Файл: Курсовая работа агрессивные дети дошкольного возраста особенности психологического консультирования родителей.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вербальная агрессия, в сравнении с физической, выражена не так сильно, но определенная тенденция ее повышения в зависимости от уровня агрессивности детей сохраняется: у детей с низким уровнем агрессивности этот показатель в среднем составляет 0,1, у детей со средним уровнем — 1,8 и у детей с высоким уровнем — 2,4 балла.
Агрессивность в виде угрозы в среднем выражена у детей с низким уровнем агрессивности — 0,9, у детей со средним уровнем — 3,1 и у детей с высоким уровнем агрессивности — 3,8 балла. Таким образом, сохраняется общая тенденция повышения показателей агрессивного поведения с увеличением уровня агрессивности и чем выше уровень агрессивности, тем чаще дети угрожают, замахиваются, пугают сверстников.
Средний показатель агрессии, направленной на животных, у детей с ростом уровня агрессивности также растет: у детей с низким уровнем он равен 0, со средним уровнем — 0,5 и с высоким уровнем — 2,7 балла. Агрессивные действия по отношению к животным могут проявляться в том, что дети дергают за хвосты кошек и собак, дразнят их, специально наступают на лапы и т. д.
Средний показатель агрессии разных видов и направленности у детей с низким уровнем агрессивности равен 0,2, со средним уровнем — 2 и с высоким уровнем — 3,4 балла. Показатель неупорядоченного проявления агрессии у неагрессивных детей составляет 0, у детей со средним уровнем агрессивности — 0,5 и у детей с высоким уровнем агрессивности — 2,3 балла. Таким образом, тенденция, характерная для всех предыдущих показателей проявлений агрессивного поведения сохраняется и проявляется в том, что для агрессивных детей наиболее характерны различные виды агрессии, которая может быть направлена и на предметы, и на сверстников, и на животных и на взрослых.
Анализ показателей агрессивности в рисунках детей позволил выявить следующие тенденции.
С повышением уровня агрессивности увеличиваются проявления агрессии, импульсивности, эгоцентризма и тревоги. В рисунках детей это характеризуется следующими особенностями: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены, отрывистые линии, сильный нажим, крупный рисунок, в центре листа, использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
Следующая тенденция — снижение оптимизма при повышении уровня агрессивности. В рисунках неагрессивных
детей используется больше ярких цветов, а рисунки агрессивных детей более мрачны или немногоцветны, а есть и вообще одноцветны.
Такие характеристики как демонстративность, зависимость и интровертированность снижаются у детей от низкого к среднему уровню агрессивности, а затем к высокому уровню их значение резко повышается. Главенствующей особенностью детей с демонстративным поведением является привлечение внимания к своей личности любыми доступными методами. Негативным проявлением демонстративного поведения становится агрессия. Таким образом, при повышении уровня агрессии увеличиваются и ее проявления.
Скрытность, осторожность и стремление к домашней защите приблизительно одинаково проявляется у детей со всеми тремя уровнями агрессивности. Данные проявления — это еще одна сторона проявления агрессии у детей.
На основе таблицы сырых данных (представлены в Приложениях 4) был проведен корреляционный анализ. Предварительно проверив данные в программе Statistica на нормальность распределения, по непараметрическому методу обработки, было обнаружено не соответствие нормальности распределения(W=0.856, p=0,0008) Так как 18 из 19 распределений не соответствуют критерию нормального распределения (Приложение 5), дальнейший статистический анализ был проведен непараметрическим критерием Манна-Уитни, предназначенным для выявления различий показателей в двух несвязных выборках (Приложение 6). Полученные результаты позволяют говорить о том, что различия есть, но они не значимые.
В связи с полученными результатами исследования для родителей и педагогов разработаны практические рекомендации по снижению агрессивности в поведении детей.
2.3. Выводы и рекомендации
1. Эмпирическое исследование обнаружило у детей дошкольного возраста три уровня агрессивного поведения: низкий (у 50%), средний (30%) и высокий (20%), крайне высокого уровня не выявлено.
