Файл: Курсовая работа Научный Макаренко Л. М преподователь изобразительного искусства и методики обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

А

Б

В

Г

Д

Коли-чество

%

Коли-чество

%

Коли-чество

%

Коли-чество

%

Коли-чество

%

4

40%

2

20%

2

20%

1

10%

1

10%

Данная методика позволила определить насколько сформировано трудолюбие у ребёнка.

1. 4 (40%) детей понимают значение труда, но не доводят его до конца, им
необходим систематический внешний контроль (Группа А).

  1. 2 (20%) детей трудятся без контроля, но только во время дежурства.
    Делают только то, что входит в их обязанности (Группа Б).

  2. 2 (20%) детей трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется
    внутреннее побуждение к трудовой деятельности (Группа В).

  3. 1 (10%) ребёнок выполняет не только то, что делали раньше, но и то, что
    в данный момент важно без напоминания, подкрепления (Группа Г).

5. 1 (10%) ребёнок переносит сформированное качество в другие виды
деятельности: доводит дело до конца, помогает другим, убирает за собой, товарищами, интересуется тем, хорошо им выполнено дело, стремится
добиваться в работе высокого результата (Группа Д).

Результаты проявления трудолюбия представлены в Таблице 3 и Диаграмме 2.

Таблица 3

Ф. И.

ребёнка

Группа А-

дети

дежурят небрежно,

охотно передают свои

обязанности

другим, отказы­ваются от дежурства, забывают о нём, не

доводят дело

до конца,

считают, что

порядок-дело

помощника

воспита­теля, других

детей.

Группа Б-отношения к

дежурству неустойчиво,

качество работы зависит от

настроения.

Группа В-выполняют

свои обязанности хорошо, активно, не забывают о

них, но не

помогают другим стремятся обязательно получить одобрение

взрослых.

Группа Г-дети охотно,

хорошо дежурят,

сами помнят о своих обязанностях. Если

они не дежурят в данный момент, то всё равно обращают

внимание на

не порядок в

группе и

устраняют его.

Группа Д-дети

постоянно стремятся

участвовать в коллективной

деятельности,

хорошо работают, помогают, товарищам в разных видах деятельности.

Ваня П.




+










Илья П.

+













Даша Г.

+













Эльвира А.







+







Евгений Г.







+







Лиана Г.

+













Кира Н.




+










Тимур Ж.










+




Ангелина С.

+













Кирилл И.













+


Диаграмма 2



Для выявления умения планировать трудовую деятельность мы выбрали несколько знакомых трудовых поручений: навести порядок в группе, постирать кукольную одежду, вымыть стульчики и игрушки.

Проведение исследования:

Ребёнку предлагали поручение, например, вымыть стульчики, и задавали вопросы:

1. Подумай и скажи, что ты будешь делать?

2.Что ты будешь делать сначала, что потом?

3. Расскажи, как ты будешь это делать. Что тебе понадобится в работе?

4. Чем ты закончишь свою работу?

5. Когда ты будешь проверять свою работу?

6. Что ты будешь проверять?

7. Зачем ты будешь проверять свою работу?

После этого ребёнок самостоятельно выполнял трудовое поручение.

Результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Вопросы


Подумай и скажи, что ты будешь делать?

Что ты будешь делать сначала, что потом?

Расскажи, как ты будешь это делать. Что тебе пона-добится в работе?

Чем ты закон-чишь свою работу?

Когда ты будешь прове-рять свою работу?

Что ты будешь прове-рять?

Зачем ты будешь прове-рять?

Ф. И. ребенка

Ваня П.

Буду мыть

Буду мыть спинку, а потом буду сиденье и ножки

Пона-добится ведро с водой, тряпка

В конце помою ножки стула

В конце буду прове-рять

Прове-рю спинку, сиденье и ножки

А то может остаться грязь

Илья П.

Затру-дняясь ответил, что будет мыть стул

Буду мыть сиденье, ножки, затем спинку

Пона-добится ведро с водой, тряпка

Проти-раю чистой тряпкой

Буду просто прове-рять

Буду прове-рять сиденье

Чтобы блестел

Даша Г.

