Файл: Курсовая работа агрессивные дети дошкольного возраста особенности психологического консультирования родителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Агрессивность у различных людей может иметь различную степень выраженности –от незначительной до высокой. В связи с этим агрессивное поведение человека варьируется от слабой до крайней степени проявления и различно по своей модальности и назначению.

В психологии существует множество теорий, определяющих источник агрессии. Так антропологическая теория Ч. Ломброзо свидетельствует о том, что агрессия – это врожденное, передающееся по наследству качество. В теории инстинкта (К. Лоренц) агрессия рассматривается как один из основных инстинктов, приобретенных человеком в процессе эволюции, как защита имущества, территории, инстинкт охотника, инстинкт размножения. З.Фрейд в теории влечений трактует агрессию, агрессивное поведение как отражение и как результат пережитых психотравмирующих ситуаций в детстве. Создатели теории развития А. Бандура, Д. Уолтерс определяют агрессию как качество личности, особенно ярко проявляющееся в фазе пубертатного кризиса. В теории фрустрации Д. Долларда агрессия рассматривается как ответная реакция на неразрешимую проблему и противоречие: проигрыш, неудачи, соперничество с более сильными, ожидание неуспеха и т.д. [2].

Таким образом, исследователи рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, а агрессивность понимается как свойство человека, готового к агрессивному поведению. Существует множество теорий агрессии, авторы которых рассматривают причины агрессивного поведения с разных точек зрения: как врожденный инстинкт, как защитную реакцию, как результат психотравм и фрустрации, как неотъемлемое качество личности и т.д.

Существуют возрастные особенности проявлений агрессии. Так агрессивное поведение и агрессивность в дошкольном возрасте имеют свои качественные, отличительные от других возрастных периодов, характеристики.

1.2. Причины и проявления агрессии у детей дошкольного возраста

Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни детей. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми.

В психологической литературе существуют исследования, изучающие непосредственно проявления агрессивного поведения в детском возрасте. Например, работа Г. Паренс, где он подробно рассматривает проблему агрессии детей, выделяя две формы ее проявления.


Недеструктивная агрессия, т.е. настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Эта форма вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворения желаний. Эти механизмы наличествуют и функционируют с самого рождения.

Другая форма детской агрессии – враждебная деструктивность, т.е. злобное, причиняющее боль окружающим поведение. Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не появляется сразу после рождения, она вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс) [19].

На основе выделения двух типов агрессии Г.ПаренсаГ.Э.Бреслав представляет проявления детской агрессивности в виде шкалы, на одном конце которой проявления инструментальной (недеструктивной) агрессии, направленной, в основном, на достижение каких-либо потребностей и поставленных целей; на другом – враждебная агрессия (деструктивность), целью которой является причинение другому боли и вреда. По мнению автора, чем выше уровень инструментальной агрессии, тем ниже уровень враждебной агрессии, а по мере перехода от инструментальной агрессии к враждебной меняется и целый ряд психических характеристик детей.

Дети, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели, обладают более высоким интеллектом и определенными организаторскими способностями (умением наладить игру, распределить роли и пр.), поэтому они имеют среди сверстников более высокий статус. По мере продвижения к противоположному полюсу континуума отмечается снижение интеллекта детей, дети часто страдают психическими расстройствами и авторитетом среди сверстников не пользуются [7].

Е.О. Смирнова и Г.Р. Хузеева говорят о том, что те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к деструктивной агрессии, которая проявляется в следующем:

    1. высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений дети демонстрируют не менее 4 актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;

    2. преобладание прямой физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;

    3. наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников) а на физическую боль или страдание сверстников.


В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной деструктивной агрессией. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы [26].

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, её направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага [20].

И. А. Фурманов выделяет четыре категории агрессивных детей и дает каждому типу психологическую характеристику [29]:

    1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими и проявлять садистские тенденции.

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей.

    1. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки гнева и страха. При этом они не умеют скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных формах.

    2. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.

    3. Дети, склонные к проявлению негативизма. Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление, не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. Они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт [29].