2. При анализе ответов родителей выявлены тенденции к увеличению практически всех проявлений агрессивного поведения с увеличением уровня агрессивности. Так в целом для агрессивных детей характерны все виды агрессии: вербальная, физическая, направленная на предмет, на сверстников и на взрослых, их может не смущать новая обстановка и присутствие других людей, в приступах агрессии эти дети становятся неуправляемыми, взрослым становится сложно контролировать их действия и поступки, т. к. дети их просто не слышат.
2. В результате анализа рисунков детей найдены существенные отличия в рисунках неагрессивных и агрессивных детей. Рисунки агрессивных детей более мрачны, одноцветны, на них присутствуют длинные иголки, шипы, различного рода вычурности, ненужные детали, многочисленные штриховки и т. д. Все эти признаки указывают на то, что для агрессивных детей в значительно большей степени характерна агрессия, импульсивность, демонстративность, эгоцентричность, тревожность.
На основании выявленных проявлений агрессивного поведения детей можно предложить следующие рекомендации для воспитателей, психологов и родителей:
Для снижения импульсивности и эгоцентризма.
-
При общении с импульсивным ребенком сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение. -
Определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать его воздействию таких условий. -
Поощряйте ребенка сразу и во всех случаях, когда он пытался сдержаться. -
Ребенок должен хорошо понимать, что именно и почему ему разрешено и запрещено. Разрешения и запреты нужно обсуждать вместе с ним, чтобы он имел возможность высказать свою точку зрения и воспринять позицию взрослого. Надо иметь в виду, что импульсивному ребенку и то и другое нелегко. Свое несогласие он затрудняется объяснить, проявляя чисто эмоциональные реакции: «не хочу — и все!», «надоело», «скучно!». Всякую попытку ребенка порассуждать о том, что именно он думает и чувствует, надо встречать поощрением. -
Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции. -
Заранее обсуждайте с ребенком правила поведения в той или иной ситуации. -
Развивайте в ребенке рефлексивность – противоположное импульсивности качество.
Заключение
По теме работы был проведен теоретический обзор литературных источников, посвященный проблемам агрессии, агрессивности. Представленный анализ показал, что агрессивное поведение - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому и неживому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивное поведение закрепляется и в результате развивается черта личности - агрессивность, как состояние, способствующее целенаправленному разрушительному поведению, характеризующемуся наличием деструктивных тенденций.
Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику, который выступает для них как противник, конкурент и т.д. Поэтому дошкольники могут проявлять агрессии в физической форме (драки, щипки, толчки и т.д.), предпочитать вербальную агрессию (обзывательства, крики, эмоционально-вербальные выплески и т.д.), косвенную агрессию (направленную не на объект, а на посторонних или предметы) и негативизм (активное выражение эмоций в ответ на обиду, оскорбление и т.д.). Среди основных причин агрессии дошкольников ученые указывают на семью, в частности, выделяют нарушения семейного воспитания, семейные проблемы и конфликты, негативное отношение к ребенку, а также подражание ребенка поведению родителей.
Анализ методологических особенностей психологического консультирования родителей агрессивных детей показал, что, как и в любом другом консультировании, психолог в работе с родителями соблюдает определенные этапы консультирования: подготовку, центральный момент консультации и принятие решения. На первом этапе психолог получает необходимую информацию от родителей, проводит диагностику их поведения, намечает пути дальнейшей беседы. Второй этап посвящен непосредственной работе психолога с проблемами родителей, основными из которых являются сверхтребовательность, снижение самоценности, нарушение ролевой структуры семьи, нарушение родительской функции, идентификация с ребенком, семейные конфликты, отвержение ребенка. На данном этапе психолог подводит родителей к осознанию своих проблем и их последствий в виде агрессии ребенка. Третий этап консультирования посвящен принятию решений об изменении поведения, повышении родительской компетентности, изменения отношения к ребенку, стабилизации семейных взаимоотношений и т.д.
