Файл: Бизнесплана 1 Цели, задачи, функции и принципы бизнес планирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 7 - Факторы влияющие на деятельность предприятия



Из рисунка 7 следует, что эффективность предпринимательского проекта зависит от правильной оценки внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, не сможет. Эти факторы многочисленны и включают: общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране, законодательство, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культуру населения, его демографическую структуру и ряд других важных параметров. Кроме того, важным для предпринимателя является информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.


При кардинальных переменах в деятельности фирмы, в случае наступления кризисных ситуаций и угрозы банкротства, руководство должно немедленно реагировать, и, прежде всего, путем изменения стратегии и тактики фирмы.

Оздоровление финансового положения предприятия, как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством, предполагает целевой набор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех, находящихся в подобной ситуации, предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.

Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.

На третьем этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:


Титульный лист.

  1. Меморандум о конфидициальности.

  2. Резюме.

  3. Описание отрасли.

  4. Характеристика предприятия (фирмы).

5 Выбор деятельности (товара, услуги, работы). 6. План маркетинга.

6 Производственный план.

7 Организационная структура предприятия.

8 Финансовый план и бюджет предприятия.

9 Анализ рисков.

10 Организационный план.

11 Приложения.

Конечно, применительно к конкретному проекту (случаю) структуру бизнес-плана можно уточнять - укрупнять разделы или напротив, дета­лизировать.

Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь материал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными рисунками и таблицами.

Четвертый этап бизнес - планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело.

Следующий, пятый этап планирования - непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес - плана в виде единого документа.
1.3 Структура бизнес-плана
Ценность бизнес-плана определяется качеством содержащейся в ней информации и предположений. Качественно составленный бизнес-план отражает компетентность управления предприятием, на чем особо акцентируется внимание инвесторов [39,198]

Освоение современной технологии разработки бизнес-плана является важнейшей задачей менеджерского состава фирмы.

Перейдем к детальному рассмотрению структуры бизнес-плана и содержания его разделов.

1 Титульный лист, аннотация, оглавление, введение бизнес-плана. Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлека­тельным, не содержать излишних подробностей. На нем указывается название фирмы, ее месторасположение, название бизнес-плана и дата составления Целесообразно также указать данные адресата, которому он направляется. На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.



Приводимая в бизнес-плане информация раскрывает многие стороны деятельности фирмы, а самое главное - ее перспективную политику, поэтому потенциальный инвестор предупреждается о конфиденциальности информации, содержащейся в бизнес-плане. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать в его реализацию.

В аннотации дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0.5-2 страницы). Аннотация предназначена для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений.

В оглавлении дается перечень того, что будет включено в бизнес-план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано.

Во введении указывается задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.

2 Концепция бизнеса (резюме) - это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Концепция является предельно сокращенной версией самого бизнес-плана. В связи с этим она может иметь и самостоятельное значение, трактоваться как рекламный документ, использоваться при предоставлении заявки потенциальному инвестору на начальное или дополнительное финансирование.

Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основное требование - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Необходимо добиться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия (объем данного раздела не должен превышать 3-4 страниц).

3 Описание отрасли. В этом разделе бизнес-плана следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связаны с предстоящим или существующим бизнесом.

Ключевые элементы раздела:

  • основные сведения о предприятии;

  • краткая история предприятия;

  • тип бизнеса, основные виды деятельности;

  • месторасположение предприятия;

  • характеристика отрасли;

  • роль и тенденция развития предприятия внутри отрасли;

  • факторы, влияющие на деятельность предприятия;

  • цели и стратегии бизнеса.


Основные сведения о предприятии включают:

  • полное или сокращенное наименование предприятия, дата и место ре­гистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический и почтовый
    адреса предприятия, банковские реквизиты;

  • организационно - правовая форма;

  • размер уставного капитала. Виды, количество, номинальная стоимость
    выпущенных акций:

  • учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале;

  • принадлежность предприятия к различного рода объединениям, член­ство на биржах:

  • наличие филиалов, представительств.

В бизнес-плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, об­служивание, распределение). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.

В разделе описываются положительные и отрицательные стороны место­нахождения предприятия с учетом следующих факторов: уровень заработной платы, доступность рабочей силы, транспортные возможности, налоги и сборы.

Удачное расположение предприятия - один из важнейших факторов успеха проекта.

В сфере услуг особое внимание фокусируется на определении прием­лемого месторасположения - близость к заказчику является определяющей.

Особое место в бизнес-плане отводится характеристике отрасли. При этом указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, материалоемкость, приводятся любые отраслевые тенденции.

При описании в бизнес-плане факторов, влияющих на деятельность предприятий, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:

  • экономические (цикл деловой активности, инфляция, покупательная способность населения, величина процентной ставки за кредит);

  • политические (нестабильность в регионах, где находятся источники
    сырья или рынки сбыта, законодательная нестабильность);

  • демографические (рождаемость, старение населения, миграция);

  • природные (дефицит некоторых видов сырья);

  • научно-технические;

  • культурные и мировоззренческие.

Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT- анализ (SWOT- сокращенное название, образованное из начальных букв английских слов: Strength - сила, Weakness - слабость, Opportunity - возможность, Threat - угрозы).


SWOT- анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон предприятия и расширение возможностей. Тщательность оценки и степень ее детализации в бизнес-плане зависит от наначения и целей анализа.

Совмещение потенциальных возможностей предприятия и условий внешней среды ввиду необходимости реализации проекта, осуществляемое в процессе SWOT - анализа, позволяет уточнить цели и задачи предприятия. Главная цель деятельности предприятия в конкретном промежутке времени не может быть определена отдельно от стратегии развития хозяйственного портфеля (общей стратегии фирмы). В связи с этим на предприятии могут образовываться несколько хозяйственных стратегических подразделений, действующих в соответствии со своими целями (например, увеличение объемов продаж, чистой прибыли).

3 Характеристика услуг и продукции. В этом разделе бизнес-плана представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиции потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения:

• потребности, удовлетворяемые товаром: Основное назначение товара удовлетворение потребности клиента фирмы. В этой связи задача бизнес-плана состоит в гармоничном определении основной ценности товара, акцентировать внимание на потребностях, которые он удовлетворяет, а не только на его технико-эксплуатационных характеристиках.

В бизнес-плане отражаются: область применения - основная и второстепенная (косвенная польза); перечень функциональных особенностей; факторы привлекательности товара; преимущества; факторы, обеспечивающие уникальность; недостатки и методы их преодоления.

Здесь необходимо отметить сильные и слабые стороны товара, дать полное представление о полезном эффекте, который можно получить от товара, т.е. ради чего товар покупается. Потребитель воспринимает товар как набор определенных свойств, отличительных особенностей, которые и дают возможность получить полезный эффект. Эти свойства и особенности определяются спецификой товара.

  • показатели качества. Непосредственно со свойствами продукта связаны показатели его качества: долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта, прочие достоинства. Некоторые показатели качества могут быть оценены количественно, соответствующие данные приводятся в бизнес-плане. Набор свойств, как и уровень качества, следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Указывается наличие сертификатов промышленной продукции.

  • экономические показатели. Приводится цена потребления, т.е. затраты
    на приобретение и эксплуатацию товара, себестоимость, прибыль.

  • внешнее оформление. Соответствие современному дизайну, формы
    изделия его функциям. Бизнес-план значительно выигрывает, если в нем будет приведена фотография или рисунок изделия, дающий достаточно четкое представление о товарном виде последнего.