Наверное буду мыть стул

Буду ножки мыть, сиденье и потом спинку

Беру тазик с водой и тряпкой



Буду прове-рять в конце

Буду прове-рять стул

Может остаться грязь

Эльвира А.



Буду мыть ножки, сиденье и спинку

Нужна тряпка, ведро с водой

В конце я закончу свою работу мытьём спинки стула

Утром буду прове-рять

Конечно стул

Потому что мне нужно прове-рить

Евгений Г.

Буду мыть

Буду мыть спинку, сиденье и ножки

Ведро с водой и губка

В конце мою ножки стула

Буду прове-рять

Прове-рю спинку, сиденье и ножки

А то может остаться грязь

Лиана Г.

Буду мыть стул

Буду мыть сначала спинку, сиденье, ножки

Возьму тряпку, мыло, ведро с водой

В конце помою ножки стула

Когда закончу

Не знаю

Чтобы стул был чистым

Кира Н.

Буду мыть стул

Буду мыть спинку, сиденье, ножки

Тряпка, щётка, мыло, тазик с водой



Буду прове-рять

Буду прове-рять ножки

Потому что все промыла

Тимур Ж.

Мыть стул

Возьму стул и буду мыть

Мыло, тряпочка, ведро с водой

Обсушу полотен-цем

В конце

Буду прове-рять



Ангелина С.

Мыть его

Начинаю мыть спинку, сиденье, ножки

Тряпка и вода

Я его сполосну

В конце

Стул

Чтобы знать чистый или нет

Кирилл И.



Буду мыть ножки, сиденье, спинку

Понадо-биться стираль-ная машина



8 часов

Стул буду прове-рять чтобы был чистым





Результаты данного исследования следующие: только 4 (40%) детей из десяти умеют составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаются его по ходу выполнения. 2 (20%) детей затруднялись в составлении плана предстоящей трудовой деятельности. И 4 (40%) детей вообще не умеют составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаться его по ходу.

Результаты представлены в Диаграмме 3.

Диаграмма 3



Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что уровень сформированности трудовых умений у детей низкий.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы спланировали второй этап (формирующий эксперимент), главной целью которого является повышение сформированности трудовых умений.

В процессе формирующего эксперимента нами были подготовлены и проведены ряд упражнений и занятий.

В ходе работы были использованы следующие формы работы:

  • игра с детьми;

  • беседы;

  • чтение сказок;

  • рисунки на тему;

  • творческие задания.

Для формирования трудолюбия были проведены следующие упражнения:

Чтение турецкой сказки «Ласточка и воробей» (Приложение 3).

После чтения сказки мы провели беседу.

Результаты получили следующие:

Ф.И. ребенка

Какими качествами и навыками должна обладать птица, чтобы построить хорошее гнездо?

Были ли эти качества и навыки у ласточки?

1. Ваня П.

Нужно выбирать хорошее место

Да, были

2. Илья П.

Выбирать хороший материал

Думаю, были

3. Даша Г.

Быть трудолюбивым

Я думаю, что были

4. Эльвира А.

Выбирать хорошее место

Да, конечно были

5. Евгений Г.

Выбирать материал

Да, были

6. Лиана Г.

Выбрать место

Конечно, были

7. Кира Н.

Выбрать место

Да, были

8. Тимур Ж.

Выбирать хороший материал

Думаю, что были

9. Ангелина С.

Выбрать материал

Да, были

10. Кирилл И.

Выбрать место

Наверное, были


Затем поделили детей на пары: один ребенок в паре – ласточка, другой – воробьиха. Дети должны рассказать, как ласточка и воробьиха обучали строительному мастерству птенцов разных птиц.

Результаты получились следующие:

Ф.И. ребенка

Объяснения детей

1. Ваня П.

Ласточка поступила хорошо, она научила воробьиху построить гнездо.

2. Илья П.

Воробьиха поступила правильно, она спросила у ласточки, как нужно построить гнездо.

3. Даша Г.

Ласточка помогала воробьихе построить гнездо.

4. Эльвира А.

Воробьиха научилась, как нужно построить гнездо.