Эмирическое исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста выявило три уровня агрессивности: низкий, средний и высокий. Сравнение выраженности агрессивных тенденций у детей с разными уровнями показало, что, чем выше уровень агрессии, тем в большей степени характерны для детей такие проявления как физическая и вербальная агрессия, недостаточность проявлений гуманных чувств, обязательные агрессивные действия в ответ на агрессию со стороны окружающих и т. д. Сопутствующими или, возможно, провоцирующими агрессию внутренними факторами являются импульсивность, тревожность, эгоцентризм и т. д. Импульсивность в данном возрасте может быть обусловлена недостатком самоконтроля поведения, тревожность запускает защитную реакцию, которая проявляется в агрессивном поведении. Эгоцентризм способствует агрессии из-за неоправданных ожиданий от окружающих.
По результатам исследования были разработаны методические рекомендации по консультированию родителей агрессивных детей. Разработанная схема консультирования позволяет проводить дифференцированную работу с родителями и включает работу с такими проявлениями родителей как излишнее внимание к агрессивным проявлениям ребенка, проявление агрессивности и / или эмоционального отвержения родителями, недостаточность требований и запретов, воспитание по авторитарному типу. После выявления характеристик агрессивного поведения ребенка психолог приступает к выявлению роли родителей в их формировании, затем проводит работу по нейтралилзации неконструктивного поведения родителей.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 2015. - 240 с. -
Агапов, П. В. Агрессия человека: понятийно-категориальные трудности теории / П. В. Агапов, А. А. Колодина // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 2. (51). - С. 204-209. -
Алексеева, Е. Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога / Е. Е. Алексеева // Психолог в детском саду. – 2014. - №4. - С.64-68. -
Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. - 2018. - №6. - С.112-121. -
Амелькина, А. И. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников / А. И. Амелькина, К. С. Шалагинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2013. - No 3 (7), октябрь. - С. 128-136. -
Беневольская, Т. Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте / Т. Б. Беневольская// Психологическая наука и образование. - 2017. - №1. – C. 49–59. -
Бреслав Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2016. - 97 с. -
Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2015. - 352 с. -
Валявко, С. М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста : современный взгляд [Электронный ресурс] / С. М. Ваоявко, Ю. Ю. Аксенова // Специальное образование. - 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ -
Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: «Академия», 2014. - 288 с. -
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 752 с. -
Кондакова, О. И. Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / О. И. Кондакова. // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 90-92. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/227/53087/ -
Корниенко, А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / А. А. Корниенко. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. — 200 с. -
Ласкин, А. А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник МГУКИ. - 2014. - № 6 (62). - С. 119-124. -
Левитов, Н. Д. Вопросы психологии характера / Н. Д. Левитов. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - 291 с. -
Методы практической социальной психологии. / под ред. Ю.М. Жукова. - М.: Аспект Пресс, 2014. – 256 с. -
Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер, 2015. - 464 с. -
Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2019. - 448 с. -
Паренс, Г. Агрессия наших детей / Перевод с англ. Л. Г. Герциг, А. В. Решетникова. - М. : Изд. дом "Форум" : ИНФРА-М, 2017. - 152 с. -
Печенова, Е. А. Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста: причины и коррекция / Е. А. Печенова // Журнал Томского института бизнеса "GAUDEAMUS IGITUR". - 2016. - № 3. - С.45-52. -
Пилипко, Н. Работа для троих: коррекционная работа с детско-родительской парой в процессепсихологического консультирования / Н. Пилипко, И. Дианкова [Электронный ресурс] // Школьный псхолог. – 2015. - № 39. - Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200203613 -
Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 144 с. -
Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал.– 2016. - №5. – С.3-18. -
Румянцева, Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т. Г. Румянцева. - Минск: Университетское, 2015. - 148 с. -
Скорик, Е. Д. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. Д. Скорик // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 194-196. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/237/55099/ -
Смирнова, Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С.17-26. -
Тимошок, А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Тимошок. // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь : Меркурий, 2012. - С. 25-27. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2395/ -
Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика / Г. Фигдор. - М.: Института психотерапии, 2016. - 288 с. -
Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. - Минск:% Ильин В.П., 2016. - 192 с. -
Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция / О. В. Хухлаева. – 2013. - 202 с. -
Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб: Питер, 2018. - 651 с.