Файл: Курсовая работа агрессивные дети дошкольного возраста особенности психологического консультирования родителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минoбрнауки России

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)
Институт социальных технологий

Кафедра социальной работы и психологии


КУРСОВАЯ РАБОТА

Агрессивные дети дошкольного возраста:

особенности психологического консультирования родителей
Направление подготовки

37.03.01 Психология

Направленность (профиль) программы

Психология в социальной сфере
Научный руководитель:

к. пс.н., доцент

____________Н.Е Ушакова

«____» _____________2021 г.
Исполнитель:

студентка группы 341-ПСз

___________Т.С Кирушева

«____»_____________2021 г.

Сыктывкар 2021

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...........3

Глава 1. Теоретические аспекты проблем агрессивности дошкольников и организации психологического консультирования их родителей............…….6

1.1.  Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологической литературе……………………………………………………..6

1.2.  Причины и проявления агрессии у детей дошкольного возраста………………………...............................................................................11

1.3.  Психологическое консультирование родителей агрессивных дошкольников………………….….......................................................................17

Выводы…………………………………………………………………….

Глава2. Эмпирическое исследование агрессивности дошкольников..............24

2.1.  Ход и организация исследования……..............................................24

2.2.  Результаты исследования и интерпретация……………..................26

2.3.  Выводы и рекомендации…………………………………………....33

Заключение...........................................................................................................34

Список использованных источников.................................................................37

Приложения..........................................................................................................46

Введение
Одна из частых проблем в детском коллективе – проявление агрессии. Те или иные ее формы характерны для большинства детей дошкольного возраста. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.


В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Исследования и многолетние наблюдения А.А.Реана, Н.Д.Левитова, Л.М.Семенюка, В.А.Аверина, В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова, Т.Г.Румянцевой и др. показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.

Ребенок является частью семейной системы. Его агрессивное поведение часто является выражением ситуации семейного неблагополучия, индикатором семейных проблем. В связи с этим в вопросах коррекции агрессивного поведения ребенка должна участвовать вся семья. Для работы с семьей психологу консультанту необходимы знания общих социально-психологических законов формирования семьи, закономерностей развития семейных взаимоотношений, владение психо-коррекционными знаниями, умениями и навыками. Только с учётом и на основе всего этого психолог может профессионально строить свою работу.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на большое число работ, посвященных проблемам детской агрессивности, ее проявлений и причин, специфика консультирования родителей агрессивных детей, как проблема исследования, рассмотрена недостаточно. В основном при описании консультирования по вопросам детской агрессивности ученые ограничиваются просветительской работой с родителями о том, что такое агрессия и как она проявляется, а также рекомендациями для родителей по общению с агрессивным ребенком. В связи с этим существует необходимость обобщения разрозненных данных по содержанию и методам психологического консультирования родителей агрессивных дошкольников, систематизации данных и глубокой их проработки.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей психологического консультирования родителей детей дошкольного возраста с агрессивным поведением.

Объектом исследования является агрессивное поведение дошкольников и психологическое консультирование родителей.

Предметом исследования являются особенности психологического консультирования родителей агрессивных детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Признаки проявления агрессивности у детей дошкольного возраста будут проявляться сильнее в зависимости от уровня агрессивности: эмоциональные проявления более характерны для детей с высоким уровнем агрессивности и зависят от отношения со стороны взрослых.


Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо выполнить ряд задач:

1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологической литературе.

2. Изучить специфику проявлений агрессивного поведения в дошкольном возрасте и его причины.

3. Проанализировать методологические основы психологического консультирования родителей агрессивных детей дошкольного возраста.

4. Провести эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников.

5. Разработать практические рекомендации по методике консультирования родителей агрессивных дошкольников.

На разных этапах работы использовались различные методы психологического исследования:

-  теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, систематизация, структуризация;

-  практические: наблюдение, беседа, тестирование, проектирование;

-  методы обработки данных: математические методы, отображение данных в таблицах и рисунках, анализ, интерпретация.

Методологической основой настоящего исследования являются основные положения возрастной и педагогической психологии, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Элькoнина Д. Б., Рубинштейна С. Л., Выготского Л. С., Бандуры А., Фрейда З., Эриксона Э., Бaсса А.

База эмпирического исследования – МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1» с. Выльгорт. В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста и их родители.

Теоретическая значимость исследования обусловлена анализом и систематизацией теоретического материала и практического опыта по консультированию родителей агрессивных дошкольников.

Практическая значимость работы заключается в получении эмпирических данных об особенностях проявлений агрессивности у детей дошкольного возраста и разработке методических рекомендаций психологу по проведению консультирования родителей агрессивных детей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблем агрессивности дошкольников и организации психологического консультирования их родителей
1.1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологической литературе


Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Эта точка зрения близка зарубежным психологам. Так BenderL. понимал под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению, DelgadoH. считал, что агрессия – это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту, Uilson трактовал агрессию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [24].

Э. Фромм понимал агрессию в более широком смысле и определял ее как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету [27].

В отечественной психологии сложилось более широкое понимание агрессии. Например, Е.В. Змановская называет агрессией любую тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминирования над ними. Подобное определение агрессии исключает ряд достаточно часто встречающихся агрессивных проявлений, в частности, таких как аутоагрессия, агрессия, направленная на неодушевленные предметы и т. д. [10].

М.В. Алфимова, В.И. Трубников отмечают, что агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и даже с негативными установками. Эти факторы играют важную роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. По мнению авторов, агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели тех, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно [4]. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

Итак, несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Как отмечает А.А. Реан, вред (ущерб) человеку может наноситься и посредством причинения вреда любому неживому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека [23].

Н.Д. Левитов предлагает рассматривать следующие формы проявления агрессии [15] (табл. 1):

Таблица 1

Структура проявления агрессии, по Н.Д.Левитову

По направленности

Агрессия, направленная вовне

Аутоагрессия - направленная на себя

По цели


Интеллектуальная агрессия

Враждебная агрессия

По методу выражения

Физическая агрессия

Вербальная агрессия

По степени выраженности

Прямая агрессия

Косвенная агрессия

По наличию инициативы

Инициативная агрессия

Оборонительная агрессия



По мнению А.Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий [8] (табл. 2).

Таблица 2

Классификация агрессивных действийА.Басса

Виды агрессии

Прямая

Непрямая

Физическая


Активная

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Пассивная

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.

Отказ от выполнения необходимых задач.

Вербальная

Активная

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Пассивная

Отказ разговаривать с другим человеком.

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения


А.Басс указывал, что следует различать враждебность и агрессивность. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно может быть агрессивна.

Следует отличать агрессию, как форму поведения и агрессивность, как психическое свойство личности, заключающееся в готовности к агрессивному поведению. По определению Е.П. Ильина, агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие – это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении [11].

По определению А.А. Реана, агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, а также готовность воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д. В связи с этим А.А. Реан выделяет потенциально агрессивное восприятие и агрессивную интерпретацию как личностную особенность мировосприятия и миропонимания [23].