Файл: Курсовая работа Научный Макаренко Л. М преподователь изобразительного искусства и методики обучения.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следующее задание: рисунок «Строим домик» (Приложение 6).
Раздали детям карточки с рисунками разных зверей и попросили их нарисовать домики для этих зверей. Затем по рисункам друг друга дети угадывают, для кого построен тот или иной домик.
Затем детям было дано творческое задание «Маленькое дело».
Прочитали детям пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья».
Попросили детей рассказать о разных маленьких делах, которые им приходится делать в течение дня. Придумайте какое-либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям, и расскажите, как вы его делаете?
ФИ.. ребенка | Рассказы |
1. Ваня П. | Взял тряпку и протирал пыль в шкафах. |
2. Илья П. | Взял веник и подметал пол. |
3. Даша Г. | Взяла тряпку, ведро с водой и протирала пыль с подоконника |
4. Эльвира А. | Взяла тряпку, тазик с водой и помыла игрушки. |
5. Евгений Г. | Я взял веник и подмел пол. |
6. Лиана Г. | Я взяла тряпку, ведро с водой и протирала пыль в шкафах. |
7. Кира Н. | Я взяла тряпку и протирала пыль. |
8. Тимур Ж. | Я взял тряпку , ведро с водой и помыл все игрушки. |
9. Ангелина С. | Я взяла веник и подмела пол. |
10. Кирилл И. | Я взял тряпку и протирал пыль в шкафах. |
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников.
Для повышения уровня самостоятельности детей и повышения эффективности организации трудового воспитания были разработаны методические рекомендации для воспитателей ДОУ по организации труда в разных возрастных группах (Приложение 7).
2.2. Формирующий этап
Целью исследования является выявление педагогических подходов необходимых для организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. Для этого на первом этапе опытно-экспериментальной работы на основе эмпирического материала (обследования, наблюдения, планирования) были выявлены уровни развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В ходе исследования и осмысления результатов констатирующего эксперимента наметился ряд проблем, для решения которых провели экспериментальное обучение.
На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено сравнение изменений результатов исследования. Мы провели повторное наблюдение за детьми.
Наблюдения показали значительные изменения в поведении детей. Они стали более трудолюбивыми, самостоятельными, аккуратными, также стали помогать своим сверстникам.
Используя разработанные ранее критерии, снова провели обследование детей для изучения отношения к трудовым поручениям. Сравнение результатов отражены в таблице (Таблица 5, диаграммы 4,5,6).
2.3 Контрольный эксперимент
Таблица 5
Ф.И. ребенка | Трудовое поручение | Характер действий | Содержание действий | Соответствие действий задаче |
1. Ваня П. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | I уровень | I уровень | II уровень |
2. Илья П. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | I уровень | II уровень | II уровень |
3. Даша Г. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | I уровень | II уровень | II уровень |
4.Эльвира А. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | II уровень | II уровень | II уровень |
5. Евгений Г. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | I уровень | II уровень | I уровень |
6. Лиана Г. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | I уровень | II уровень | II уровень |
7. Кира Н. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | I уровень | I уровень | II уровень |
8. Тимур Ж. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | II уровень | I уровень | I уровень |
9. Ангелина С. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | I уровень | I уровень | I уровень |
10. Кирилл И. | Убрать сухие листья комнатных растений; вымыть листья фикуса; Вымыть игрушки; Сервировать столы к обеду; Постирать кукольную одежду. | II уровень | I уровень | I уровень |
Д иаграмма 4 30%
70%
Диаграмма 5
50 % 50 %
40%
Диаграмма 6
60%
После контрольного эксперимента получили следующие результаты. По характеру действий во время выполнения трудовых поручений 7 (70%) детей из 10 показали I уровень, и 3 (30%) детей – II уровень.
По содержанию действий 5 (50%) детей обладают I уровнем, 5 (50%) – II уровнем.
По соответствию действий поставленной задаче 4 (40%) детей находятся на I уровне, и 6 (60%) детей – на II уровне.
Из данной таблицы 5 и диаграмм 4,5,6 видно, что:
-
по характеру действий во время выполнения трудовых поручений I уровень увеличился на 70%, II уровень увеличился на 20%; -
по содержанию действий I уровень увеличился на 50%, II уровень увеличился на 50%; -
по соответствию действий поставленной задаче I уровень увеличился на 40%, II уровень увеличился на 60%.
Следующие изменения можно увидеть по результатам наблюдения. Рассмотрев критерии отношения детей к дежурству, получили следующие данные. Сравнения результатов показаны в таблице. (Таблица 6,7, диаграмма 7).
Таблица 6
Ф.И. ребенка | Группа А – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей | Группа Б – отношение к дежурству не устойчиво, качество работы зависит от настроения | Группа В – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых | Группа Г – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимание на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными | Группа Д – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности. |
1. Ваня П. | | | + | | |
2. Илья П. | | + | | | |
3. Даша Г. | | | | + | |
4. Эльвира А. | | | | | + |
5. Евгений Г. | | | | + | |
6. Лиана Г. | | | | | + |
7. Кира Н. | | | + | | |
8. Тимур Ж. | | | | | + |
9. Ангелина С. | | | + | | |
10. Кирилл И. | | | | | + |
Таблица 7
А | Б | В | Г | Д | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
| | 1 | 10 % | 3 | 30 % | 2 | 20 % | 4 | 40 % |
Диаграмма 7
10%
20 % 40 %
30%
Проведенные нами наблюдения показали хорошие результаты. Выявлены группы детей и их отношение к трудолюбию.