А. А. Ласкин считает, что причины детской агрессии кроются в недостатках семейного воспитания и семейных ситуациях. Среди основных причин – недостаток внимания по отношению к ребенку. Если ребенок обделен вниманием, его чувства никого не волнуют, он также начинает относиться к окружающим — перестает беспокоиться об их чувствах. Может сложиться такая ситуация, когда родители (воспитатели) не интересуются внутренним миром ребенка, они предоставляют ему желаемое без лишних вопросов. Ребенок привыкает получать все «очень быстро», не подвергая анализу свое поведение.

Авторитарные родители, наоборот, склонны подавлять своего ребенка, кричать на него, обвинять его в чем-либо, осыпать упреками, часто наказывать. В этих случаях ребенок думает, что его не любят, ненавидят. Зачастую это приводит к демонстрации агрессивной модели поведения [14].

Свои первые знания о моделях агрессивного поведения дети приобретают именно в семье, и именно члены семьи могут одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Этому способствуют характер семейных взаимоотношений, постоянные конфликты, ссоры, скандалы, агрессия отца по отношению к матери и т. д. Все это не проходит бесследно для ребенка, а вызывает страх и протест, которые впоследствии выльются во вспышки агрессии [12].

Агрессия у дошкольников может возникать и по другим семейным причинам, например, в связи с разводом или расставанием родителей, появлением в семье новорожденного, выходом мамы на работу и т.д. Социально-экономическая нестабильность в семье также может стать причиной агрессии. Например, родители боятся потерять работу, либо уже потеряли ее, кому-то из них урезали заработную плату и т.д. [25].

А. А. Корниенко раскрывает причины агрессивного поведения дошкольников, напрямую не связанные с семьей. Так причиной агрессивного поведения дошкольников может оказаться то, что ребенок слишком много времени проводит перед телевизором, компьютером. Кроме того причиной детской агрессии является нарушение режима питания, рациона ребенка. Если вместо тарелки супа и второго на обед дошкольник получает груду печенья и конфет, к концу дня можно ждать проявление агрессии. Она будет вызвана избытком сахара в его организме [13].

Существуют личностные причины агрессивных проявлений дошкольников. Е. Д. Скорик отмечает, что дети не могут себя контролировать по причине еще недостаточной саморегуляции. Также причиной агрессии может быть страх. Многие родители даже не подозревают, что их ребенок сильно чего-то боится. Некоторые знают о его страхах, однако не придают им значения, считая чем-то несущественным. Между тем именно подавленные, загнанные в глубину сознания страхи и высокое эмоциональное напряжение часто заканчиваются плачем, истериками, неконтролируемой агрессией.


Агрессия может проявляться и тогда, когда дошкольник может отстаивать свою территорию, границу своей личности от навязчивого внимания взрослых, или старших детей [25].

Таким образом, авторы выделяют различные характеристики проявлений агрессивности детей, предлагают классификации, в частности, по видам агрессии: дети с физической агрессией, с преобладанием вербальной агрессии, с косвенной агрессией, склонные к проявлению негативизма. Среди основных причин агрессии дошкольников ученые выделяют факторы, связанные с семьей: недостатки воспитания, семейные проблемы и конфликты, подражание поведению родителей и т.д. Коррекция агрессивного поведения дошкольников обязательно включает консультирование родителей.

1.3 Психологическое консультирование родителей агрессивных дошкольников

Консультирование родителей является обязательным в преодолении агрессивности ребенка.

Психологическое консультирование – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа [3]. Соответственно, консультирование родителей агрессивных детей можно понимать как работу психолога, направленную на решение проблем, связанных с агрессивностью ребенка.

Основной целью психологического консультирования родителей агрессивных детей является создание условий, в которых окажется возможным достижение переосмысления собственной жизненной ситуации, выработки новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые психосоциальные умения. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для родителей, в которых они переживают свои новые возможности в решении проблем агрессивности ребенка [1].

Основные задачи психологического консультирования родителей по проблемам агрессивности детей, по мнению А.И.Амелькиной, К.С.Шалагиновой, состоят в следующем:

-помощь в разрешении семейных трудностей (работа с негативными переживаниями и поиск позитивного смысла);

-помощь в разрешении трудностей в отношениях между членами семьи;

-разрешение типичных семейных проблем;

-налаживание отношений с братьями, сестрами, с бабушками-дедушками, формирование согласованности воспитательных подходов членов семьи