Файл: Э. А. мАркАрьян, Г. П. ГерАсименко, с. Э. мАркАрьян экономический анализ хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.А. мАркАрьян, Г.П. ГерАсименко, с.Э. мАркАрьян
экономический анализ
хозяйственной
деятельности
Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям
«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
«Налоги и налогообложение»
Второе издание, переработанное и дополненное
Б А К А Л А В Р И А Т
кнорУс

москВА

2015

УДК 338(075.8)
ББК 65.053я73
М26
Рецензенты:
М.В. Мельник, проф. кафедры экономического анализа и аудита Финансового университета при Правительстве РФ, д-р экон. наук,
В.И. Ткач, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» Ростовского государственного строительного университета, заслуженный экономист Россий- ской Федерации, д-р экон. наук, проф.,
Е.П. Шумилин, проф. кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и прогно- зирования» Ростовского государственного экономического университета, канд. экон. наук
Маркарьян Э.А.
М26 Экономический анализ хозяйственной деятельно сти : учебное по- собие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2015. — 534 с.
ISBN 978-5-406-04022-5
Состоит из трех разделов, которые отражают системный подход к анализу хозяй- ственно-финансовой деятельно сти коммерческих организаций.
В первом разделе излагается методика проведения анализа объ ема и себестои- мости продукции предприятия. Приводятся способы оценки и факторного анализа материальных и трудовых ресурсов, дается комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности. Во втором разделе исследуются вопросы формирования и анализа финансовых результа тов, финансового состояния и деловой активности предприятия. Обобщены современные методики оценки и факторного анализа прибыли и рентабельности продукции, активов, капитала. Рассматриваются состав и структура имущества, источники его финансирования; показатели финансовой устойчивости; платежеспособности и ликвидности; методы финансового прогнозирова- ния и анализа деловой активности. Третий раздел содержит изложение методики оцен- ки эффективности инвестиционных проектов, оптимальной структуры источников финансирования капиталовложений, инвестиционной чувствительности в условиях инфляции и риска. В доступной форме излагается методика оценки эффективности финансовых инвестиций.
Для студентов экономических специальностей.
УДК 338(075.8)
ББК 65.053я73
Маркарьян Эдуард Арамович, Герасименко Галина Петровна,
Маркарьян Сергей Эдуардович
ЭКоноМИчЕсКИй АнАлИз хозяйсТВЕнной ДЕяТЕльносТИ
Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 16604 от 07.07.2014.
Изд. № 6012. Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgС».
Печать офсетная. Усл. печ. л. 33,5. Уч.-изд. л. 23,8.
Тираж 200 экз. Заказ № 7351.
ООО «Издательство «КноРус».
117218, г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2.
Тел.: 8-495-741-46-28.
Email: office@knorus.ru http://www.knorus.ru
Отпечатано в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати».
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.
© Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П.,
Маркарьян С.Э., 2015
ISBN 978-5-406-04022-5
© ООО «Издательство «КноРус», 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
........................................................................................................................................ 7
РАЗДЕЛ I
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Глава 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОТГРУЗКИ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) .............................................................. 10 1.1. Значение и задачи анализа производства и отгрузки продукции (работ, услуг) .......................................................... 10 1.2. Общая характеристика динамики и выполнения плана производства и отгрузки продукции .............................................. 11 1.3. Анализ ассортимента и структуры продукции ........................................ 14 1.4. Анализ качества продукции (работ, услуг) ............................................... 18 1.5. Анализ ритмичности производства продукции ...................................... 28 1.6. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации товаров, продукции, работ, услуг ...................................... 33
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВА ............................................................................................. 38
Глава 3. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ................................................................................ 44
Глава 4. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (СРЕДСТВ) ..................................................... 66
Глава 5. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ .......................... 101
Глава 6. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ) .............................................................................................. 122 6.1. Значение, задачи и источники информации для анализа ................. 122 6.2. Анализ затрат на 1 руб. объема продукции (работ, услуг) ............... 126 6.3. Анализ затрат на производство по элементам ....................................... 132 6.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
по статьям затрат ................................................................................................ 134

