Файл: Понятие и классификация преступлений против мира и безопасности человечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Геноцид как международное преступление

Геноцид – это международное преступление. Понятие злодеяния «геноцид» есть в различных международно-правовых актах. Но оно значительно отличается по своим характеристикам, от понятия геноцида, как поголовной ликвидации людей.

Рафаэля Лемкина – польского юриста во всем мире признают прародителе этого понятия, которое впервые появилось в его научном трактате под названием «Ось правит в оккупированной Европе». Автор даже посвятил одну главу именно для разработки этого нового, но очень важного и своевременного понятия. В его книге понятие злодеяния «геноцид» означает не что иное, как ликвидация целой нации или этнической группы и образовано оно от двух греческо-латинских слов, в частности от genos (греч.): род, племя и caedere (лат.): убивать.

Лемкин в своем научном трактате указывает на три разные формы ликвидации человечества, в том числе выделяя физическую ликвидацию населения, биологическую ликвидацию населения путем порождения условий, которые спроектированы на устранение деторождения в сфере такой группы, и ликвидацию интеллектуальной и культурной жизни населения.

Необходимость обусловить данное понятие и санкционировать действия, которые направлены на тотальную ликвидацию населения, породили всем известные события второй мировой войны. Но, к большому сожалению, «геноцид» не стал одним из тех злодеяний, которые вошли в правомочность международных военных трибуналов. Так как во время Нюрнбергского и Токийского процессов геноцид не являлся международным злодеянием в связи с тем, что не было нормативной кодификации. Безжалостные действия, которые были произведены по отношению к евреям и которые входили бы на сегодняшний день в состав геноцида, оказались под определением военных преступлений или злодеяний против человечности исходя из обстоятельств их совершения.

Таким образом, у геноцида появился статус международного злодеяния19 в 1946 году в распоряжении Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 11 декабря 1946 года № 96 (I) под названием «Преступление геноцида». Лемкин также участвовал в 1948 году в принятии Конвенции, которая на официальном уровне провозгласила геноцид международным злодеяние и утвердила меры наказания за него. А также определила злодеяние геноцид как действия, которые совершаются с прямым замыслом ликвидировать, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозному группу как таковую: а) убийство членов такой группы; б) нанесение опасных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; в) предумышленный акт создания для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное её уничтожение; г) меры, которые хорошо продуманы для
недопущения деторождения в такой группе; д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Определение злодеяния геноцида на международном уровне не изменялось на протяжении времени. То, что определение геноцида не было значимо изменено — это не факт, что оно есть идеальное и не вызывает никаких проблем или сложностей при его толковании. Есть три основных элемента, которые складывают состав определения злодеяния геноцида, а именно actus reus, разрешенные действия и mens rea. Actus reus геноцида состоит в том, что он производится только в отношении определенной Конвенцией группы. Здесь, особыми выступают не субъекты, а жертвы (потерпевшие) злодеяния, над которыми совершаются жестокие действия, указанные в ст. 2 Конвенции о предупреждении злодеяния геноцида и наказании за него в силу того, что они принадлежат к одной из групп, охраняемых данной Конвенцией.

Таким образом, в деле прокурора против Жан-Поль Акайесу Международный Трибунал по Руанде доказал, что при выполнении злодеяния геноцида жертва избрана не из-за его личности, а по его национальной, этнической, расовой или религиозной принадлежности.

Исходя из мысли Конвенции 1948 года20, следует, что она охраняет всего лишь 4 группы, в том числе национальную группу, этническую группу, расовую группу и религиозную группу. Однако, Конвенция 1948 года только лишь опознает эти группы, не определяя их. Этот пробел до сих пор вызывает дискуссию при толковании определения геноцида и серьезную проблему в понимании того, что представляет собой каждая из этих групп, какие признаки необходимы для отнесения той или иной группы к категориям групп, которые обозначены Конвенцией 1948 года. Если сама Конвенция особо не дает определение каждой из опознанных групп, то судебная практика как-то пыталась восполнить этот пробел.

Таким образом, МТР для того, чтобы ответить на главный вопрос был ли совершен геноцид в Руанде, должен был определить, какая группа была тогда ликвидирована и определить признак, который допускает возможность отнести то или иное объединение людей к определенной опознанной группе. Отвечая на эти вопросы Трибунал указал на различие между «стабильными группами» и «двигающимися группами». Стабильные группы – это группа людей, к которой человек принадлежит по самому факту рождения и на постоянной основе. Двигающиеся группы – это те группы, к которым человек в течение жизни примыкает по своей воли (такие как политические, экономические группы и др.). Таким образом, трибунал сделал важный вывод, что Конвенция 1948 года охраняет лишь стабильные группы. В следующих параграфах (с 512 по 515 пар.) трибунал определяет каждую опознанную Конвенцией группу.



Национальная группа – это группировка людей, которые делят между собой юридическую связь, основанную на общем гражданстве, взаимных правах и обязанностях. Этническая группа – это группа, члены которой говорят на общем языке и разделяют общую культуру. Расовая группа – это группа людей, у которых есть схожесть физических признаков из-за их принадлежности к определенной географической территории, в независимости от языковых, культурных, национальных или религиозных факторов. Религиозная группа – это группа людей, собранных вместе для совместного исповедания, распространения веры и поклонения.

