Файл: Уроках русского языка по дисциплине Методики преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Естественное стремление преподавателя в полной мере реализовать выразительные возможности мультимедийных систем часто приводит к несоответствию направлений деятельности студентов.
С помощью эффективного, многогранного изложения учебного материала учитель успешно концентрирует свое внимание на средствах наглядности (пейзажная иллюстрация, экран монитора, проекционное изображение и др.).). При выполнении общеобразовательной задачи обогащения сенсорного опыта детей, расширения их кругозора никаких проблем не возникает. Однако, как правило, наглядные пособия используются в контексте совершенно иной педагогической задачи - не просто познакомить учащихся с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить закономерности, управляющие развитием процессов. В этом случае сосредоточение внимания на внешних, случайных, несущественных особенностях визуального материала только затрудняет выполнение дидактического задания.
Это означает, что наглядный материал теряет свою психолого-педагогическую функцию "служить опорой для внутренних действий, выполняемых ребенком под руководством учителя в процессе усвоения знаний"."Вместо того, чтобы" быть представителем изучаемого предмета", сам наглядный материал становится"непосредственным субъектом воспитательных действий ребенка". Возможность таких ошибок основана на непроизвольном смешении того, что реально осознается учащимися, с тем, что они должны осознавать в соответствии с определенной педагогической задачей. "С психологической точки зрения это центральный вопрос видимости."
В отличие от исследовательских моделей в образовательном процессе, именно роль наглядных пособий в решении актуальных педагогических задач должна основываться на выводах о необходимой степени их достоверности, функциональности, динамичности и всех тех параметрах, которые позволяют реализовать современные информационные средства для создания наглядности.
Итак, модель древовидной структуры должна соответствовать, в частности, удовлетворению потребности ребенка ориентироваться не столько в справочниках по ботанике, сколько в саду или в лесу. Нет необходимости создавать сложные спецэффекты высокого уровня "убеждения в адекватности" модели атома, придавая ей объект, если заранее хорошо известно, что эта модель (с цветными, мигающими, движущимися шариками) не верна даже в первом приближении, законна исключительно в области конкретных учебных задач.
Наряду с дидактическими задачами определенные ограничения на использование современных наглядных пособий накладываются и другими структурными компонентами педагогической системы: содержанием и методами обучения, особенностями восприятия учащимися окружающего мира.
Так, с помощью современных информационных средств преподаватель обладает всеми техническими возможностями для полной реализации принципа выразительности речи и письма за счет его цветовой насыщенности и графического разнообразия. Таблица 1
Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.
| 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
Р. п. | И | - | И |
Д. п. | Е | - | И |
П. п | Е | Е | И |
Такая запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись при выборе окончания - Е или - И: склонение и падеж. Работая с данной схемой при выполнении практических заданий, ученик поневоле запоминает её уже потому, что зрительная память детей этого возраста обычно неплохо развита. Предлагается для запоминания не формулировку правила, а предельно сжатую форму записи его, которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить её в виде орфографического предписания. В такой работе тренируется и логическая память, поскольку схема даёт теоретические сведения, обнажая логические связи между лингвистическими понятиями: склонение, падеж - буква в окончании.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Таблица 2
Слова с пол- и полу
Через дефис | | Слитно | |
Пол - л | пол-лимона | Остальные буквы | полчаса, полбанана |
Пол - гласная буква | пол-арбуза | Слова с полу | полуостров |
Пол - прописная буква | пол-Москвы | | |
Работая с диаграммой на уроке русского языка, вы должны учитывать этапы обучения, степень готовности учащихся к полноценному восприятию и анализу диаграммы, а также их способность самостоятельно составлять и записывать такую информацию, говорить на ней, расшифровывать незнакомую запись, оформленную в виде диаграммы, а также их способность и умение использовать ее в процессе анализа языка. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.
Прежде всего, использование графических средств должно показать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются незамеченными и непонятными. В то же время лучше всего придерживаться графической однородности в отличие от смешанных фактов письма, хотя схема может быть сформирована по-разному.
Второе требование-постараться использовать минимальное количество слов в схеме. Она должна в очень сжатой форме описывать языковую закономерность, имеющую неисчислимое количество проявлений в языке, с которыми сталкиваются учащиеся при анализе конкретных языковых фактов. Именно поэтому в схеме вполне уместно использовать те графические обозначения, к которым студент привык и которые он сразу же "расшифровывает" (конечный знак, суффикс, круг для обозначения однородных членов предложения и т. д.).). В этом случае, например, можно схематично дать правило о различении букв b и b на письме.
Диаграммы четко показывают связь между орфографическим правилом и морфемой, в которой находится орфограмма, поэтому такая запись направлена на морфемный анализ слова, на что и нужно обратить внимание при изучении этих правил.
Таким образом, схема учит детей использовать особый вид записи теоретического материала.
Использование мультимедийного оборудования позволяет сочетать голосовую, графическую, аудио-и видеоинформацию с помощью технических средств. Наиболее оптимальным и распространенным видом ИКТ на уроке можно считать использование слайд-презентаций. Их использование целесообразно на любом этапе урока, как с помощью компьютера и проекционного экрана, так и с помощью интерактивной доски "правый борт", например, для проведения вводной беседы, для закрепления материала или повторения его. Электронные доски позволяют сочетать классическую презентацию с возможностями высоких технологий: демонстрацией информации из интернета, видеомагнитофона, компьютера, DVD, флэш-памяти или фотоаппарата.
Использование интерактивной доски дает учителю ряд преимуществ на уроке:
вы можете полностью управлять любой компьютерной демонстрацией-отображать презентацию, репродукции картин, рисунки, диаграммы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивную анимацию, выделять важные точки цветными метками, работать с любыми компьютерными программами (например, решать весь класс кроссвордов, выполняемых в Excel, вводя ответы в ячейки прямо на экране).
вся работа, проделанная во время урока, со всеми заметками и заметками, сделанными на доске, может быть сохранена на компьютере для последующего просмотра и анализа, включая видеозаписи.
работая на доске электронным маркером наподобие мыши, вы можете быстро и четко показать тот или иной метод работы всему классу сразу.
благодаря ясности и интерактивности класс вовлекается в активную работу, обостряет восприятие, повышает концентрацию внимания, улучшает понимание и запоминание материала. Различные специальные эффекты, включенные в программное обеспечение интерактивной доски (например, масштабирование, увеличительное стекло, слепота), позволяют учащимся сосредоточить свое внимание на наиболее значимых частях урока.
при подготовке к уроку вам не обязательно использовать интерактивную доску.вам просто нужно иметь на своем компьютере то же программное обеспечение, что и для интерактивной доски. Это позволяет подготовить и отобрать необходимые материалы для урока на любом компьютере (например, дома).
вы можете применить ранее созданные презентации без каких-либо изменений или переработать их с помощью функций интерактивной доски, сохранив изменения в этом программном обеспечении.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В своде санитарно-гигиенических требований к наглядным пособиям и их формату можно особенно выделить такие требования, как:
1. Поля пособия, помимо наружного поля и пространства, заполненного иллюстрациями, не допускаются менее 1 см.
2. Если печать производится черной краской, интервал между оптической плотностью элементов изображения текста и материалом следует соблюдать не менее 0,7. При этом нельзя печать текст с размытыми или рваными штрихами знаков.
3. Не следует размещать текст на окрашенном фоне или сером, на областях иллюстраций с оптической плотностью более 0,3.
4. Не следует пользоваться шрифтами узкого начертания, если это не относится к заголовку.
5. Также не следует допускать:
• выворотку шрифта в областях основного или дополнительного текста с использованием цвета;
• выделение текста с помощью выворотки шрифта, если фон окрашен;
• окрашенный фон в областях, которые в рабочих тетрадях оставлены для письменного выполнения заданий;
• сочетание окрашенности как в плане красок, так и в плане фона, в области наглядных изображений,
• количество колонок более трех в области основного или дополнительного текста.
Пример использования наглядных пособий
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя (вступление).
– Ребята, я прошу вас обратить внимание на название сегодняшнего нашего урока. Предположите, пожалуйста, о чём мы сегодня будем беседовать..(Ответы детей)
– Сегодня я хочу вам рассказать лингвистическую сказку.
Старый ученый–языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов.
– Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного и наречия? – размышлял как-то ученый–садовник. – Только будет ли толк, они так далеки друг от друга?
Но сказано–сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные, не наречия, а особые части речи, у которых были признаки «папы» – глагола и «мамы» – прилагательного. У другой формы открылись признаки «папы» – глагола и «мамы» – наречия. Так и стали они работать за двоих и работают до сих пор.
– А как называется первая «гибридная» часть речи, вы узнаете, разгадав кроссворд.
III. Разгадывание кроссворда
Каждая группа получает карточку, отгадывает грамматическое явление и записывает в клеточки кроссворда, помещенного на доске. У каждой группы по два вопроса.
Вопросы I группе
-
Знак препинания в сложном бессоюзном предложении. -
Произношение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.
Вопросы II группе
-
Слова, различные по значению, но одинаковые или близкие по лексическому значению (в единственном числе). -
Часть речи, обозначающая признак предмета или принадлежность кому-либо (чему-либо).
Ответы к кроссворду:
1. Запятая. 2. Ударение. 3. Синоним. 4. Прилагательное.
5. Глагол. 6. Союз. 7. Двоеточие. 8.Тире. 9. Морфема.
– Как вы думаете, верно ли записано название части речи, которое получилось у нас в кроссворде? (Неверно).