Файл: Уроках русского языка по дисциплине Методики преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– Подберите на позицию 4 любой термин или слово таким образом, чтобы название части речи в кроссворде звучало правильно. (Например, лексическое [значение] – 11 букв; разночтение – 11 букв и др. Для более точного подбора слова можно оставить это задание на дом, а на следующем уроке в классе провести конкурс «Кто больше?»)

IV. Грамматические признаки причастий.

– Итак, мы с вами выяснили, что часть речи, совмещающая в себе признаки прилагательного и глагола, называется причастием.

– Какие же конкретные грамматические признаки имеет причастие?

На этот вопрос вы должны будете ответить.

1. Работа с текстом.

На доске иллюстрация дерева (клена) и 2 варианта текста.

I вариант

Поющий клен

В серых осенних сумерках, в тот же час, запел старый полумертвый клен под окном. Десятки певчих птиц покачивались между редкими пожелтевшими листьями. В неподвижном, прохладном воздухе листья мягко покачивались в такт им. Голоса птиц разлетались переливчатыми трелями, но в результате получался единый гармоничный хор, где каждый голос вел свою собственную партию. Во дворе у кирпичной стены стоял клен. Пушистые серо-коричневые комки с желто-зелеными грудками походили на зеленые листья. Казалось, что клен расцвел. Поздно утром певчие птицы улетали, и клен замолкал, обнаженный и неподвижный. (Д. Гранин)

II вариант

Клен, который поет

В осенних сумерках, которые уже посерели, в тот же час Старый клен под окном, уже наполовину мертвый, запел. Между редкими пожелтевшими листьями покачивались и пели десятки птиц. В неподвижном прохладном воздухе листья, слегка подрагивая, покачивались в такт музыке. Голоса птиц были разбросаны радужными трелями, но в результате получился гармоничный хор, слившийся воедино, где каждый голос вел свою собственную партию. Во дворе у кирпичной стены стоял клен. Мохнатые серо-коричневые комки с желто-зеленоватыми грудками были похожи на листья, которые становятся зелеными. Казалось, что клен расцвел. Утром, когда было уже поздно, пение птиц улетало, и клен замолкал, обнаженный и неподвижный. (Д. Гранин)

– Сравните два варианта текста. Какой из них вам больше нравится? Почему он кажется вам лучше?

– Каковы недостатки второго варианта текста?

– Чем были заменены конструкции со словом «который»?

– Выписать из текста данные выражения:


Птицы, которые поют – поющие (какие?) птицы.

Поющие образовано от глагола настоящего времени поют

при помощи суффикса –ющ-.

Птицы (что делающие? какие?) поющие.

– Что обозначает это слово? (Признак, но и действие – признак по действию).

– Это грамматическое значение причастия. Дайте полное определение причастию.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Запись в опорный конспект грамматических признаков причастия.

V. Работа над определением морфологических признаков причастия (составление опорного конспекта).

1. Нахождение в 1-м варианте текста причастий

(словосочетаний «существительное+причастие»).

Определение суффиксов причастий (устно).

Запись их в опорный конспект:

-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -нн-,

-ем-, -им-; -енн-

Суффиксы – яркий морфемный признак причастий.

2. Работа по группам.

Задача учеников первой группы определить морфологические признаки причастий, заимствованные от прилагательных, а учеников второй и третьей групп – определить заимствованные от глаголов (II группа – анализирует первую половину текста «Поющий клен» (4 предложения), а III группа – вторую половину текста (5–8 предложения).

Например:

I группа:

Клен (какой?) поющий – причастие ед.ч., м.р., И.п.;

Сумерках (каких) сереющих – мн.ч., П.п.

II группа:

Клен (какой?) засохший – причастие невозвратное, совершенного вида, прошедшего времени, действительное.

Листьями (какими?) пожелтевшими – причастие совершен-ного вида, невозвратное, прошедшего времени, действительное.

III группа:

Листья (какие?) зеленеющие – причастие несовершенного вида, настоящего времени, действительное.

Утром (каким?) запоздавшим – причастие совершенного вида, невозвратное, прошедшего времени, действительное.

После окончания работы ученик из I группы зачитывает причастие и указывает его морфологические признаки от прилагательного, продолжает ученик из II (или III) группы, который зачитывает морфологические признаки того же причастия от глагола.

– Чем отличаются суффиксы причастий прошедшего времени?