Последний элемент состава злодеяния геноцида — это его mens rea, которое является совокупным и решающим элементом злодеяния геноцида. Он помогает отличать геноцид от других международных злодеяний, от злодеяний против человечности, например, также от иных злодеяний внутреннего уголовного права, возможно, Mens rea может иметь место с момента, когда преступник намеривался совершить действия, перечисленные в статье 2 Конвенции 1948 г против одной из защищенных групп. Другими словами, для того, чтобы определить умысел совершить геноцид нам достаточно лишь желание совершить одно из запрещенных действий в отношении одной из опознанных групп, когда лицо осознает, что оно нарушает закон (dolus generalis). Другое положение требует, чтобы лицо совершило одно из запрещенных действий с ярким намерением ликвидировать одну из защищенных групп (полностью или частично). Сложность определения dolus generalis заключается в том, что геноцидный умысел не всегда выражается злодеем. Помимо dolus generalis, геноцид также характеризуется и специальным умыслом полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как токовую (dolus specialis).

Dolus specialis геноцида требует наличие 2 определенных сводных условия: изначально у лица должно появиться намерение «уничтожить», затем лицо должно нацелить «целую или часть» защищенной группы населения. Нужно отметить, что именно dolus является тем решающим элементом, который дает возможность говорить о наличии или отсутствии геноцида, так как если такое намерение не установлено, тогда наказание за геноцид не может наступать.

Если анализировать данный состав, равняясь на российскую теорию уголовного права, то родовой объект злодеяния геноцида – это общественные отношения, которые гарантируют мир и безопасность человечества, а непосредственный объект – это общественные отношения, которые гарантируют безопасные условия существования охраняемой группы, по отношению к которой совершаются запрещенные Конвенцией действия. Объективная сторона – это совершение хотя бы одного из запрещенных Конвенцией действия. Субъект – это вменяемое лицо, которое уже достигло возраста уголовной ответственности. Субъективная сторона – это намерение (умысел) полностью или частично ликвидировать такую группу.


В результате проведенного анализа очень важно понять, что по смыслу договорного определения геноцида массово ликвидировать любую группу населения недостаточно для квалификации такого поведения как злодеяние геноцида, для этого лицо должно совершить одно из обозначенных Конвенцией запрещенных действий в отношении одной из опознанных групп населения (национальная, этническая, расовая или религиозная), имея при этом умысел «полностью или частично» ликвидировать такую группу.

Однако, события последних веков показали, что массово ликвидировать можно и иные группы помимо четырех групп, опознанных Конвенцией 1948 года, ровно также как и можно совершить массовые ликвидации населения путем принятия иных мер или создания иных условий, или совершения иных действий, которых нет в Конвенции 1948 года.

В связи со сложностями, которые появляются при толковании положений Конвенции 1948 года, в основном при толковании самого определения геноцида, некоторые государства, такие как Франция, Германия, Польша, Эстония и др. пытались более расширить определение геноцида в своем национальном законодательстве.

Однако, не все государства пошли по пути расширения договорного определения злодеяния геноцида. Статья 357 уголовного кодекса Российской Федерации, например, также как и статья 442 уголовного кодекса Украины повторяют без существенных изменений определение геноцида, которое дано в Конвенции 1948 года.

Таким образом, понятие злодеяния геноцида, являющееся одним из международных злодеяний, получило нормативное закрепление на международном уровне только в 1948 году несмотря на давность разработки данного понятия, означающего уничтожение людей по признаку их принадлежности к определенной группе. Однако, данное определение совсем не соответствует полностью той концепции, которая была изначально разработана при создании понятия геноцида. Это понятие стало более узким, так как международное сообщество вообще отказалось от культурного геноцида и других форм геноцида. Также есть существенная неопределенность относительно определения опознанных групп. Конвенция опознает только 4 группы, которые могут быть потерпевшими от преступления геноцида, однако она не определяет эти группы, не устанавливает признаки, которые помогут отнести то или иное объединение к определенной категории опознанных групп, и данная неопределенность заставляет обратиться к судебной практике.


В результате проведенного анализа можно сделать выводу, что определение геноцида на международном уровне необходимо значительно расширить, так как практика показала, что действия, которые перечислены в Конвенции, могут совершаться не только по отношению к опознанным группам. Данная необходимость вызвана страшными событиями последних веков, в том числе в Армении, в Тибете, на Шри Ланке, в Канаде и то, что происходит в 21 веке в Китае по отношению к уйгурам. Эти действия показали, что культурный уровень геноцида, который разработал Лемкин, является несомненно актуальным, что и физический и биологический уровни. Также атомные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки, служат наглядным подтверждением того, что помимо 3 уровней геноцида (физический, биологический и культурный) могут существовать и другие уровни, в том числе экологический, который заключается в создании экологических условий, направленных на массовое уничтожение населения и создание экологической катастрофы, которая мешает деторождению в определенной группе людей. Помимо расширения круга потерпевших от злодеяния геноцида Конвенция должна также характеризовать каждую опознанную группу, перечисляя признаки, которые помогут отнести определенное объединение людей к опознанным группам.

На данном этапе развития международного права расширение понятия геноцида для устранения уже допущенных пробелов возможно различными способами. В их числе может быть пересмотр или внесение поправок в Конвенцию о предупреждении злодеяния геноцида и наказании за него, путем принятия нового международного договора, который станет наряду с Конвенцией 1948 г. источником злодеяния геноцида или принятия протокола к Конвенции 1948 г, или же путем принятия международного уголовного кодекса.


Глава 4. Понятие экоцида: меры ответственности и особенности квалификации

Понятие «экоцид» довольно прочно входит в обиход юридической практики. Ведь на сегодняшний день это значимо актуальное явление. В общем виде, экоцид – это действия по масштабной ликвидации природы, которые несут за собой значительную эволюцию экологической обстановки. Стоит проанализировать данное явление исходя из норм международного и российского права.

Согласно ст. 358 УК России «Экоцид»: «Массовая ликвидация растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также иные действия, которые могут повлечь экологическую катастрофу, – которые наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет»