковку в форме бруса?»; «Что нужно хранить в холодильнике? Сколько таких предметов на рисунке?»; «Сколько тарелок на рисунке? Как можно расставить эти тарелки на 2 столах? Перечисли все способы».

Особое место в учебниках занимают задания с изображениями монет различного достоинства и числами, полученными при измерении стоимости. Появляются такие задания с самого начала изучения нумерации первого десятка: познакомились с числом 1 ― вводится монета достоинством 1 р.; изучили число 2 ― появилась монета достоинством 2 р.; и т. д. Использование монет в качестве дидактического материала предусмотрено при изучении нумерации чисел (состав чисел в пределах 10, десятичный состав чисел в пределах 20, получение следующего и предыдущего чисел, состав числа 100 из 10 десятков, получение двузначных чисел из десятков и единиц, и т. д.), формировании счетных и вычислительных навыков. Выполнение подобных упражнений помогает обучающимся лучше понять и усвоить математический материал на доступном для них уровне, развивает у них мотивацию и интерес к учению, готовит к социальному взаимодействию с окружающей средой.

Содержание ряда заданий направлено на то, чтобы помочь детям осмыслить социальные роли и лучше ориентироваться в социальном окружении. В этих целях в заданиях, где рассказывается о детях школьного возраста, используются термины «ученик», «ученица». В учебниках много заданий, направленных на привитие семейных ценностей, в которых детям необходимо оперировать словами, обозначающими членов семьи (мама, дочь, сестра, бабушка, внучка и пр.), обсуждать их взаимодействие. Постепенно, вместе с расширением социального опыта ребенка, в математические задания вводятся персонажи иного рода, например учительница Мария Сергеевна, повар Лидия Петровна, доярка Мария Степановна, столяр Иван Петрович

и т. д.

Присутствуют в учебниках и задания, способствующие формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности. Например, после работы над иллюстративным материалом к математическому заданию, ученикам предлагается сделать вывод: «Если ты не умеешь плавать, в каком бассейне тебе надо купаться?» или «Когда можно переходить улицу?» ― или запомнить номера телефонов экстренных служб и т. д.

Другая группа БУД, которые должны быть сформированы у обучающихся с легкой умственной отсталостью, ― коммуникативные учебные действия. Согласно Примерной АООП в младших классах нужно сформировать у детей умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ― ученик, ученик ― ученик, ученик ― класс, учитель ― класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Конечно, только средствами математики сформировать все обозначенные БУД невозможно, но целенаправленная работа учителя на уроках математики может способствовать формированию коммуникативных компетенций у обучающихся.

Прежде всего еще в пропедевтический период обучения математике надо научить детей с нарушением интеллектуального развития вслушиваться в слова учителя и других учеников, повторять их, отвечать на вопросы и т. п. В этот период начинается работа по обучению детей принимать оказываемую им помощь, но эта работа будет сложной и длительной, так как неумение принимать разные виды помощи ― характерная особенность детей с умственной отсталостью.

Важное значение для формирования умения обучающихся вступать в контакт и работать в коллективе имеет применение учителем технологии групповой работы. Особенности личностного и речевого развития детей с легкой умственной отсталостью, обучающихся в 1–4 классах, не позволяют в полной мере использовать все возможности этой технологии. Так, на этапе обучения в младших классах на уроках математики целесообразно организовывать работу лишь в малых группах (например, в парах), под руководством учителя, тщательно продумывая содержание заданий, предназначенных для групповой работы.