Файл: Курсовая работа агрессивные дети дошкольного возраста особенности психологического консультирования родителей.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и т.д.;
-изменение установок по отношению к ребенку на позитивные;
-укрепление родительской компетентности;
-эмоциональная и информационная поддержка, поиск ресурсов [5].
Р. Нельсон-Джоунс вводит такое важное для консультирования понятие, как фазы коммуникации, отражающие особенности взаимодействия с родителями:
а) первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями особенностей и характера агрессивности ребенка и уровень адаптации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как родители начнут задавать консультанту вопросы. В том случае, если родители не могут высказываться четко, консультанту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя уверенность, что он понимает и разделяет их опасения;
б) внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и появления агрессивности ребенка (пусть даже в виде семейного «мифотворчества»). Эти факты анализируются консультантом и как бы накапливаются, для того чтобы потом убедить родителей;
в) информирование родителей. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи [17].
На основе работ Р. Нельсон-Джоунса [17], Ю. М. Жукова [16], Р. В. Овчаровой [18] и др. рассмотрим этапы консультирования родителей агрессивных детей более подробно.
Первый этап - подготовка к консультации, первый контакт с семьей. Независимо от того, вызваны ли были родители к специалисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Психолог может при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре. Именно на стадии знакомства с родителями психолог должен проявить те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми. Е. Е. Алексеева относит к ним эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение – это способность консультанта выразить уважение и признание права на наличие выражаемых чувств, право самим принимать решение [3].
Второй этап – сеанс консультации. Этот этап является центральным моментом, во время которого происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта. Как отмечает О. В. Хухлаева, на втором этапе консультации необходимо пошагово, осторожно подводить родителя к реальной причине ситуации, после каждого шага проверять принятие его родителем. В противном случае останавливаться. Лучше принятая часть правды, чем усиление сопротивления и агрессия в адрес психолога. Полезно использовать метод "обычной картинки", который дает возможность самому клиенту либо принять, либо не принять причину детской агрессии [30].
Прежде всего, следует помнить, что главная задача консультанта не "обвинить" родителя в наличии трудностей у ребенка, а поддержать. Поэтому необходимо поддерживать родителя разными способами: открытой, направленной к клиенту позой, поддерживающими репликами и, немаловажно, спокойной улыбкой. Помимо этого можно поискать ресурсы в прошлом и будущем. Бывает, что сам человек начинает рассказывать "картинки" из своего детства, т.е. обращается к своему прошлому, и это стоит поддержать. Можно вместе с родителем вспомнить, чего он достиг в воспитании ребенка, каких усилий ему это стоило. Или пофантазировать, чем ребенок в будущем может удивить маму, какие способности у него вдруг проявятся [30].
По мнению Г. Фигдора, психологу необходимо понимать, что ошибочные воспитательные действия родителя являются следствием тех или иных его проблем. Поэтому необходимо постараться понять суть проблемы родителя. Только после того, когда мать и отец почувствуют интерес психолога к ним, они смогут проникнуться к нему доверием.
Доверительные отношения помогут родителям смягчить свои чувства, поступиться своей "неприкосновенностью", они поймут, что сами нуждаются в помощи. И только после этого можно начинать разговор о ребенке, тогда родители смогут воспринимать советы психолога как поддержку, а не как критику и посягательство на личную сферу [28].
О. В. Хухлаева приводит основные проблемы, с которыми сталкиваются консультанты при работе с родителями агрессивных детей, и предлагает их решение.
Сверхтребовательность или синдром отличника. К этой группе относятся хорошие правильные родители, которые с большим вниманием относятся к исполнению своей родительской роли, но стараются к воспитанию детей подходить очень тщательно, не допуская ошибок. Им присуще выраженное чувство вины, поэтому агрессивное поведение ребенка они воспринимают очень болезненно, приписывая его только своим промахам. Контакт с ребенком у таких родителей присутствует, правда, в большей степени он направлен на социализацию ребенка в ущерб его естественным индивидуальным желаниям и потребностям, поэтому его можно считать ограничивающим. Здесь нужно работать с родительским перфекционизмом.
