Файл: Бизнесплана 1 Цели, задачи, функции и принципы бизнес планирования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Теоретические и методологические основы разработки
бизнес-плана
1.1 Цели, задачи, функции и принципы бизнес - планирования
Основной целью бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Главная цель бизнес-плана выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиции маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:
-
Получение кредитов или привлечение инвестиций; -
Определение степени реальности достижения намеченных результатов; -
Доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; -
Убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров. [22,166]
Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предпринимателем, примеры которых в зависимости от участников процесса бизнес - планирования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Примеры задач бизнес - планирования
Сотрудники предприятия | Высший менеджмент | Инвесторы и партнеры |
Информирование всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения | Организационно-управленческая и финансово-экономическая опенка состояния предприятия | Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов |
Координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана | Выявление потенциальных возможностей предприниметельской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон | Выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес-плана |
Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана | Формирование инвестиционных целей на планируемый период | Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, доходов на капитал |
Обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка | Выбор стратегии и тактики конкуренции | |
| Оценка финансовых материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия | |
Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план важное средство для увеличения капитала фирмы.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. [14, 24]
Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция планирование. Оно позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.
Для практической реализации бизнес - планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:
-
гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация; непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер планирования; коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо); интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
-
многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернатив возможностей достижения поставленной цели; -
участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации; -
адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
1.2 Этапы разработки бизнес-плана
Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил желаний, потребностей интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и др. элементов общества (рисунки 1 и 2).
идея
социальное развитие
бизнес-план
рынок (товар)
техника
Предприниматель:
анализ и разработки
сбыт товаров
(услуг)
технология
система партнерских связей
ресурсы
организация и управление производством
Рисунок 1 - Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане
Общие
- философские
учения
- религиозные
идеи
- демократия
- гуманизм
работники предприятия
-
равноправие отношений
социальные гарантии
условия волеизъявления и самореализации
участие в прибылях
Общественные
Принципы поведения
- Правовые границы
-социальный порядок
- традиции
- экономический уклад
- права человека
Представления участников отношений
Рисунок 2 - Основные источники предпринимательских ценностей
Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить спои потребности в процессе бизнес и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определенным действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируются у предпринимателя с учетом ценностей (представления о значимости различных явлений, о целях жизни и средствам их достижения) и ценностных ориентации (устойчивого отношения к системе материальных и духовных благ и идеалов, которых человек стремиться достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях) [16,133].
Предпринимательские ценности возникают на основе общефилософских и ценностных ориентации общества, собственников (учредителей), акционеров и партнеров предприятия [11,78].
Основные этапы обоснования предпринимательского проекта.
1 Обоснования идеи и проекта и сведения о проекте.
Соответствие идеи проекта существующей системы экономических взаимоотношений в стране.
Перечень спонсоров и причины их заинтересованности в реализации проекта.
-
Основные характеристики проекта. Цели проекта и его предварительная основная стратегия. Географический ареал и доля на внутреннем и внешних рынках, рыночная ниша. -
Тип размещения проекта (рыночная или ресурсная ориентация). -
Экономическая политика поддержки проекта.
-
Продукция и ее структура, мощности предприятия.
-
Контуры экономической, промышленной, финансовой, социальной политики. -
Национальные, отраслевые и подготовительные факторы, благоприятные для проекта. -
Сведения о проекте (наименование, адрес, финансовые возможности, роль в проекте организатора или инициатора проекта).
2 Анализ рынка стратегия маркетинга, основы проектной стратегии.
-
Общеэкономический анализ рынка. -
Общеэкономические показатели спроса на продукцию, предусмотренную проектом (население и темпы его роста, душевой доход и потребление).
2.3 Государственная политика, практика и законодательство в сфере потребления, производства, импорта и экспорта продукции, предусмотренной проектом; ограничения по стандартам, обязательства, налоги, субсидии, кредитный контроль и регулирование зарубежных связей
-
Исследование рынка. -
Прогнозирование изменения емкости отечественного рынка. -
Возможность выхода на рынки других стран.
-
Стратегия проекта (лидерство в издержках, ориентация на ограниченную группу покупателей, занятие рыночной ниши) средства и действия для достижения целей. -
Стратегия маркетинга (проникновение на рынок, развитие рынка развитие продукта, диверсификация).
2.9 Оперативные мероприятия (сбор, обработка и систематическая оценка информации о рынке, рыночной среде спрос и конкуренция, поведение клиентов и нужды потребителей, изучение конкурирующих продуктов, анализ инструментов маркетинга и прочих факторов). Использование отдельных инструментов маркетинга в краткосрочной перспективе.