Файл: Бизнесплана 1 Цели, задачи, функции и принципы бизнес планирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Миссия предприятия тесно связана с его культурой совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия.

В реальной жизни она выражается в:

  • поведении предприятия единых принципах всех сотрудников;

  • коммуникациях фирмы стиле передачи информации;

- средствах наглядного представления фирменных знаках, оформлении
продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п.

Таблица 4 - Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочте­ниями

Вид ориентации

Категории ценностей

Типы предполагаемых!

организациями целей

1 теоретические

• истина

• знания

• рациональное

мышление

долгосрочные исследования и разработки

2 экономические

• практичность

• полезность

• накопление богатства

• рост

• прибыльность

• результаты

3 политические

• власть

• признание

общий объем капитала,

продаж, количество работников

4 социальные

• хорошие отношения

• привязанность

• отсутствие конфликтов

• преобладание социальной ответственности,

над прибыльностью

• косвенная конкуренция

• благоприятная атмосфера в организации

5 эстетические

• художественная гармония

• форма и симметрия

• состав

• дизайн изделия

• качество

• привлекательность

даже с потерей прибыли

6 религиозные

согласие со вселенной

• этика

• моральные проблемы


Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней интегративный эффект в результате комплементарного поведения сотруд­ников, координации всех подразделений фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.


Второй этап-определение целей разработки бизнес-плана. Цель-это бу­дущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. До 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.

В системе бизнеса цель выполняет пять функций:

1 инициативы - сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;

  1. критерии принятия решения оценки информации и выбора альтер­натив, приоритетов в бизнесе;

  2. инструмента управления руководящие требования к действиям, опре­деление направлений бизнеса;

  3. координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, при­нимающих решения, согласование работ специализированных подразделений; 5

  4. контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйс­твенной деятельности с целевым их уровнем.

В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления дея­тельности предприятия (таблица 5).
Таблица 5 - Различия между миссией и целями предприятия

показатели

миссия

цели

1.Временной критерий

устремлена в будущее, но не имеет временных определений и не зави­сит от текущего состоя­ния

всегда предполагают сроки их достижения

2.направленность информации

на внешнюю среду предприятия - на потре­бителей, общество, ре­гион, их интересы, ценности, ожидания и приоритеты

Чаще имеют внутрифир­менную ориентацию и направлены на улучше­ние использования ресур­сов, резервов

3. особенности форму­лировки

выражаются в общих терминах и освещают образ предприятия, его марку, стиль и т.п.

чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности

4. измеримость

преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения

в основном количестве­нно измеримы и могут быть однозначными и множественными


Любое предприятие, как сложная социально-экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей может быть осуществлена по различным признакам (таблица 6).
Таблица 6 - Примерная классификация целей предприятия

Признаки классификации

Группы целей

1 Предмет (содержание)

Экономические Организационные Политические производственные

Социальные Технологические Научные Эстетические психологические

2 Размер

Максимум Не больше

Минимум Не меньше

3 Горизонт пла­нирования

Долгосрочные (стратегические) Среднесрочные (тактические)

Краткосрочные (оперативные)

4 Сфера действия

Глобальные Региональные Высшие Промежуточные

Национальные Локальные Сопутствующие Низшие

5 Иерархический уровень

Предприятие

Структурное подразделение

6 Взаимные соотношения

Комплементарные Индифирентные

Конкурентные

7 Измеримость

Количественные

Качественные (неметрические)

8 Назначение

Коммерческие

Некоммерческие (общественные)

9Среда

Внутренние

Внешние

10Субъект(пер­сонификация)

Индивидуальные (личные)

Групповые (коллективные)

Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия.


Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявленных к их содержанию и форме (рисунок 4).


Должны быть

Устанавливаться с учетом





• реальными и дости­жимыми;

• не противоречащих за­конам;

• понятны исполнителям;

• измеримы;

• детализированы по структурным под­разделениям и функ­циональным службам


• объема работ;

• срока работ;

• имеющихся и ожидаемых возможностей;

• желаемых результатов;

• персонификации;

• гибкости и возможности корректировки;

• сопоставимости на всех уровнях управления;

• роста компетентности ра­ботников



Содержание и форма выражения

Волеизъявление и компромисс


Рисунок 4-Требования к формулированию целей предприятия
Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов (рисунок 5).


Рисунок 5 - Процесс постановки и изменения целей предприятия
Цели, как известно, всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать из вне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовые состояния должников и др.

При постановке нескольких целей в организации важное значение приобретает всесторонний учет горизонтальных и вертикальных связей и взаимодействия между ними (рисунок 6).



Рисунок 6 - Связи между целями предприятия
Одним из существенных факторов является представление о конкуренции и конкурентах. Полезным для его учета является сопоставление пред­принимательского проекта, товаров и услуг с теми товарами, которые уже имеются на рынке.


Самая благоприятная для фирмы ситуация складывается в том случае, когда благоприятные возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают предпосылки кризисной ситуации и невозможности осуществления бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формируют основные стратегические направления деятельности предприятия и, соответственно, корректирует в соответствии с ними все содержание бизнес-плана и деятельность своей фирмы.

Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого персонала, различные диспропорции и т.п. Поэтому в процессе разработки миссии предприятия, целей и задач его развития необходимо оценить многочисленные факторы которые будут влиять на деятельность (рисунок 7).


Спрос
внешние факторы

внутренние факторы