Файл: Бизнесплана 1 Цели, задачи, функции и принципы бизнес планирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




1 Теоретические и методологические основы разработки

бизнес-плана
1.1 Цели, задачи, функции и принципы бизнес - планирования
Основной целью бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Главная цель бизнес-плана выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиции маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:

  • Получение кредитов или привлечение инвестиций;

  • Определение степени реальности достижения намеченных результатов;

  • Доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

  • Убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров. [22,166]

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предпринимателем, примеры которых в зависимости от участников процесса бизнес - планирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Примеры задач бизнес - планирования

Сотрудники предприятия

Высший менеджмент

Инвесторы и партнеры

Информирование всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения

Организационно-управ­ленческая и финансово-экономическая опенка состояния предприятия

Определение намечаемого источника финансирова­ния реализации выб­ранной стратегии, т.е. способы концентриро­вания финансовых ресур­сов

Координация действий всех подразделений пред­приятия при достижении целей бизнес-плана

Выявление потенциаль­ных возможностей предприниметельской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон

Выявление и оценка рис­ков, которые могут по­мешать выполнению бизнес-плана

Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана

Формирование инвес­тиционных целей на планируемый период

Расчет ожидаемых фи­нансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, доходов на капитал

Обоснование общих и специфических деталей функционирования пред­приятия в условиях рын­ка

Выбор стратегии и так­тики конкуренции







Оценка финансовых материальных, трудо­вых ресурсов, необхо­димых для достижения целей предприятия






Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план важное средство для увеличения капитала фирмы.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. [14, 24]

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция планирование. Оно позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.

Для практической реализации бизнес - планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

  • гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация; непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер плани­рования; коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо); интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;


  • многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернатив возможностей достижения поставленной цели;

  • участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

  • адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.


1.2 Этапы разработки бизнес-плана
Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил желаний, потребностей интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и др. элементов общества (рисунки 1 и 2).

идея



социальное развитие


бизнес-план



рынок (товар)



техника

Предприниматель:

анализ и разработки

сбыт товаров

(услуг)

технология



система партнерских связей




ресурсы


организация и управление производством


Рисунок 1 - Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане

Общие

- философские
учения

- религиозные
идеи

- демократия

- гуманизм


работники предприятия


  • равноправие отношений

  • социальные гарантии

  • условия волеизъяв­ления и самореализации

  • участие в прибылях




Общественные

Принципы поведения

- Правовые границы

-социальный порядок

- традиции

- экономический уклад

- права человека


Представления участников отношений



Рисунок 2 - Основные источники предпринимательских ценностей
Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить спои потребности в процессе бизнес и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определенным действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируются у предпринимателя с учетом ценностей (представления о значимости различных явлений, о целях жизни и средствам их достижения) и ценностных ориентации (устойчивого отношения к системе материальных и духовных благ и идеалов, которых человек стремиться достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях) [16,133].


Предпринимательские ценности возникают на основе общефилософских и ценностных ориентации общества, собственников (учредителей), акционеров и партнеров предприятия [11,78].

Основные этапы обоснования предпринимательского проекта.

1 Обоснования идеи и проекта и сведения о проекте.

Соответствие идеи проекта существующей системы экономических взаимоотношений в стране.

Перечень спонсоров и причины их заинтересованности в реализации проекта.

  1. Основные характеристики проекта. Цели проекта и его предварительная основная стратегия. Географический ареал и доля на внутреннем и внешних рынках, рыночная ниша.

  2. Тип размещения проекта (рыночная или ресурсная ориентация).

  3. Экономическая политика поддержки проекта.

  1. Продукция и ее структура, мощности предприятия.

  1. Контуры экономической, промышленной, финансовой, социальной политики.

  2. Национальные, отраслевые и подготовительные факторы, благоп­риятные для проекта.

  3. Сведения о проекте (наименование, адрес, финансовые возможности, роль в проекте организатора или инициатора проекта).

2 Анализ рынка стратегия маркетинга, основы проектной стратегии.

  1. Общеэкономический анализ рынка.

  2. Общеэкономические показатели спроса на продукцию, предусмот­ренную проектом (население и темпы его роста, душевой доход и потребление).

2.3 Государственная политика, практика и законодательство в сфере потребления, производства, импорта и экспорта продукции, предусмотренной проектом; ограничения по стандартам, обязательства, налоги, субсидии, кредитный контроль и регулирование зарубежных связей

  1. Исследование рынка.

  2. Прогнозирование изменения емкости отечественного рынка.

  3. Возможность выхода на рынки других стран.

  1. Стратегия проекта (лидерство в издержках, ориентация на ограниченную группу покупателей, занятие рыночной ниши) средства и действия для достижения целей.

  2. Стратегия маркетинга (проникновение на рынок, развитие рынка развитие продукта, диверсификация).

2.9 Оперативные мероприятия (сбор, обработка и систематическая оценка информации о рынке, рыночной среде спрос и конкуренция, поведение клиентов и нужды потребителей, изучение конкурирующих продуктов, анализ инструментов маркетинга и прочих факторов). Использование отдельных инструментов маркетинга в краткосрочной перспективе.