Файл: Курсовая работа Научный Макаренко Л. М преподователь изобразительного искусства и методики обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогический колледж Международного университета Астана

Дошкольное отделение

ПЦК дошкольных дисциплин

Хасенова Зарема

Совместная работа детского сада и семьи по развитию навыков ручного художественного труда

Курсовая работа

Научный руководитель: Макаренко Л.М

преподователь изобразительного искусства и методики обучения

г.Нур-султан, 2022 год

Содержание

Введение................................................3

Глава 1.Совместная работа детского сада и семьи по развитию у детей дошкольного возраста умений ручного художественного труда.......................... 5

1.1. Ручной труд у детей дошкольного возраста...............................5

1.2. Взаимодействие детского сада и семьи............................8

1.3. Совместная работа детского сада и семьи по развитию у детей дошкольного возраста умений ручного художественного труда.............................10

Выводы к главе 1 ................................14

Глава2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию развития навыков ручного художественного труда у детей дошкольного возраста..................................15

2.1. Констатирующий эксперимент ....................15

2.2. Формирующий эксперимент..............................32

2.3. Контрольный эксперимент .............................33.

2.4. Анализ полученных результатов .....................39

Вывод к главе 2 ............................42

Заключение........................................................43

Список литературы..........................................44

Глоссарий..........................................................46

Приложение ........................................................

Введение

Актуальность исследования.

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку.


Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей положительно влияет на все отрасли воспитания детей старшего дошкольного возраста, также способствует развитию навыков ручного художественного труда у детей дошкольного возраста.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Предмет исследования: взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по развитию навыков художественно ручного труда у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-. экспериментальным путем проверить эффективность программы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по развитию навыков художественно ручного труда у детей дошкольного возраста.

Объект, предмет и цель исследования обусловили выдвижение следующих задач:

1. Проанализировать проблему взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и составить характеристику развития навыков ручного труда у детей дошкольного возраста.

2. Определить и представить комплекс форм и методов взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по развитию навыков ручного труда у детей дошкольного возраста

3. Разработать программу по развитию навыков художественно ручного труда у детей дошкольного возраста и проверить её эффективность опытно-экспериментальным путём.

Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по развитию навыков ручного художественного труда у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если разработана и реализуется особая программа взаимодействия с семьей, позволяющая интегрировать процесс обучения родителей дошкольников и непрерывную образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста на уровне совместного участия в мастер-классах, беседах, консультациях, а также совместного с детьми изготовления творческих работ в различных техниках.



При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: включённое наблюдение, анкетирование родителей, беседа с детьми и ролителями.

3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных данных.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы взаимодействия с семьей по развитию навыков ручного труда у детей дошкольного возраста как в специально организованной, так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.

Глава 1. Совместная работа детского сада и семьи по развитию у детей дошкольного возраста умений ручного художественного труда.

    1. Ручной труд у детей дошкольного возраста

Ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно — прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд -это развитие мелкой моторики рук. 


При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

1) Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей

2) При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек

3) Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение

4) Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера

5) О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;

6) Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности:

Рисование и раскрашивание картинок — хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Обведение вкладышей. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.

Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, суки и т.п.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.

Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы.

Переборка круп — насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.


Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 — 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.

         Таким образом, любая ручная деятельность ребенка благоприятна для его развития. А работа с бумагой, ножницами, пластилином, природным материалом, тканью – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Ведь она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению речевой и умственной активности, выступает как специфическое образное средство познания действительности – этим и определяется её связь с обучением дошкольников. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как здесь речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной работы. Занимаясь с детьми ручным трудом,  у педагога есть  возможность обогащать словарь детей новыми понятиями, уточнять значения слов, их грамматические формы ( например, согласование прилагательного с вопросительным существительным, различение и правильное употребление существительных в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме и т.п.) Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка.

1.2 Взаимодействие детского сада и семьи

Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. Наилучшим способом это достигается совместной работой ДОУ и семьи в этом направлении. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.