Файл: Уроках русского языка по дисциплине Методики преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Подберите на позицию 4 любой термин или слово таким образом, чтобы название части речи в кроссворде звучало правильно. (Например, лексическое [значение] – 11 букв; разночтение – 11 букв и др. Для более точного подбора слова можно оставить это задание на дом, а на следующем уроке в классе провести конкурс «Кто больше?»)
IV. Грамматические признаки причастий.
– Итак, мы с вами выяснили, что часть речи, совмещающая в себе признаки прилагательного и глагола, называется причастием.
– Какие же конкретные грамматические признаки имеет причастие?
На этот вопрос вы должны будете ответить.
1. Работа с текстом.
На доске иллюстрация дерева (клена) и 2 варианта текста.
I вариант
Поющий клен
В серых осенних сумерках, в тот же час, запел старый полумертвый клен под окном. Десятки певчих птиц покачивались между редкими пожелтевшими листьями. В неподвижном, прохладном воздухе листья мягко покачивались в такт им. Голоса птиц разлетались переливчатыми трелями, но в результате получался единый гармоничный хор, где каждый голос вел свою собственную партию. Во дворе у кирпичной стены стоял клен. Пушистые серо-коричневые комки с желто-зелеными грудками походили на зеленые листья. Казалось, что клен расцвел. Поздно утром певчие птицы улетали, и клен замолкал, обнаженный и неподвижный. (Д. Гранин)
II вариант
Клен, который поет
В осенних сумерках, которые уже посерели, в тот же час Старый клен под окном, уже наполовину мертвый, запел. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались и пели десятки птиц. В неподвижном прохладном воздухе листья, слегка подрагивая, покачивались в такт музыке. Голоса птиц были разбросаны радужными трелями, но в результате получился гармоничный хор, слившийся воедино, где каждый голос вел свою собственную партию. Во дворе у кирпичной стены стоял клен. Мохнатые серо-коричневые комки с желто-зеленоватыми грудками были похожи на листья, которые становятся зелеными. Казалось, что клен расцвел. Утром, когда было уже поздно, пение птиц улетало, и клен замолкал, обнаженный и неподвижный. (Д. Гранин)
– Сравните два варианта текста. Какой из них вам больше нравится? Почему он кажется вам лучше?
– Каковы недостатки второго варианта текста?
– Чем были заменены конструкции со словом «который»?
– Выписать из текста данные выражения:
Птицы, которые поют – поющие (какие?) птицы.
Поющие образовано от глагола настоящего времени поют
при помощи суффикса –ющ-.
Птицы (что делающие? какие?) поющие.
– Что обозначает это слово? (Признак, но и действие – признак по действию).
– Это грамматическое значение причастия. Дайте полное определение причастию.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
Запись в опорный конспект грамматических признаков причастия.
V. Работа над определением морфологических признаков причастия (составление опорного конспекта).
1. Нахождение в 1-м варианте текста причастий
(словосочетаний «существительное+причастие»).
Определение суффиксов причастий (устно).
Запись их в опорный конспект:
-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -нн-,
-ем-, -им-; -енн-
Суффиксы – яркий морфемный признак причастий.
2. Работа по группам.
Задача учеников первой группы определить морфологические признаки причастий, заимствованные от прилагательных, а учеников второй и третьей групп – определить заимствованные от глаголов (II группа – анализирует первую половину текста «Поющий клен» (4 предложения), а III группа – вторую половину текста (5–8 предложения).
Например:
I группа:
Клен (какой?) поющий – причастие ед.ч., м.р., И.п.;
Сумерках (каких) сереющих – мн.ч., П.п.
II группа:
Клен (какой?) засохший – причастие невозвратное, совершенного вида, прошедшего времени, действительное.
Листьями (какими?) пожелтевшими – причастие совершен-ного вида, невозвратное, прошедшего времени, действительное.
III группа:
Листья (какие?) зеленеющие – причастие несовершенного вида, настоящего времени, действительное.
Утром (каким?) запоздавшим – причастие совершенного вида, невозвратное, прошедшего времени, действительное.
После окончания работы ученик из I группы зачитывает причастие и указывает его морфологические признаки от прилагательного, продолжает ученик из II (или III) группы, который зачитывает морфологические признаки того же причастия от глагола.
