Файл: Бизнесплана 1 Цели, задачи, функции и принципы бизнес планирования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Миссия предприятия тесно связана с его культурой совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия.
В реальной жизни она выражается в:
-
поведении предприятия единых принципах всех сотрудников; -
коммуникациях фирмы стиле передачи информации;
- средствах наглядного представления фирменных знаках, оформлении
продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п.
Таблица 4 - Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями
Вид ориентации | Категории ценностей | Типы предполагаемых! организациями целей |
1 теоретические | • истина • знания • рациональное мышление | долгосрочные исследования и разработки |
2 экономические | • практичность • полезность • накопление богатства | • рост • прибыльность • результаты |
3 политические | • власть • признание | общий объем капитала, продаж, количество работников |
4 социальные | • хорошие отношения • привязанность • отсутствие конфликтов | • преобладание социальной ответственности, над прибыльностью • косвенная конкуренция • благоприятная атмосфера в организации |
5 эстетические | • художественная гармония • форма и симметрия • состав | • дизайн изделия • качество • привлекательность даже с потерей прибыли |
6 религиозные | согласие со вселенной | • этика • моральные проблемы |
Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней интегративный эффект в результате комплементарного поведения сотрудников, координации всех подразделений фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.
Второй этап-определение целей разработки бизнес-плана. Цель-это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. До 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
1 инициативы - сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
-
критерии принятия решения оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе; -
инструмента управления руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса; -
координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений; 5 -
контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (таблица 5).
Таблица 5 - Различия между миссией и целями предприятия
показатели | миссия | цели |
1.Временной критерий | устремлена в будущее, но не имеет временных определений и не зависит от текущего состояния | всегда предполагают сроки их достижения |
2.направленность информации | на внешнюю среду предприятия - на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания и приоритеты | Чаще имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов |
3. особенности формулировки | выражаются в общих терминах и освещают образ предприятия, его марку, стиль и т.п. | чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности |
4. измеримость | преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения | в основном количественно измеримы и могут быть однозначными и множественными |
Любое предприятие, как сложная социально-экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей может быть осуществлена по различным признакам (таблица 6).
Таблица 6 - Примерная классификация целей предприятия
Признаки классификации | Группы целей | |
1 Предмет (содержание) | Экономические Организационные Политические производственные | Социальные Технологические Научные Эстетические психологические |
2 Размер | Максимум Не больше | Минимум Не меньше |
3 Горизонт планирования | Долгосрочные (стратегические) Среднесрочные (тактические) | Краткосрочные (оперативные) |
4 Сфера действия | Глобальные Региональные Высшие Промежуточные | Национальные Локальные Сопутствующие Низшие |
5 Иерархический уровень | Предприятие | Структурное подразделение |
6 Взаимные соотношения | Комплементарные Индифирентные | Конкурентные |
7 Измеримость | Количественные | Качественные (неметрические) |
8 Назначение | Коммерческие | Некоммерческие (общественные) |
9Среда | Внутренние | Внешние |
10Субъект(персонификация) | Индивидуальные (личные) | Групповые (коллективные) |
Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия.
Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявленных к их содержанию и форме (рисунок 4).
Должны быть
Устанавливаться с учетом
• реальными и достижимыми;
• не противоречащих законам;
• понятны исполнителям;
• измеримы;
• детализированы по структурным подразделениям и функциональным службам
• объема работ;
• срока работ;
• имеющихся и ожидаемых возможностей;
• желаемых результатов;
• персонификации;
• гибкости и возможности корректировки;
• сопоставимости на всех уровнях управления;
• роста компетентности работников
Содержание и форма выражения
Волеизъявление и компромисс
Рисунок 4-Требования к формулированию целей предприятия
Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов (рисунок 5).
Рисунок 5 - Процесс постановки и изменения целей предприятия
Цели, как известно, всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать из вне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовые состояния должников и др.
При постановке нескольких целей в организации важное значение приобретает всесторонний учет горизонтальных и вертикальных связей и взаимодействия между ними (рисунок 6).
Рисунок 6 - Связи между целями предприятия
Одним из существенных факторов является представление о конкуренции и конкурентах. Полезным для его учета является сопоставление предпринимательского проекта, товаров и услуг с теми товарами, которые уже имеются на рынке.
Самая благоприятная для фирмы ситуация складывается в том случае, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности осуществления бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формируют основные стратегические направления деятельности предприятия и, соответственно, корректирует в соответствии с ними все содержание бизнес-плана и деятельность своей фирмы.
Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого персонала, различные диспропорции и т.п. Поэтому в процессе разработки миссии предприятия, целей и задач его развития необходимо оценить многочисленные факторы которые будут влиять на деятельность (рисунок 7).
Спрос
внешние факторы
внутренние факторы