Файл: Э. А. мАркАрьян, Г. П. ГерАсименко, с. Э. мАркАрьян экономический анализ хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а также работ по модернизации и ре(
конструкции собственного оборудования, произведенных за отчетный период; работ по изготовлению продукции с длительным производ(
ственным циклом, производство которых в отчетном периоде не за(
вершено; полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчетный период на сторону, своему капстроительству и своим непромышлен(
ным подразделениям независимо от того, выработаны они в отчетном периоде или ранее.
При этом изделия, выработанные из сырья и материалов заказчи(
ка, не оплаченных производителем готовой продукции, включаются в объем продукции в фактически действующих отпускных ценах с ис(
ключением стоимости этого сырья и материалов.
Объем продукции (работ, услуг) оценивается в действующих оп(
товых (отпускных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обяза(
тельных платежей). Для изучения динамики выполнения плана объем продукции следует оценивать также в сопоставимых ценах.
В качестве сопоставимых цен можно использовать оптовые (от(
пускные) цены отчетного года, либо рассчитываемых на основании индекса цен.
Условно(натуральные показатели, как и стоимостные, приме(
няются для обобщенной характеристики объемов производства про(
дукции, например в металлургии, на консервных заводах, на ремонт(
ных предприятиях, в обувной промышленности и др.
Нормативные трудозатраты (нормо(часы или нормативная за(
работная плата) используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в подразделениях предприятия в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно(натуральные из(
мерители.
При анализе объема продукции (работ, услуг) необходимо также различать следующие показатели: номенклатура, ассортимент и струк(
тура продукции (работ, услуг).
Номенклатура — перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием, и работ, производимых им.
Ассортимент — перечень наименований изделий с указанием объ(
ема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой, внутри(
групповой.
Структура — соотношение (удельный вес) выпуска отдельных ви(
дов изделий в общем объеме произведенной продукции.
Анализ следует начинать с оценки динамики и выполнения плана по общему объему отгруженной продукции. В процессе анализа про(



Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
13
веряется выполнение плана по отгрузке продукции и дается характе(
ристика изменения объема продукции по сравнению с предшествующим периодом. С этой целью сравнивают фактические данные за отчетный период с плановыми показателями и соответствующими данными за прошлый период. Если анализируется динамика объема продукции за ряд лет, то исчисляются базисные и цепные темпы динамики объема продукции (в %). При исчисленни базисных темпов объем продукции за каждый последующий год сопоставляется с базисным, который при(
нимается за 100%. При исчислении цепных темпов объем продукции за каждый последующий год сопоставляется с объемом продукции за пре(
дыдущий год и умножается на 100. При этом объемы продукции приво(
дятся в сопоставимых ценах. Для оценки выполнения плана и динами(
ки объема продукции используются данные бизнес(плана и формы
№ 1(предприятие.
Данные табл. 1.1 показывают, что объем продукции (работ, услуг)
увеличился против прошлого года на 9960 тыс. руб., или на 22,36%,
а против плана — на 5000 тыс. руб., или на 10,10%. Но это в основном следствие роста цен, а не увеличения физического объема продукции.
Об этом свидетельствуют показатели прироста продукции в сопоста(
вимых ценах: против прошлого года — на 500 тыс. руб., или на 0,93%,
и против плана — на 320 тыс. руб., или на 0,59%. Таким образом, в ре(
зультате повышения цен объем отгруженной продукции увеличился по сравнению с предыдущим годом на 9460 тыс. руб., или на 21,24%,
а по сравнению с планом — на 4680 тыс. руб., или на 9,45%.
Таблица 1.1
Выполнение плана и динамика объема продукции
Показатель
Преды(
Отчетный год
Отклонение
Отклонение дущий от предыдущего от плана год года (+, –)
(+, –)
по факти( сумма
%
сумма
%
плану чески
Объем отгруженных това(
ров, выполненных работ и услуг (без внутреннего оборота) в действующих ценах (без НДС и акци(
зов), тыс. руб.
44 540 49 500 54 500 +9 960 +22,36 +5 000 +10,10
Объем отгруженных това(
ров, выполненных работ и услуг (без внутреннего оборота) в сопоставимых ценах (без НДС и акци(
зов), тыс. руб.
54 000 54 180 54 500
+500 +0,93
+320
+0,59

