Файл: Бизнесплана 1 Цели, задачи, функции и принципы бизнес планирования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 7 - Факторы влияющие на деятельность предприятия
Из рисунка 7 следует, что эффективность предпринимательского проекта зависит от правильной оценки внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, не сможет. Эти факторы многочисленны и включают: общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране, законодательство, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культуру населения, его демографическую структуру и ряд других важных параметров. Кроме того, важным для предпринимателя является информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.
При кардинальных переменах в деятельности фирмы, в случае наступления кризисных ситуаций и угрозы банкротства, руководство должно немедленно реагировать, и, прежде всего, путем изменения стратегии и тактики фирмы.
Оздоровление финансового положения предприятия, как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством, предполагает целевой набор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех, находящихся в подобной ситуации, предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.
Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.
На третьем этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:
Титульный лист.
-
Меморандум о конфидициальности. -
Резюме. -
Описание отрасли. -
Характеристика предприятия (фирмы).
5 Выбор деятельности (товара, услуги, работы). 6. План маркетинга.
6 Производственный план.
7 Организационная структура предприятия.
8 Финансовый план и бюджет предприятия.
9 Анализ рисков.
10 Организационный план.
11 Приложения.
Конечно, применительно к конкретному проекту (случаю) структуру бизнес-плана можно уточнять - укрупнять разделы или напротив, детализировать.
Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь материал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными рисунками и таблицами.
Четвертый этап бизнес - планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело.
Следующий, пятый этап планирования - непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес - плана в виде единого документа.
1.3 Структура бизнес-плана
Ценность бизнес-плана определяется качеством содержащейся в ней информации и предположений. Качественно составленный бизнес-план отражает компетентность управления предприятием, на чем особо акцентируется внимание инвесторов [39,198]
Освоение современной технологии разработки бизнес-плана является важнейшей задачей менеджерского состава фирмы.
Перейдем к детальному рассмотрению структуры бизнес-плана и содержания его разделов.
1 Титульный лист, аннотация, оглавление, введение бизнес-плана. Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указывается название фирмы, ее месторасположение, название бизнес-плана и дата составления Целесообразно также указать данные адресата, которому он направляется. На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.
Приводимая в бизнес-плане информация раскрывает многие стороны деятельности фирмы, а самое главное - ее перспективную политику, поэтому потенциальный инвестор предупреждается о конфиденциальности информации, содержащейся в бизнес-плане. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать в его реализацию.
В аннотации дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0.5-2 страницы). Аннотация предназначена для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений.
В оглавлении дается перечень того, что будет включено в бизнес-план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано.
Во введении указывается задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.
2 Концепция бизнеса (резюме) - это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является предельно сокращенной версией самого бизнес-плана. В связи с этим она может иметь и самостоятельное значение, трактоваться как рекламный документ, использоваться при предоставлении заявки потенциальному инвестору на начальное или дополнительное финансирование.
Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основное требование - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Необходимо добиться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия (объем данного раздела не должен превышать 3-4 страниц).
3 Описание отрасли. В этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.
Ключевые элементы раздела:
-
основные сведения о предприятии; -
краткая история предприятия; -
тип бизнеса, основные виды деятельности; -
месторасположение предприятия; -
характеристика отрасли; -
роль и тенденция развития предприятия внутри отрасли; -
факторы, влияющие на деятельность предприятия; -
цели и стратегии бизнеса.
Основные сведения о предприятии включают:
-
полное или сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый
адреса предприятия, банковские реквизиты; -
организационно - правовая форма; -
размер уставного капитала. Виды, количество, номинальная стоимость
выпущенных акций: -
учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале; -
принадлежность предприятия к различного рода объединениям, членство на биржах: -
наличие филиалов, представительств.
В бизнес-плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.
В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, транспортные возможности, налоги и сборы.
Удачное расположение предприятия - один из важнейших факторов успеха проекта.
В сфере услуг особое внимание фокусируется на определении приемлемого месторасположения - близость к заказчику является определяющей.
Особое место в бизнес-плане отводится характеристике отрасли. При этом указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, материалоемкость, приводятся любые отраслевые тенденции.
При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:
-
экономические (цикл деловой активности, инфляция, покупательная способность населения, величина процентной ставки за кредит); -
политические (нестабильность в регионах, где находятся источники
сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность); -
демографические (рождаемость, старение населения, миграция); -
природные (дефицит некоторых видов сырья); -
научно-технические; -
культурные и мировоззренческие.
Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT- анализ (SWOT- сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов: Strength - сила, Weakness - слабость, Opportunity - возможность, Threat - угрозы).
SWOT- анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей. Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависит от наначения и целей анализа.
Совмещение потенциальных возможностей предприятия и условий внешней среды ввиду необходимости реализации проекта, осуществляемое в процессе SWOT - анализа, позволяет уточнить цели и задачи предприятия. Главная цель деятельности предприятия в конкретном промежутке времени не может быть определена отдельно от стратегии развития хозяйственного портфеля (общей стратегии фирмы). В связи с этим на предприятии могут образовываться несколько хозяйственных стратегических подразделений, действующих в соответствии со своими целями (например, увеличение объемов продаж, чистой прибыли).
3 Характеристика услуг и продукции. В этом разделе бизнес-плана представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиции потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения:
• потребности, удовлетворяемые товаром: Основное назначение товара удовлетворение потребности клиента фирмы. В этой связи задача бизнес-плана состоит в гармоничном определении основной ценности товара, акцентировать внимание на потребностях, которые он удовлетворяет, а не только на его технико-эксплуатационных характеристиках.
В бизнес-плане отражаются: область применения - основная и второстепенная (косвенная польза); перечень функциональных особенностей; факторы привлекательности товара; преимущества; факторы, обеспечивающие уникальность; недостатки и методы их преодоления.
Здесь необходимо отметить сильные и слабые стороны товара, дать полное представление о полезном эффекте, который можно получить от товара, т.е. ради чего товар покупается. Потребитель воспринимает товар как набор определенных свойств, отличительных особенностей, которые и дают возможность получить полезный эффект. Эти свойства и особенности определяются спецификой товара.
-
показатели качества. Непосредственно со свойствами продукта связаны показатели его качества: долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта, прочие достоинства. Некоторые показатели качества могут быть оценены количественно, соответствующие данные приводятся в бизнес-плане. Набор свойств, как и уровень качества, следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Указывается наличие сертификатов промышленной продукции. -
экономические показатели. Приводится цена потребления, т.е. затраты
на приобретение и эксплуатацию товара, себестоимость, прибыль. -
внешнее оформление. Соответствие современному дизайну, формы
изделия его функциям. Бизнес-план значительно выигрывает, если в нем будет приведена фотография или рисунок изделия, дающий достаточно четкое представление о товарном виде последнего.