6.4.1. Анализ материальных затрат в себестоимости продукции (работ, услуг) ............................................. 139 6.4.2. Анализ расходов на оплату труда .................................................... 146 6.4.3. Анализ расходов на подготовку и освоение производства ........................................................................................................ 156 6.4.4. Анализ расходов на обслуживание производства и управление ........................................................................... 158 6.4.5. Анализ коммерческих расходов ....................................................... 167 6.4.6. Анализ потерь от брака ........................................................................ 168 6.5. Анализ затрат с целью управления безубыточностью производства ................................................................... 170 6.6. Анализ себестоимости важнейших видов изделий ...................................................................................................... 188 6.7. Выявление резервов снижения себестоимости продукции ............. 192
Глава 7. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ .............................................................................................. 193
Глава 8. МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО=СТОИМОСТНОГО
АНАЛИЗА ............................................................................................................ 199 8.1. Сущность и задачи функционально(стоимостного анализа ............ 199 8.2. Принципы организации функционально(стоимостного анализа .................................................................................................................... 203 8.3. Последовательность проведения функционально(стоимостного анализа .................................................... 205 8.4. Функционально(стоимостный анализ в решении организационно(производственных задач .............................................. 211
РАЗДЕЛ II
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Глава 1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ .................................... 218 1.1. Общая оценка динамики прибыли ............................................................. 218 1.2. Факторный анализ прибыли от продаж ................................................... 223 1.3. Анализ финансовых результатов от прочей реализации,
финансовой деятельности и внереализационных операций ........... 239 1.4. Анализ распределения и использования прибыли .............................. 242 1.5. Методика оптимизации прибыли (предельный анализ) .................. 245 1.6. Анализ показателей рентабельности ......................................................... 252 1.7. Оценка финансового левериджа (рычага) .............................................. 279
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ...................................... 287 2.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа. Характеристика баланса ..................................... 287 2.2. Общая оценка динамики состава и структуры имущества предприятия (актив баланса) ....................................................................... 293 2.3. Анализ динамики наличия, структуры и использования внеоборотных активов ..................................................................................... 300
4
ОГЛАВЛЕНИЕ


2.4. Анализ динамики наличия, структуры и использования оборотных активов ............................................................................................ 310 2.4.1. Анализ состояния запасов и затрат ................................................ 315 2.4.2. Анализ состояния расчетов с дебиторами ................................... 323 2.4.3. Анализ движения денежных средств ............................................. 329 2.5. Общая оценка динамики состава и структуры источников финансовых ресурсов (пассив баланса) ................................................... 340 2.5.1. Анализ движения собственного капитала .................................... 343 2.5.2. Анализ движения заемного капитала ............................................ 346 2.5.3. Анализ привлечения дополнительных источников финансовых ресурсов и их использования ............................................. 351 2.5.4. Анализ наличия и динамики собственного оборотного капитала ......................................................................................... 356 2.5.5. Цена собственного и заемного капитала ...................................... 360 2.6. Анализ финансовой устойчивости ............................................................. 367 2.6.1. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости ........................................................................................................ 367 2.6.2. Относительные показатели финансовой устойчивости.
Методика анализа .............................................................................................. 371 2.7. Анализ платежеспособности и ликвидности ......................................... 381 2.8. Финансовое прогнозирование ...................................................................... 399
Глава 3. АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ .................................................. 410 3.1. Основные критерии .......................................................................................... 410 3.2. Анализ эффективности использования ресурсов ................................ 411 3.3. Анализ устойчивости экономического роста ......................................... 422
РАЗДЕЛ III
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО
ИНВЕСТИРОВАНИЯ ................................................................................... 430
Глава 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОЛГОСРОЧНЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ И ИСТОЧНИКОВ
ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ........................................................................ 433
Глава 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ (РЕАЛЬНЫХ)
ИНВЕСТИЦИЙ ................................................................................................. 439 3.1. Основные критерии .......................................................................................... 439 3.2. Метод чистой современной стоимости ..................................................... 464 3.3. Индекс рентабельности и коэффициент эффективности инвестиций ............................................................................................................ 472 3.4. Внутренняя норма доходности .................................................................... 475 3.5. Определение срока окупаемости инвестиций ....................................... 480 3.6. Анализ альтернативных проектов .............................................................. 487
ОГЛАВЛЕНИЕ
5