– Чем отличаются суффиксы причастий прошедшего времени?
– Каковы суффиксы страдательных причастий? Назовите их.
3. Обобщение. Заполнение опорного конспекта (на доске и в тетрадях).
В итоге совместной работы групп опорный конспект должен иметь следующий вид:
Причастие
1. Грамматические признаки:
– признак предмета по действию;
– самостоятельная часть речи;
– какой? (что делающий?).
2. Морфологические признаки:
от прилагательного:
– число (ед. и мн.);
– род (м., ж., ср.) в ед.ч.;
– падеж (И., Р., Д., В., Т., П.)
от глагола:
– вид (совершенный, несовершенный);
– возвратность (-сь, -ся);
– время (настоящее, прошедшее);
– наклонение (действительное или
страдательное)
3. Синтаксические признаки:
– сказуемое (краткое причастие);
– определение согласованное.
VI. Словообразование действительных причастий.
Игра «Кто быстрее?» (используется интерактивная доска)
– Скажите, от какой части речи образуется причастие? (От глагола, при помощи определенных суффиксов).
– Сейчас вы попробуете образовать действительные причастия от глаголов, данных в карточке. (Работа с первой половиной карточки).
Дети работают по группам, у каждой группы своя карточка с глаголами, от которых нужно образовать действительные и страдательные причастия.
Карточка первой группе
I. Исправляют ошибки; решают задачу, плавают в реке,
любят кошек, лечат животных.
II. Мариновать грибы, прочитать книгу, разбить чашку,
распилить бревно, хранить подарок.
Карточка второй группе
I. Несут груз; отправляют посылку, толкают тележку,
растворяют окно, стоят на часах (на посту).
II. Построить дом, вспахать поле, нарисовать картину,
смазать механизм, забросить мяч.
Учащиеся обобщают то, что узнали об образовании действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем временах по схемам:
Действительные причастия
а) Настоящее время: основа наст.вр.+ -ащ (-ящ), -ущ (-ющ)
б) Прошедшее время: основа инфинитива+ -вш (-ш)
Страдательные причастия
а) Настоящее время: основа наст.вр.+ -ем (-ом), -им.
б) Прошедшее время: основа инфинитива + -енн -нн, -т.
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание:
А) Работать с опорным конспектом (составить по нему рассказ).
Б) Составить карточку с десятью предложениями, используя 5 действительных и 5 страдательных причастий.
В) Самостоятельно проанализировать статью о краткой форме причастий, подобрать 3 примера по данной теме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принцип наглядности является основной отправной точкой дидактики, определяющей направление работы с наглядным материалом, предусматривающей его обязательное использование в учебном процессе. Наглядные пособия используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности студентов по приобретению знаний и развитию навыков, при контроле усвоения материала и в других видах деятельности как преподавателя, так и студентов. Однако неоправданное, произвольное и чрезмерное использование визуализации на занятиях также может иметь негативные последствия.
При использовании наглядных пособий нужно непременно соблюдать ряд условий, которые мы разберём:
1) применяемая наглядность должна соответствовать возрастным, психофизическим особенностям обучающихся.
2) наглядность должна использоваться в меру и проявляться постепенно и только в соответствующий момент урока.
3) при отображении иллюстраций необходимо четко выделить главное существенное.
4) детально продумать управление восприятием студентами учебного пособия (пропуск пояснений, выделение главного, комментирование и др.).).
5) отображаемая видимость должна быть точно выровнена с содержанием материала.
6) вовлекать самих учащихся в поиск и анализ нужной информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
7) необходимо рационально сочетать различные формы и методы коммуникации учебного материала и воспитательной работы учащихся, учитывая содержание и специфику наглядных пособий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
В.А. Артемов Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артемов - М.: Просвещение, 2008 -
В.И. Загвязинский Педагогическое творчество учителя. [Текст] / В.И. Загвязинский - М., 2007. -
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008. -
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. - М.: ВАКО, 2006. - 224с. -
Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. - М, 2001. -
Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006. -
Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб, 2002. -
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. — 12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 111 с. -
https://www.bestreferat.ru/referat-188079.html
Курсовая работа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки.
«___» _____________ 20___ г.
_____________ _Солохина Наталья Владимировна____
(подпись) (Фамилия, Имя, Отчество)