14
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.3. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА
И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ
Производственный план и отчетность предприятия включают не только показатели общего объема продукции в стоимостном выра(
жении, но и ассортимент продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска и отгруз(
ки продукции предприятие учитывает, с одной стороны, спрос на дан(
ные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использова(
ние материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Выполнение плана по ассортименту способствует наиболее пол(
ному удовлетворению потребностей общества в разнообразных видах продукции. Особое внимание при анализе уделяется изучению выпол(
нения плана по выпуску новых типов изделий, обеспечивающих тех(
нический прогресс, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Внимательно также следует изучать выполнение плана по ассортименту продукции, являющейся объектом поставок по хозяй(
ственным договорам. Степень выполнения плана определяется как по всей продукции, так и по отдельным ее видам, узлам, деталям.
Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться:
n
по способу наименьшего процента выполнения плана выпуска и отгрузки отдельных видов изделий (табл. 1.2), он составляет 94,78%.
При этом следует иметь в виду, что применение этого способа право(
мерно в том случае, если изделие, по которому наблюдается наимень(
ший процент выполнения плана, составляет подавляющий удельный вес в общем объеме отгруженной продукции. На анализируемом пред(
приятии доля этого изделия (изделие «Б») составляет всего лишь 12,7%
(6900 : 54 500
× 100);
n
по способу среднего процента, который определяется путем де(
ления общего фактического объема продукции в пределах плана в сто(
имостном выражении на общий плановый объем продукции;
n
по стоимости недовыпущенной продукции по сравнению с пла(
ном. Средний процент выполнения плана по ассортименту при этом способе определяется путем деления разности между планируемым объемом продукции и стоимостью недовыпущенной продукции на об(
щий плановый выпуск продукции. Объем недовыпущенной продук(
ции по отдельным изделиям в стоимостном выражении определяется путем умножения количества недоданной против плана продукции в натуральном выражении на оптовую цену.
Выполнение плана по ассортименту оценивается по данным биз(
нес(плана, формы № П(1 за месяц и формы № 1(натура в целом за год.


Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
15
Таблица 1.2
Выполнение плана по ассортименту
Изделие
Объем отгруженной
Недовыпущено
Выпол(
Объем продукции,
продукции отчетного продукции нение зачтенный в выпол(
года в сопостави(
против плана,
плана,
нение плана мых ценах, тыс. руб.
тыс. руб.
%
по ассортименту по плану фактически
А
16 100 16 400 101,86 16 100
Б
7 280 6 900 380 94,78 6 900
В
22 800 23 400 102,63 22 800
Г
8 000 7 800 200 97,5 7 800
Итого
54 180 54 500 580 100,59 53 600
План отгрузки продукции выполнен в целом на 100,59%, но сте(
пень выполнения плана по отдельным изделиям значительно разли(
чается: по изделию А план перевыполнен на 1,86 %, по изделию Б —
недовыполнен на 5,22%, по изделию В — перевыполнен на 2,63%, а по изделию Г — недовыполнен на 2,5%. Выполнение плана по ас(
сортименту всей продукции составило: по первому способу расчета
94,78%, по второму способу расчета — 98,93% (53 600 : 54 180
× 100)
и по третьему способу расчета — 98,93% [(54 180 – 580) : 54 180
× 100].
Наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортимен(
ту можно дать с помощью второго и третьего способов расчета, в соот(
ветствии с которыми степень выполнения плана составила 98,93%.
Невыполнение плана по ассортименту может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. К внешним причинам от(
носятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально(технического обеспечения, не(
своевременный ввод в действие производственных мощностей пред(
приятия по не зависящим от него причинам и др. Внутренние причины —
недостатки в организации производства, ошибки в планировании, пло(
хое техническое состояние оборудования, перебои в снабжении пред(
приятия электроэнергией, газом, водой и др.
Выполнение плана по структуре продукции означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции,
предусмотренных планом. Изменение структуры производства продук(
ции оказывает влияние на все экономические показатели работы пред(
приятия: объем продукции в стоимостном выражении, ее материало(
емкость и себестоимость, прибыль и уровень ее рентабельности. Объем продукции может возрасти без увеличения количества продукции в на(


