Файл: Курсовая работа агрессивные дети дошкольного возраста особенности психологического консультирования родителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вербальная агрессия, в сравнении с физической, выражена не так сильно, но определенная тенденция ее повышения в зависимости от уровня агрессивности детей сохраняется: у детей с низким уровнем агрессивности этот показатель в среднем составляет 0,1, у детей со средним уровнем — 1,8 и у детей с высоким уровнем — 2,4 балла.

Агрессивность в виде угрозы в среднем выражена у детей с низким уровнем агрессивности — 0,9, у детей со средним уровнем — 3,1 и у детей с высоким уровнем агрессивности — 3,8 балла. Таким образом, сохраняется общая тенденция повышения показателей агрессивного поведения с увеличением уровня агрессивности и чем выше уровень агрессивности, тем чаще дети угрожают, замахиваются, пугают сверстников.

Средний показатель агрессии, направленной на животных, у детей с ростом уровня агрессивности также растет: у детей с низким уровнем он равен 0, со средним уровнем — 0,5 и с высоким уровнем — 2,7 балла. Агрессивные действия по отношению к животным могут проявляться в том, что дети дергают за хвосты кошек и собак, дразнят их, специально наступают на лапы и т. д.

Средний показатель агрессии разных видов и направленности у детей с низким уровнем агрессивности равен 0,2, со средним уровнем — 2 и с высоким уровнем — 3,4 балла. Показатель неупорядоченного проявления агрессии у неагрессивных детей составляет 0, у детей со средним уровнем агрессивности — 0,5 и у детей с высоким уровнем агрессивности — 2,3 балла. Таким образом, тенденция, характерная для всех предыдущих показателей проявлений агрессивного поведения сохраняется и проявляется в том, что для агрессивных детей наиболее характерны различные виды агрессии, которая может быть направлена и на предметы, и на сверстников, и на животных и на взрослых.

Анализ показателей агрессивности в рисунках детей позволил выявить следующие тенденции.

С повышением уровня агрессивности увеличиваются проявления агрессии, импульсивности, эгоцентризма и тревоги. В рисунках детей это характеризуется следующими особенностями: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены, отрывистые линии, сильный нажим, крупный рисунок, в центре листа, использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

Следующая тенденция — снижение оптимизма при повышении уровня агрессивности. В рисунках неагрессивных
детей используется больше ярких цветов, а рисунки агрессивных детей более мрачны или немногоцветны, а есть и вообще одноцветны.

Такие характеристики как демонстративность, зависимость и интровертированность снижаются у детей от низкого к среднему уровню агрессивности, а затем к высокому уровню их значение резко повышается. Главенствующей особенностью детей с демонстративным поведением является привлечение внимания к своей личности любыми доступными методами. Негативным проявлением демонстративного поведения становится агрессия. Таким образом, при повышении уровня агрессии увеличиваются и ее проявления.

Скрытность, осторожность и стремление к домашней защите приблизительно одинаково проявляется у детей со всеми тремя уровнями агрессивности. Данные проявления — это еще одна сторона проявления агрессии у детей.

На основе таблицы сырых данных (представлены в Приложениях 4) был проведен корреляционный анализ. Предварительно проверив данные в программе Statistica на нормальность распределения, по непараметрическому методу обработки, было обнаружено не соответствие нормальности распределения(W=0.856, p=0,0008) Так как 18 из 19 распределений не соответствуют критерию нормального распределения (Приложение 5), дальнейший статистический анализ был проведен непараметрическим критерием Манна-Уитни, предназначенным для выявления различий показателей в двух несвязных выборках (Приложение 6). Полученные результаты позволяют говорить о том, что различия есть, но они не значимые.

В связи с полученными результатами исследования для родителей и педагогов разработаны практические рекомендации по снижению агрессивности в поведении детей.

2.3. Выводы и рекомендации

1. Эмпирическое исследование обнаружило у детей дошкольного возраста три уровня агрессивного поведения: низкий (у 50%), средний (30%) и высокий (20%), крайне высокого уровня не выявлено.