5. Евгений Г.

Ласточка поступила правильно. Всегда нужно друг другу помогать.

6. Лиана Г.

Воробьиха поняла, как нужно потрудиться.

7. Кира Н.

Ласточка была терпеливая, она научила построить гнездо.

8. Тимур Ж.

Воробьиха, если раньше не умела строить гнездо, но теперь она уже знает, как нужно строить гнездо.

9. Ангелина С.

Ласточка научила и помогла, как нужно построить гнездо.

10. Кирилл И.

Воробьиха была счастлива, потому что ласточка научила строить гнездо.

Следующее упражнение:

Рисунок «Как построить гнездо» (Приложение 4).

Попросили детей помочь воробьихе построить гнездо и рассказать подробно, из чего и как оно построено.

Далее провели игру «Трудимся с любовью».

Поделили детей на группы и каждой группе дали по одному поручению: полить цветы, расставить по местам игрушки, подмести пол, вытирать пыль, убрать со стола посуду и т.д.

При этом, заранее предупредили детей о том, что они должны выполнять свою работу с любовью. После того, как дети выполнили поручение, они рассказали, что чувствуют разные предметы после того, как их полили, почистили и т.д.

Ф.И. ребенка

Ответы

1. Ваня П.

Нравится

2. Илья П.

Довольны

3. Даша Г.

Нравится быть чистым

4. Эльвира А.

Хотят всегда быть в порядке

5. Евгений Г.

Нравится

6. Лиана Г.

Очень нравится

7. Кира Н.

Очень довольные

8. Тимур Ж.

Довольные

9. Ангелина С.

Нравится

10. Кирилл И.

Нравится


Затем дети от лица тех или иных предметов благодарят людей за заботу и уход.

Далее провели беседу.

Ф.И. ребенка

Ленитесь ли вы когда-нибудь?

Удается ли вам побеждать лень?

1. Ваня П.

Нет, не ленюсь

Да

2. Илья П.

Да, иногда бывает

Иногда

3. Даша Г.

Я не ленюсь

Да, удается

4. Эльвира А.

Да, иногда

Иногда, нет

5. Евгений Г.

Нет, не ленюсь

Да

6. Лиана Г.

Если хочу спать

Иногда

7. Кира Н.

Иногда бывает

Иногда

8. Тимур Ж.

Нет, не ленюсь

Да

9. Ангелина С.

Нет, я никогда не ленюсь

Да

10. Кирилл И.

Иногда бывает

Иногда

Далее прочитали еще одну сказку из сказок Малайи «Завтра и сегодня» (Приложение 5).

Затем провели беседу по ней.

Результаты следующие:

Ф.И. ребенка

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы откладывали на завтра то, что могли сделать сегодня

Представьте, что Кра и Раонг попросили вас помочь им построить шалаш. Расскажите, из каких материалов и как вы его строили

Если Кра и Раонг обратились к вам за советом, как перестать лениться, что вы им посоветовали бы?

Помогите этим сказочным героям составить такой распорядок дня, который позволит им успеть сделать за день много дел

1. Ваня П.

Нет

Построить из веток.

Просто не лениться.

Рано вставать.

2. Илья П.

Да

Построить из листьев.

Выполнять упражнения.

Рано ложиться спать.

3. Даша Г.

Нет

Из веток.

Не лениться.

Днем спать.

4. Эльвира А.

Да

Из прутиков.

Лениться нельзя.

Гулять на улице.

5. Евгений Г.

Нет

Из прутиков.

Нельзя лениться.

Нужно рано вставать.

6. Лиана Г.

Нет

Из дерева.

Каждый день нужно трудиться.

Во время нужно спать.

7. Кира Н.

Нет

Из веток.

Нужно каждый день трудиться.

Рано вставать.

8. Тимур Ж.

Да

Из прутиков.

Не лениться.

Вовремя нужно ложиться спать.

9. Ангелина С.

Нет

Из дерева.

Лениться нельзя.

Днем спать нужно.

10. Кирилл И.

Когда как

Из веток.

Нельзя лениться.

Нужно

ложиться рано спать.