– Каковы суффиксы страдательных причастий? Назовите их.

3. Обобщение. Заполнение опорного конспекта (на доске и в тетрадях).

В итоге совместной работы групп опорный конспект должен иметь следующий вид:

Причастие

1. Грамматические признаки:

– признак предмета по действию;



– самостоятельная часть речи;

– какой? (что делающий?).

2. Морфологические признаки:

от прилагательного:

– число (ед. и мн.);

– род (м., ж., ср.) в ед.ч.;

– падеж (И., Р., Д., В., Т., П.)

от глагола:

– вид (совершенный, несовершенный);

– возвратность (-сь, -ся);

– время (настоящее, прошедшее);

– наклонение (действительное или

страдательное)

3. Синтаксические признаки:

– сказуемое (краткое причастие);

– определение согласованное.

VI. Словообразование действительных причастий.

Игра «Кто быстрее?» (используется интерактивная доска)

– Скажите, от какой части речи образуется причастие? (От глагола, при помощи определенных суффиксов).

– Сейчас вы попробуете образовать действительные причастия от глаголов, данных в карточке. (Работа с первой половиной карточки).

Дети работают по группам, у каждой группы своя карточка с глаголами, от которых нужно образовать действительные  и страдательные  причастия.

Карточка первой группе

I. Исправляют ошибки; решают задачу, плавают в реке,

любят кошек, лечат животных.

II. Мариновать грибы, прочитать книгу, разбить чашку,

распилить бревно, хранить подарок.

Карточка второй группе

I. Несут груз; отправляют посылку, толкают тележку,

растворяют окно, стоят на часах (на посту).

II. Построить дом, вспахать поле, нарисовать картину,

смазать механизм, забросить мяч.

Учащиеся обобщают то, что узнали об образовании действительных и страдательных причастий в настоящем и прошедшем временах по схемам:

Действительные причастия

а) Настоящее время: основа наст.вр.+ -ащ (-ящ), -ущ (-ющ)

б) Прошедшее время: основа инфинитива+ -вш (-ш)

Страдательные причастия

а) Настоящее время: основа наст.вр.+ -ем (-ом), -им.

б) Прошедшее время: основа инфинитива + -енн -нн, -т.

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание:

А) Работать с опорным конспектом (составить по нему рассказ).

Б) Составить карточку с десятью предложениями, используя 5 действительных и 5 страдательных причастий.

В) Самостоятельно проанализировать статью о краткой форме причастий, подобрать 3 примера по данной теме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принцип наглядности является основной отправной точкой дидактики, определяющей направление работы с наглядным материалом, предусматривающей его обязательное использование в учебном процессе. Наглядные пособия используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности студентов по приобретению знаний и развитию навыков, при контроле усвоения материала и в других видах деятельности как преподавателя, так и студентов. Однако неоправданное, произвольное и чрезмерное использование визуализации на занятиях также может иметь негативные последствия.


При использовании наглядных пособий нужно непременно соблюдать ряд условий, которые мы разберём:

1) применяемая наглядность должна соответствовать возрастным, психофизическим особенностям обучающихся.

2) наглядность должна использоваться в меру и проявляться постепенно и только в соответствующий момент урока.

3) при отображении иллюстраций необходимо четко выделить главное существенное.

4) детально продумать управление восприятием студентами учебного пособия (пропуск пояснений, выделение главного, комментирование и др.).).

5) отображаемая видимость должна быть точно выровнена с содержанием материала.

6) вовлекать самих учащихся в поиск и анализ нужной информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

7) необходимо рационально сочетать различные формы и методы коммуникации учебного материала и воспитательной работы учащихся, учитывая содержание и специфику наглядных пособий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. В.А. Артемов Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артемов - М.: Просвещение, 2008

  2. В.И. Загвязинский Педагогическое творчество учителя. [Текст] / В.И. Загвязинский - М., 2007.

  3. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. - М.: ВАКО, 2006. - 224с.

  5. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. - М, 2001.

  6. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006.

  7. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб, 2002.

  8. МТБарановТАЛадыженская, Н. М. Шанский и др. — 12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 111 с.

  9. https://www.bestreferat.ru/referat-188079.html


Курсовая работа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки.
«___» _____________ 20___ г.
_____________ _Солохина Наталья Владимировна____

(подпись) (Фамилия, Имя, Отчество)