2. При анализе ответов родителей выявлены тенденции к увеличению практически всех проявлений агрессивного поведения с увеличением уровня агрессивности. Так в целом для агрессивных детей характерны все виды агрессии: вербальная, физическая, направленная на предмет, на сверстников и на взрослых, их может не смущать новая обстановка и присутствие других людей, в приступах агрессии эти дети становятся неуправляемыми, взрослым становится сложно контролировать их действия и поступки, т. к. дети их просто не слышат.



2. В результате анализа рисунков детей найдены существенные отличия в рисунках неагрессивных и агрессивных детей. Рисунки агрессивных детей более мрачны, одноцветны, на них присутствуют длинные иголки, шипы, различного рода вычурности, ненужные детали, многочисленные штриховки и т. д. Все эти признаки указывают на то, что для агрессивных детей в значительно большей степени характерна агрессия, импульсивность, демонстративность, эгоцентричность, тревожность.

На основании выявленных проявлений агрессивного поведения детей можно предложить следующие рекомендации для воспитателей, психологов и родителей:

Для снижения импульсивности и эгоцентризма.

    1. При общении с импульсивным ребенком сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.

    2. Определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать его воздействию таких условий.

    3. Поощряйте ребенка сразу и во всех случаях, когда он пытался сдержаться.

    4. Ребенок должен хорошо понимать, что именно и почему ему разрешено и запрещено. Разрешения и запреты нужно обсуждать вместе с ним, чтобы он имел возможность высказать свою точку зрения и воспринять позицию взрослого. Надо иметь в виду, что импульсивному ребенку и то и другое нелегко. Свое несогласие он затрудняется объяснить, проявляя чисто эмоциональные реакции: «не хочу — и все!», «надоело», «скучно!». Всякую попытку ребенка порассуждать о том, что именно он думает и чувствует, надо встречать поощрением.

    5. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.

    6. Заранее обсуждайте с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.

    7. Развивайте в ребенке рефлексивность – противоположное импульсивности качество.


Заключение
По теме работы был проведен теоретический обзор литературных источников, посвященный проблемам агрессии, агрессивности. Представленный анализ показал, что агрессивное поведение - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому и неживому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивное поведение закрепляется и в результате развивается черта личности - агрессивность, как состояние, способствующее целенаправленному разрушительному поведению, характеризующемуся наличием деструктивных тенденций.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику, который выступает для них как противник, конкурент и т.д. Поэтому дошкольники могут проявлять агрессии в физической форме (драки, щипки, толчки и т.д.), предпочитать вербальную агрессию (обзывательства, крики, эмоционально-вербальные выплески и т.д.), косвенную агрессию (направленную не на объект, а на посторонних или предметы) и негативизм (активное выражение эмоций в ответ на обиду, оскорбление и т.д.). Среди основных причин агрессии дошкольников ученые указывают на семью, в частности, выделяют нарушения семейного воспитания, семейные проблемы и конфликты, негативное отношение к ребенку, а также подражание ребенка поведению родителей.

Анализ методологических особенностей психологического консультирования родителей агрессивных детей показал, что, как и в любом другом консультировании, психолог в работе с родителями соблюдает определенные этапы консультирования: подготовку, центральный момент консультации и принятие решения. На первом этапе психолог получает необходимую информацию от родителей, проводит диагностику их поведения, намечает пути дальнейшей беседы. Второй этап посвящен непосредственной работе психолога с проблемами родителей, основными из которых являются сверхтребовательность, снижение самоценности, нарушение ролевой структуры семьи, нарушение родительской функции, идентификация с ребенком, семейные конфликты, отвержение ребенка. На данном этапе психолог подводит родителей к осознанию своих проблем и их последствий в виде агрессии ребенка. Третий этап консультирования посвящен принятию решений об изменении поведения, повышении родительской компетентности, изменения отношения к ребенку, стабилизации семейных взаимоотношений и т.д.


Эмирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста выявило три уровня агрессивности: низкий, средний и высокий. Сравнение выраженности агрессивных тенденций у детей с разными уровнями показало, что, чем выше уровень агрессии, тем в большей степени характерны для детей такие проявления как физическая и вербальная агрессия, недостаточность проявлений гуманных чувств, обязательные агрессивные действия в ответ на агрессию со стороны окружающих и т. д. Сопутствующими или, возможно, провоцирующими агрессию внутренними факторами являются импульсивность, тревожность, эгоцентризм и т. д. Импульсивность в данном возрасте может быть обусловлена недостатком самоконтроля поведения, тревожность запускает защитную реакцию, которая проявляется в агрессивном поведении. Эгоцентризм способствует агрессии из-за неоправданных ожиданий от окружающих.

По результатам исследования были разработаны методические рекомендации по консультированию родителей агрессивных детей. Разработанная схема консультирования позволяет проводить дифференцированную работу с родителями и включает работу с такими проявлениями родителей как излишнее внимание к агрессивным проявлениям ребенка, проявление агрессивности и / или эмоционального отвержения родителями, недостаточность требований и запретов, воспитание по авторитарному типу. После выявления характеристик агрессивного поведения ребенка психолог приступает к выявлению роли родителей в их формировании, затем проводит работу по нейтралилзации неконструктивного поведения родителей.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 2015. - 240 с.

  2. Агапов, П. В. Агрессия человека: понятийно-категориальные трудности теории / П. В. Агапов, А. А. Колодина // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 2. (51). - С. 204-209.

  3. Алексеева, Е. Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога / Е. Е. Алексеева // Психолог в детском саду. – 2014. - №4. - С.64-68.

  4. Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. - 2018. - №6. - С.112-121.

  5. Амелькина, А. И. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников / А. И. Амелькина, К. С. Шалагинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2013. - No 3 (7), октябрь. - С. 128-136.

  6. Беневольская, Т. Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте / Т. Б. Беневольская// Психологическая наука и образование. - 2017. - №1. – C. 49–59.

  7. Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2016. - 97 с.

  8. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2015. - 352 с.

  9. Валявко, С. М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста : современный взгляд [Электронный ресурс] / С. М. Ваоявко, Ю. Ю. Аксенова // Специальное образование. - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/

  10. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: «Академия», 2014. - 288 с.

  11. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 752 с.

  12. Кондакова, О. И. Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / О. И. Кондакова. // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 90-92. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/227/53087/

  13. Корниенко, А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / А. А. Корниенко. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. — 200 с.

  14. Ласкин, А. А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник МГУКИ. - 2014. - № 6 (62). - С. 119-124.

  15. Левитов, Н. Д. Вопросы психологии характера / Н. Д. Левитов. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - 291 с.

  16. Методы практической социальной психологии. / под ред. Ю.М. Жукова. - М.: Аспект Пресс, 2014. – 256 с.

  17. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2015. - 464 с.

  18. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2019. - 448 с.

  19. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Перевод с англ. Л. Г. Герциг, А. В. Решетникова. - М. : Изд. дом "Форум" : ИНФРА-М, 2017. - 152 с.

  20. Печенова, Е. А. Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста: причины и коррекция / Е. А. Печенова // Журнал Томского института бизнеса "GAUDEAMUS IGITUR". - 2016. - № 3. - С.45-52.

  21. Пилипко, Н. Работа для троих: коррекционная работа с детско-родительской парой в процессепсихологического консультирования / Н. Пилипко, И. Дианкова [Электронный ресурс] // Школьный псхолог. – 2015. - № 39. - Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200203613

  22. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 144 с.

  23. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал.– 2016. - №5. – С.3-18.

  24. Румянцева, Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т. Г. Румянцева. - Минск: Университетское, 2015. - 148 с.

  25. Скорик, Е. Д. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. Д. Скорик // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 194-196. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/237/55099/

  26. Смирнова, Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С.17-26.

  27. Тимошок, А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Тимошок. // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь : Меркурий, 2012. - С. 25-27. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2395/

  28. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика / Г. Фигдор. - М.: Института психотерапии, 2016. - 288 с.

  29. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. - Минск:% Ильин В.П., 2016. - 192 с.

  30. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция / О. В. Хухлаева. – 2013. - 202 с.

  31. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб: Питер, 2018. - 651 с.