Сниженное ощущение самоценности. У таких родителей забота сливается со строгим контролем за ребенком в основных жизненных сферах. Они всячески подчеркивают детскость, несамостоятельность ребенка. Поэтому работа психолога заключается в преодолении сопротивлений родителей проявлениям спонтанности ребенка, принятии его таким, какой есть, расширение границ взаимодействия с ребенком.
Нарушения ролевой структуры семьи. Такая проблема может вызвать особенно серьезный внутренний конфликт у ребенка и, как следствие, нарушение поведения. Психолог в этом случае работает с принятием ответственности родителями за воспитание ребенка, но в процессе консультирования родители очень отзывчивы к проявлению материнского поведения психолога.
Идентификация родителей с ребенком. Она проявляется как страх потери ребенка, преувеличение его хрупкости, беззащитности, излишнее внимание к необходимости его постоянного эмоционального комфорта. Неуспехи или обиды ребенка переживаются очень остро как свои собственные, а неудачи легко оправдываются. К идентификации с ребенком прибегают родители со слабым "Я". Идентификация позволяет чувствовать себя сильнее и увереннее. Следует иметь в виду, что слабость "Я" может совершенно не проявляться внешне. Напротив, такой родитель иногда может производить сверхуверенное впечатление. На консультации иногда он прибегает к некоторой агрессии, которую легко сбить спокойной, уверенной, иногда слегка агрессивной позицией психолога. Такие родители отзывчивы к спокойному доброжелательному отношению психолога. Здесь необходима работа с родителями по усилению собственного Я родителей, перевод симбиотических отношений в партнерские,
Нарушение родительской функции. Родители занимают эмоционально отстраненную позицию, не проявляют в отношении ребенка любви, нежности. Как правило, содержанием внутреннего конфликта родителей являются неумение устанавливать близкие отношения и страх, и как следствие, ощущение одиночества даже среди близких людей. Психологу нужно очень осторожно и постепенно организовывать взаимодействие с таким родителем. Иногда потребуется несколько встреч, пока родитель будет готов к первичному самораскрытию. Здесь необходима работа по снятию угрозы потери собственного "Я" ввиду неумения выстраивать границу между собой и другими.
Супружеские конфликты. Независимо от причин родители доброжелательны в отношении психолога, соглашаются на консультации. Однако встречи малорезультативны из-за того, что родители отказываются обсуждать собственные трудности. Здесь необходимо консультировать родителей по отдельности и постепенно выводить их на то, что причина агрессии их ребенка заключается в супружеских конфликтах.
Отвержение ребенка. Возникает, когда родители получили опыт эмоционального отвержения в собственной семье либо рождение ребенка лишило их чего-то важного: социальной успешности, сексуальной привлекательности и т.п. Поэтому у них присутствуют вытесненная враждебность к ребенку, скрытое его отвержение. При консультировании такого родителя консультанту важно избежать даже минимального его осуждения, встречу следует проводить с теплой материнской позиции, постепенно выводя
родителя на понимание и осмысление того, что именно отвергающее, холодное отношение к ребенку стало причиной агрессии [30].
Третий этап - принятие решения. Это самый ответственный этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано родителями и насколько они будут следовать ему в дальнейшем. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь и на жизнь ребенка, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь декларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности [16].
Таким образом, психологическое консультирование родителей агрессивных детей представляет собой определенным образом построенную беседу, состоящую из трех этапов. На первом этапе психолог получает необходимую информацию от родителей, проводит диагностику поведения родителей, намечает пути дальнейшей беседы. Второй этап посвящен непосредственной работе психолога с проблемами родителей, основными из которых являются сверхтребовательность, снижение самоценности, нарушение ролевой структуры семьи, нарушение родительской функции, идентификация с ребенком, семейные конфликты, отвержение ребенка. На третьем этапе родители принимают решение об изменении своего поведения, отношения к ребенку, семейных взаимоотношений и т.д.
Выводы
1. Агрессивное поведение детей– вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Коррекционная работа включает групповую, индивидуальную психотераию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.
2. На формирование агрессивности у детей дошкольного возраста влияют следующие факторы: негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие); терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения); суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование); индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).Доминирующей причиной появления агрессивного поведения детей является отношение родителей к своим детям.
3. Консультирование родителей агрессивных детей включает три основных этапа: подготовительно-диагностический; консультативный; этап принятия решения.
-изменение установок по отношению к ребенку на позитивные;
-укрепление родительской компетентности;
-эмоциональная и информационная поддержка, поиск ресурсов [5].
Р. Нельсон-Джоунс вводит такое важное для консультирования понятие, как фазы коммуникации, отражающие особенности взаимодействия с родителями:
а) первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями особенностей и характера агрессивности ребенка и уровень адаптации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как родители начнут задавать консультанту вопросы. В том случае, если родители не могут высказываться четко, консультанту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя уверенность, что он понимает и разделяет их опасения;
б) внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и появления агрессивности ребенка (пусть даже в виде семейного «мифотворчества»). Эти факты анализируются консультантом и как бы накапливаются, для того чтобы потом убедить родителей;
в) информирование родителей. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи [17].
На основе работ Р. Нельсон-Джоунса [17], Ю. М. Жукова [16], Р. В. Овчаровой [18] и др. рассмотрим этапы консультирования родителей агрессивных детей более подробно.
Первый этап - подготовка к консультации, первый контакт с семьей. Независимо от того, вызваны ли были родители к специалисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Психолог может при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре. Именно на стадии знакомства с родителями психолог должен проявить те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми. Е. Е. Алексеева относит к ним эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение – это способность консультанта выразить уважение и признание права на наличие выражаемых чувств, право самим принимать решение [3].
Второй этап – сеанс консультации. Этот этап является центральным моментом, во время которого происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта. Как отмечает О. В. Хухлаева, на втором этапе консультации необходимо пошагово, осторожно подводить родителя к реальной причине ситуации, после каждого шага проверять принятие его родителем. В противном случае останавливаться. Лучше принятая часть правды, чем усиление сопротивления и агрессия в адрес психолога. Полезно использовать метод "обычной картинки", который дает возможность самому клиенту либо принять, либо не принять причину детской агрессии [30].
Прежде всего, следует помнить, что главная задача консультанта не "обвинить" родителя в наличии трудностей у ребенка, а поддержать. Поэтому необходимо поддерживать родителя разными способами: открытой, направленной к клиенту позой, поддерживающими репликами и, немаловажно, спокойной улыбкой. Помимо этого можно поискать ресурсы в прошлом и будущем. Бывает, что сам человек начинает рассказывать "картинки" из своего детства, т.е. обращается к своему прошлому, и это стоит поддержать. Можно вместе с родителем вспомнить, чего он достиг в воспитании ребенка, каких усилий ему это стоило. Или пофантазировать, чем ребенок в будущем может удивить маму, какие способности у него вдруг проявятся [30].
По мнению Г. Фигдора, психологу необходимо понимать, что ошибочные воспитательные действия родителя являются следствием тех или иных его проблем. Поэтому необходимо постараться понять суть проблемы родителя. Только после того, когда мать и отец почувствуют интерес психолога к ним, они смогут проникнуться к нему доверием.
Доверительные отношения помогут родителям смягчить свои чувства, поступиться своей "неприкосновенностью", они поймут, что сами нуждаются в помощи. И только после этого можно начинать разговор о ребенке, тогда родители смогут воспринимать советы психолога как поддержку, а не как критику и посягательство на личную сферу [28].
О. В. Хухлаева приводит основные проблемы, с которыми сталкиваются консультанты при работе с родителями агрессивных детей, и предлагает их решение.
Сверхтребовательность или синдром отличника. К этой группе относятся хорошие правильные родители, которые с большим вниманием относятся к исполнению своей родительской роли, но стараются к воспитанию детей подходить очень тщательно, не допуская ошибок. Им присуще выраженное чувство вины, поэтому агрессивное поведение ребенка они воспринимают очень болезненно, приписывая его только своим промахам. Контакт с ребенком у таких родителей присутствует, правда, в большей степени он направлен на социализацию ребенка в ущерб его естественным индивидуальным желаниям и потребностям, поэтому его можно считать ограничивающим. Здесь нужно работать с родительским перфекционизмом.
Сниженное ощущение самоценности. У таких родителей забота сливается со строгим контролем за ребенком в основных жизненных сферах. Они всячески подчеркивают детскость, несамостоятельность ребенка. Поэтому работа психолога заключается в преодолении сопротивлений родителей проявлениям спонтанности ребенка, принятии его таким, какой есть, расширение границ взаимодействия с ребенком.
Нарушения ролевой структуры семьи. Такая проблема может вызвать особенно серьезный внутренний конфликт у ребенка и, как следствие, нарушение поведения. Психолог в этом случае работает с принятием ответственности родителями за воспитание ребенка, но в процессе консультирования родители очень отзывчивы к проявлению материнского поведения психолога.
Идентификация родителей с ребенком. Она проявляется как страх потери ребенка, преувеличение его хрупкости, беззащитности, излишнее внимание к необходимости его постоянного эмоционального комфорта. Неуспехи или обиды ребенка переживаются очень остро как свои собственные, а неудачи легко оправдываются. К идентификации с ребенком прибегают родители со слабым "Я". Идентификация позволяет чувствовать себя сильнее и увереннее. Следует иметь в виду, что слабость "Я" может совершенно не проявляться внешне. Напротив, такой родитель иногда может производить сверхуверенное впечатление. На консультации иногда он прибегает к некоторой агрессии, которую легко сбить спокойной, уверенной, иногда слегка агрессивной позицией психолога. Такие родители отзывчивы к спокойному доброжелательному отношению психолога. Здесь необходима работа с родителями по усилению собственного Я родителей, перевод симбиотических отношений в партнерские,
Нарушение родительской функции. Родители занимают эмоционально отстраненную позицию, не проявляют в отношении ребенка любви, нежности. Как правило, содержанием внутреннего конфликта родителей являются неумение устанавливать близкие отношения и страх, и как следствие, ощущение одиночества даже среди близких людей. Психологу нужно очень осторожно и постепенно организовывать взаимодействие с таким родителем. Иногда потребуется несколько встреч, пока родитель будет готов к первичному самораскрытию. Здесь необходима работа по снятию угрозы потери собственного "Я" ввиду неумения выстраивать границу между собой и другими.
Супружеские конфликты. Независимо от причин родители доброжелательны в отношении психолога, соглашаются на консультации. Однако встречи малорезультативны из-за того, что родители отказываются обсуждать собственные трудности. Здесь необходимо консультировать родителей по отдельности и постепенно выводить их на то, что причина агрессии их ребенка заключается в супружеских конфликтах.
Отвержение ребенка. Возникает, когда родители получили опыт эмоционального отвержения в собственной семье либо рождение ребенка лишило их чего-то важного: социальной успешности, сексуальной привлекательности и т.п. Поэтому у них присутствуют вытесненная враждебность к ребенку, скрытое его отвержение. При консультировании такого родителя консультанту важно избежать даже минимального его осуждения, встречу следует проводить с теплой материнской позиции, постепенно выводя
родителя на понимание и осмысление того, что именно отвергающее, холодное отношение к ребенку стало причиной агрессии [30].
Третий этап - принятие решения. Это самый ответственный этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано родителями и насколько они будут следовать ему в дальнейшем. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь и на жизнь ребенка, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь декларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности [16].
Таким образом, психологическое консультирование родителей агрессивных детей представляет собой определенным образом построенную беседу, состоящую из трех этапов. На первом этапе психолог получает необходимую информацию от родителей, проводит диагностику поведения родителей, намечает пути дальнейшей беседы. Второй этап посвящен непосредственной работе психолога с проблемами родителей, основными из которых являются сверхтребовательность, снижение самоценности, нарушение ролевой структуры семьи, нарушение родительской функции, идентификация с ребенком, семейные конфликты, отвержение ребенка. На третьем этапе родители принимают решение об изменении своего поведения, отношения к ребенку, семейных взаимоотношений и т.д.
Выводы
1. Агрессивное поведение детей– вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Коррекционная работа включает групповую, индивидуальную психотераию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.
2. На формирование агрессивности у детей дошкольного возраста влияют следующие факторы: негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие); терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения); суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование); индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).Доминирующей причиной появления агрессивного поведения детей является отношение родителей к своим детям.
3. Консультирование родителей агрессивных детей включает три основных этапа: подготовительно-диагностический; консультативный; этап принятия решения.