1. 0 (0%) детей понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (Группа А);
2. 1 (10%) ребенок трудится без контроля, но только во время дежурства. Делает только то, что входит в его обязанности (Группа Б);
3. 3 (30%) детей трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее пробуждение к трудовой деятельности (Группа В);
4. 2 (20%) детей выполняют не только то, что делали раньше, но и то, что в данный момент важно без напоминания, подкрепления (Группа Г);
5. 4 (40%) детей переносят сформированное качество на другие виды деятельности: доводят дело до конца, помогают другим, убирают за собой, товарищами, интересуются тем, хорошо ли ими выполнено дело, стремятся добиваться в работе высокого результата (Группа Д).
Из данных таблиц и диаграмм видно, что группа А уменьшилась на 40 %, группа Б уменьшилась на 10 %, и группа Д увеличилась на 30 %.
Следующий эксперимент – это планирование трудовой деятельности. Сравнение результатов показаны в таблице (Таблица 8, диаграмма 8).
Таблица 8
2.4 Результаты контрольного эксперимента и анализ данных
Вопросы | 1.Поду-май и скажи, что ты будешь делать? | 2.Что ты будешь делать сначала, что потом? | 3.Расскажи, как ты будешь это делать. Что тебе пона-добится в работе? | 4.Чем ты закон-чишь свою работу? | 5.Когда ты будешь прове-рять свою работу? | 6.Что ты будешь прове-рять? | 7.Зачем ты будешь прове-рять? |
Ф. И. ребенка | |||||||
Ваня П. | Я буду мыть этот стульчик | Сначала намочу тряпку, потом намылю мылом и затем буду мыть | Мне пона-добится тазик с водой, тряпка, мыло и стульчик | Уберу тряпку, вылью грязную воду | Сразу проверю | Стульчик | Все ли чисто вымыл |
Илья П. | Я буду мыть стул | Вымою тщатель-но ножки, потом спинку и сиденье | Мне пона-добится вода, мыло, чистая тряпка | Вымою тряпку и уберу сушить | Буду прове-рять через 20 минут | Проверю как чисто я вымыл | Для того, чтобы сесть на стул |
Даша Г. | Я буду мыть стул | Я буду мыть спинку стула, затем сиденье и в конце ножки стула | Мне пона-добится ведро с водой, чистая тряпка, мыло | Все уберу на месте | Когда мама придет | Я буду прове-рять свой стул | Чтобы стульчик был чистым |
Эльвира А. | Стул мыть | Намочу тряпку, потом начну проти-рать | Ведро с водой, тряпка | Тряпку вымою | В конце проверю | Не осталось ли грязи | Чтобы знать надо ли вымыть еще раз |
Евгений Г. | Про-тирать стул | Буду мыть спинку стула, затем сиденье, потом только ножки | В работе пона-добится тряпка, тазик с водой | Помою стульчик и уберу за собой тряпку, тазик с водой | Когда все уберу, еще раз приду посмо-трю | Стул | Чтобы стульчик не оставал-ся грязным |
Лиана Г. | Я буду мыть стул | Помою влажной тряпкой, потом сухой | Тазик с водой, тряпка | Протру стул сухой тряпкой | После того как стул высохнет | Нет ли пыли | Хочу посмо-треть как я протерла стул |
Кира Н. | Мыть свой стул, где я сижу | Протру, потом уберу за стол | Ведро с водой, чистая тряпка | Вылью грязную воду | В конце | Свою работу | Чтобы не осталось грязи |
Тимур Ж. | Буду мыть стул | Помою спинку стула, потом сиденье и в конце тщательно помою ножки | Чистая тряпка, мыло, тазик с водой | Уберу тряпку сушить, грязную воду вылью | Сразу проверю | Стул | Все ли вымыл |
Ангелина С. | Буду про-тирать свой стул | Тщатель-но помою спинку, потом сиденье и ножки | Мне пона-добится тряпка, порошок, тазик с водой | Уберу тряпку на батарею | В конце проверю | Стул | Нет ли пыли |
Кирилл И. | Мыть буду стул | | Понадо-биться мне тазик с водой и тряпка | Вылью воду, уберу тряпку | Проверю через 10 минут | | Все ли я чисто протер |
Д иаграмма 8
10%
90%
Результаты исследования, следующие: 9 (90%) детей из 10 научились составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения. 1 (10%) ребенок затруднялся в составлении плана предстоящей трудовой деятельности.
Повторное проведение эксперимента дало положительные результаты. В контрольном эксперименте уменьшилось на 10% количество детей, которые затруднялись в составлении плана предстоящей трудовой деятельности. На 50% увеличилось количество детей, которые умеют составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения.
Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента показали динамику уровней сформированности трудовых умений. Это свидетельствует об эффективности проделанной нами работы.
Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что 10трудовое воспитание детей в дошкольном возрасте будет эффективным, если:
1) выявлены педагогические и психологические основы, трудового
воспитания;
-
в ДОУ используются современные подходы к организации трудового
воспитания детей дошкольного возраста; -
в ДОУ созданы благоприятные условия для организации трудового
воспитания детей дошкольного возраста.