Файл: Курсовая работа Научный Макаренко Л. М преподователь изобразительного искусства и методики обучения.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
После проведения опытно - экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу: трудовое воспитание - это подготовка ребёнка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремлённой личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребёнка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Поэтому трудовое воспитание дошкольников нужно начинать с младшего дошкольного возраста путём проведения занятий, бесед и мероприятий. Эти мероприятия должны быть направлены на:
Эффективность таких мероприятий нами доказана, так как контрольный эксперимент показал, что:
Изменения произошли и в умении планировать трудовую деятельность: 9 детей из 10 научились составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: трудовое воспитание детей дошкольного возраста будет успешным и результативным, если при его организации применять современные подходы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей становится всё более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребёнка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей.
Мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и выявили недостаточность раскрытия форм организации трудового воспитания.
Выяснили, что при эффективном использовании методов, уровень сформированности трудовых навыков и умений дошкольников повышается.
В работе выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, к которым относятся:
1. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально - положительную атмосферу.
2.Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой
деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования.
Разработали конспекты упражнений и занятий, которые мы прилагаем в приложении.
По результатам опроса, по наблюдениям и отзывам воспитателей уровень сформированности трудовых умений, навыков повысился.
Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщённый вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9. Ковальчук Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников. -
Минск, 1983.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2000. - 416с.
11. Котлярова С. Ознакомление с трудом взрослых. - Дошкольное воспитание, 1977, №11.
20. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду / А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.Ю. Козлова и др.; Под ред. Р.С, Буре. - М:
Просвещение, 1987 - 222с.
23. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987.
Глоссарий
1.Воображение (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта.
2.Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности
3. Методика в образовании — описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
4. Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи:
— беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей;
— изучения продуктов творчества — диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность;
— наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов;
5.Навык— действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения.
6.Ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно — прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта
7. Прием — элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
8.Средства обучения— материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
9.Трудовое воспитание — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам и на сознательный выбор профессии;
10. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
11. Умение — подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
12. Упражнение— повторное выполнение действия с целью его усвоения.
13 Художественное воспитание — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им; развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
14.Художественный ручной труд — это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.
После проведения опытно - экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу: трудовое воспитание - это подготовка ребёнка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремлённой личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребёнка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Поэтому трудовое воспитание дошкольников нужно начинать с младшего дошкольного возраста путём проведения занятий, бесед и мероприятий. Эти мероприятия должны быть направлены на:
-
формирование трудовых навыков и умений; -
воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; -
воспитание нравственно - волевых качеств личности; -
овладение навыками трудовой деятельности.
Эффективность таких мероприятий нами доказана, так как контрольный эксперимент показал, что:
-
по характеру действий во время выполнения трудовых поручений I уровень увеличился на 70%, II уровень - на 20%; -
по содержанию действий I уровень увеличился на 50%, II уровень – на 50%; -
по соответствию действий поставленной задаче I уровень увеличился на 40%, II уровень - на 60%.
Изменения произошли и в умении планировать трудовую деятельность: 9 детей из 10 научились составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: трудовое воспитание детей дошкольного возраста будет успешным и результативным, если при его организации применять современные подходы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей становится всё более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребёнка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей.
Мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и выявили недостаточность раскрытия форм организации трудового воспитания.
Выяснили, что при эффективном использовании методов, уровень сформированности трудовых навыков и умений дошкольников повышается.
В работе выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, к которым относятся:
1. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально - положительную атмосферу.
2.Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой
деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования.
-
Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребёнок, выполняя трудовые задания. -
Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учёт
индивидуальных интересов.
Разработали конспекты упражнений и занятий, которые мы прилагаем в приложении.
По результатам опроса, по наблюдениям и отзывам воспитателей уровень сформированности трудовых умений, навыков повысился.
Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщённый вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Акимова Ю.С. Дождик для клёна, // Обруч. - 2005, - №5,- с, 19-22. -
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателей
дет. сада. – М: Просвещение, 1983 - 144с.
-
Буре Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском
саду// Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / науч. ред. Р.С.
Буре. – М., 1994. -
Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зачик и
др.; сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М.:
Просвещение - , 1983 – 207с. -
Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой, сост. Р.С.
Буре, М., «Просвещение», 1974 – 192 с. -
Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983. – с.
167-191. -
Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-е изд. испр, и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 415с. -
Жуковская Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. |
Козлова: Под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1981 - 208с.
9. Ковальчук Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников. -
Минск, 1983.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2000. - 416с.
11. Котлярова С. Ознакомление с трудом взрослых. - Дошкольное воспитание, 1977, №11.
-
Крухмет М.В. Проблема целостного развития ребёнка - дошкольника как субъекта трудовой деятельности, - СПб, 1995. -
Кузьмина Н.В. Труд в природе. //Дошкольное образование. - 2005, - №23, -с; 8-9. -
Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. Л., 1.979. -
Логинова Л. Чем пахнет кора? //Обруч. - 2007, - №2. - с, 29-31, -
Лопатина А.А, Начало Мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего возраста / А. Лопатина, М.Скребцова - 3-е. изд. - М,: Амрита - Русь, 2005 - 288с.
-
Маркова Т.А. Трудовое воспитание дошкольника в семье, Учпедиз, 1956. -
Методические рекомендации к «Программное восприятия и обучения в
детском саду» / сост. Л.В. Русакова. - М,: Просвещение, 1986. - 400с. -
Наблюдения и труд детей в природе / сост. А.Ф. Мазурина. Изд, 3-е. М.,
1976.
20. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду / А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.Ю. Козлова и др.; Под ред. Р.С, Буре. - М:
Просвещение, 1987 - 222с.
-
Панфилова В.А. Как научить детей трудиться? //Дошкольное воспитание. -2003.-№7.- 10 с. -
Растить трудолюбивых // Буре Р.С:, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети
- М., 1985.-с. 83-99.
23. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987.
-
Сергеева Д.В, Руководство трудовой деятельности дошкольников. - М.,
1980. -
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (из опыта работы) /
сост. Л.В. Русакова; Под. ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1984. -
95 с.
Глоссарий
1.Воображение (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта.
2.Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности
3. Методика в образовании — описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
4. Метод — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи:
— беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей;
— изучения продуктов творчества — диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность;
— наблюдения — целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов;
5.Навык— действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения.
6.Ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно — прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта
7. Прием — элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
8.Средства обучения— материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
9.Трудовое воспитание — совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам и на сознательный выбор профессии;
10. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
11. Умение — подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
12. Упражнение— повторное выполнение действия с целью его усвоения.
13 Художественное воспитание — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им; развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
14.Художественный ручной труд — это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.