Глава 4. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ .................................................................... 489
Глава 5. ПРИРОДА РИСКА И ПОКАЗАТЕЛИ
ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ .......................................................................................... 492
Глава 6. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
В УСЛОВИЯХ РИСКА ................................................................................. 498
Глава 7. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ .................................... 512 7.1. Сущность ценных бумаг. Задачи и информация для анализа ........................................................................................................... 512 7.2. Анализ эффективности финансовых инвестиций ............................... 515
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................................... 524
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................................. 532
6
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ВВЕДЕНИЕ
В современном российском стандарте высшего образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» наряду с дру(
гими аналитическими дисциплинами представлена дисциплина «Эко(
номический анализ хозяйственной деятельности», понимаемая как эко(
номический управленческий анализ. Однако авторы настоящего пособия сочли необходимым и возможным изложить методику не толь(
ко производственного (управленческого) анализа, но и финансового,
включающего инвестиционный анализ. Такой подход к структуре пред(
ставленного издания обусловлен тем, что в условиях рыночных отно(
шений прибыль рассматривается как заработанный чистый доход с уче(
том полного использования всего комплекса производственных ресурсов. Поэтому пособие состоит из трех взаимосвязанных разде(
лов, которые отражают системный подход к анализу хозяйственной деятельности коммерческих организаций.
В первом разделе в соответствии с программой курса излагаются особенности содержания и методики проведения анализа важнейших показателей объема выпуска и продаж продукции, ее себестоимости,
факторного анализа и подсчета резервов разными аналитическими спо(
собами и приемами, используемыми в отечественной и мировой учет(
но(аналитической практике.
Для успешного ведения хозяйственной деятельности необходимо изучение финансовой отчетности контрагентов для оценки их эконо(
мических результатов, финансовой устойчивости, платежеспособнос(
ти и инвестиционной привлекательности. Во втором разделе книги обобщены современные методики финансового анализа. Приводятся способы оценки и факторного анализа прибыли и рентабельности про(
дукции, активов, капитала; финансового состояния и прогнозирова(
ния, а также деловой активности предприятия.
Изучение третьего раздела учебного пособия позволяет овладеть методикой оценки эффективности производственных и финансовых инвестиций в условиях инфляции и риска, оптимальной структуры источников финансирования долгосрочных инвестиций.


РАЗДЕЛ I
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ

ГЛАВА 1
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОТГРУЗКИ
ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
1.1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА
И ОТГРУЗКИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
Сущность производственной деятельности состоит в создании материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Промышленное производство призвано обес(
печить экономику страны и население средствами производства и пред(
метами потребления. Выпуск продукции для удовлетворения опре(
деленной общественной потребности — основное назначение предприятия. Однако предприятие должно производить только те виды продукции и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повыше(
ние ее качества непосредственно влияют на величину издержек, при(
быль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ выпуска продук(
ции имеет важное значение.
Цель анализа заключается в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема производства и реализации продукции, улуч(
шения ее качества, расширения рынков сбыта.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:
n оценка динамики и степени выполнения плана производства и реализации продукции;
n определение влияния факторов на изменение объема и ассор(
тимента продукции;
n оценка выполнения договоров по объему, ритмичности поста(
вок, качеству и комплектности продукции;
n выявление внутрипроизводственных резервов увеличения вы(
пуска и реализации продукции, улучшения ее качества.
Показатели, характеризующие объем и ассортимент выпускаемой и отгруженной продукции, отражаются в течение года в форме № П(1

Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
11
«Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и форме № 5(3
«Сведения о затратах на производство и реализацию прдукции (ра(
бот, услуг)». В годовом отчете эти показатели отражаются в форме
№ 1(предприятие «Основные сведения о деятельности организации»
и форме № 1(натура «Сведения о производстве и отгрузке промыш(
ленной продукции». Данные об объеме продаж товаров, продукции,
работ, услуг содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ
И ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА
И ОТГРУЗКИ ПРОДУКЦИИ
Продукция предприятия — это совокупность потребительных сто(
имостей, являющихся прямым полезным результатом его основной деятельности.
Объем производства промышленной продукции может выра(
жаться в натуральных, условно(натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Натуральные показатели используются для определения физи(
ческого объема выпуска отдельных видов продукции. Без учета про(
дукции в натуральном выражении невозможен учет продукции в лю(
бых других измерителях.
Обобщающие показатели объема производства продукции по(
лучают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат валовая и товарная продукция.
Валовая продукция — это показатель стоимости всей произведен(
ной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не вклю(
чают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т. е. показатель товарной продукции характеризует объем про(
дукции, законченной производством и предназначенной для реали(
зации. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и неза(
вершенного производства.
В объем произведенной промышленной продукции (работ, услуг)
включается стоимость готовых изделий и продуктов, выработан(
ных за отчетный период и предназначенных для реализации на сто(
рону, передачи своему капитальному строительству и своим не(
промышленным подразделениям, зачисленных в состав собственных основных фондов, а также для выдачи своим работникам в счет оп(
латы труда; работ (услуг) промышленного характера, выполненных по