Файл: Курсовая работа Научный Макаренко Л. М преподователь изобразительного искусства и методики обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

После проведения опытно - экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу: трудовое воспитание - это подготовка ребёнка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремлённой личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребёнка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Поэтому трудовое воспитание дошкольников нужно начинать с младшего дошкольного возраста путём проведения занятий, бесед и мероприятий. Эти мероприятия должны быть направлены на:

  • формирование трудовых навыков и умений;

  • воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия;

  • воспитание нравственно - волевых качеств личности;

  • овладение навыками трудовой деятельности.

Эффективность таких мероприятий нами доказана, так как контрольный эксперимент показал, что:

  • по характеру действий во время выполнения трудовых поручений I уровень увеличился на 70%, II уровень - на 20%;

  • по содержанию действий I уровень увеличился на 50%, II уровень – на 50%;

  • по соответствию действий поставленной задаче I уровень увеличился на 40%, II уровень - на 60%.

Изменения произошли и в умении планировать трудовую деятельность: 9 детей из 10 научились составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: трудовое воспитание детей дошкольного возраста будет успешным и результативным, если при его организации применять современные подходы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей становится всё более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребёнка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей.

Мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и выявили недостаточность раскрытия форм организации трудового воспитания.


Выяснили, что при эффективном использовании методов, уровень сформированности трудовых навыков и умений дошкольников повышается.

В работе выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, к которым относятся:

1. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально - положительную атмосферу.

2.Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой
деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования.

  1. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребёнок, выполняя трудовые задания.

  2. Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учёт
    индивидуальных интересов.

Разработали конспекты упражнений и занятий, которые мы прилагаем в приложении.

По результатам опроса, по наблюдениям и отзывам воспитателей уровень сформированности трудовых умений, навыков повысился.

Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщённый вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова Ю.С. Дождик для клёна, // Обруч. - 2005, - №5,- с, 19-22.

  2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателей
    дет. сада. – М: Просвещение, 1983 - 144с.

  1. Буре Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском
    саду// Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / науч. ред. Р.С.
    Буре. – М., 1994.

  2. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зачик и
    др.; сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М.:
    Просвещение - , 1983 – 207с.

  3. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой, сост. Р.С.
    Буре, М., «Просвещение», 1974 – 192 с.

  4. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983. – с.
    167-191.

  5. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-е изд. испр, и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 415с.

  6. Жуковская Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. |
    Козлова: Под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1981 - 208с.

9. Ковальчук Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников. -
Минск, 1983.

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2000. - 416с.



11. Котлярова С. Ознакомление с трудом взрослых. - Дошкольное воспитание, 1977, №11.

  1. Крухмет М.В. Проблема целостного развития ребёнка - дошкольника как субъекта трудовой деятельности, - СПб, 1995.

  2. Кузьмина Н.В. Труд в природе. //Дошкольное образование. - 2005, - №23, -с; 8-9.

  3. Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. Л., 1.979.

  4. Логинова Л. Чем пахнет кора? //Обруч. - 2007, - №2. - с, 29-31,

  5. Лопатина А.А, Начало Мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего возраста / А. Лопатина, М.Скребцова - 3-е. изд. - М,: Амрита - Русь, 2005 - 288с.

  1. Маркова Т.А. Трудовое воспитание дошкольника в семье, Учпедиз, 1956.

  2. Методические рекомендации к «Программное восприятия и обучения в
    детском саду» / сост. Л.В. Русакова. - М,: Просвещение, 1986. - 400с.

  3. Наблюдения и труд детей в природе / сост. А.Ф. Мазурина. Изд, 3-е. М.,
    1976.

20. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду / А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.Ю. Козлова и др.; Под ред. Р.С, Буре. - М:
Просвещение, 1987 - 222с.

  1. Панфилова В.А. Как научить детей трудиться? //Дошкольное воспитание. -2003.-№7.- 10 с.

  2. Растить трудолюбивых // Буре Р.С:, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети
    - М., 1985.-с. 83-99.

23. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987.

  1. Сергеева Д.В, Руководство трудовой деятельности дошкольников. - М.,
    1980.

  2. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (из опыта работы) /
    сост. Л.В. Русакова; Под. ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1984. -
    95 с.


Глоссарий

1.Воображение (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта.

2.Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности

3. Методика в образовании — описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

4. Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи:

— беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей;


— изучения продуктов творчества — диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность;

— наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов;

5.Навык— действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения.

6.Ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно — прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта

7. Прием — элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

8.Средства обучения— материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

9.Трудовое воспитание — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам и на сознательный выбор профессии;

10. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. 

11. Умение — подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

12. Упражнение— повторное выполнение действия с целью его усвоения.

13 Художественное воспитание — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им; развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.


14.Художественный ручной труд — это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.