16
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
туральном выражении в результате структурных сдвигов в ассорти(
менте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой про(
дукции. Сумма прибыли может увеличиться вследствие увеличения удельного веса высокорентабельной продукции.
Расчет влияния изменения структуры производства на объем продукции в стоимостном выражении можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные бизнес(плана и форм № П(1
и 1(натура (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Расчет влияния структурных сдвигов на объем продукции
Изделие
Плановая. Отгружено Удельный вес
Объем продукции,
цена продукции, продукции,
тыс. руб.
за единицу, шт.
%
руб.
по факти(
по факти(
по фактически факти(
плану чески плану чески плану при плановой чески структуре
А
1 2
3 4
5 6
7 (итог
8 (гр. 1
×
(гр. 1
× гр. 3 × гр. 4 × × гр. 3)
× гр. 2)
× гр. 1)
А
1 000 16 100 16 400 25,43 26,07 16 100 15 995 16 400
Б
400 18 200 17 250 28,75 27,43 7 280 7 234 6 900
В
1 200 19 000 19 500 30,02 31,00 22 800 22 659 23 400
Г
800 10 000 9750 15,80 15,50 8 000 7 951 7 800
Итого
×
63 300 62 900 100,0 100,0 54 180 53 839 54 500
Примечание. Графа 7 = итог гр. 3
× гр. 4 × гp. 1 = 62 900 × 0,2543 × 1000 = 15 995 тыс.
руб.
Данные таблицы показывают, что общее увеличение объема продукции по сравнению с планом составило 320 тыс. руб. (54 500 –
– 54 180). При сохранении плановой структуры объем продукции сни(
зился бы на 341 тыс. руб. (53 839 – 54 180) в результате невыполнения плана по производству изделий Б и Г. Однако в результате изменения структуры производства объем продукции в стоимостном выражении увеличился на 661 тыс. руб. (54 500 – 53 839). Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий А и В в общем объ(
еме продукции.
При наличии структурных сдвигов стоимостные показатели объ(
ема продукции не отражают трудовые затраты работников предприя(
тия, связанные с выпуском продукции. Стоимость продукции, как известно, образуется из затрат овеществленного и живого труда. Со(

Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
17
отношение этих затрат в стоимости различных изделий неодинаково.
Одни изделия могут быть материалоемкими, но менее трудоемкими по производству, другие — трудоемкими, но менее материалоемкими.
Поскольку между ценами и затратами живого труда нет прямой про(
порциональной зависимости, то структурные сдвиги в ассортименте продукции могут вызвать значительные расхождения между объемом продукции в стоимостном выражении и трудоемкостью ее изготовле(
ния. Стоимостная оценка продукции может привести к неправильно(
му представлению о выполнении плана и темпах роста объема про(
дукции и всех исчисляемых на ее основе показателях эффективности производства: производительности труда, фондоотдачи, материалоот(
дачи. Чтобы исключить влияние структурных сдвигов вследствие раз(
личной материалоемкости изделий и объективно оценить трудовой вклад работников данного предприятия в производство продукции,
могут быть использованы трудовые измерители (нормо(часы, норма(
тивы заработной платы) или нормативная чистая продукция.
Например, производственные единицы предприятия (цехи, уча(
стки), выпускающие полуфабрикаты или детали изделий, могут пла(
нировать и оценивать выполнение плана по объему продукции по за(
тратам нормированного времени (в нормо(часах) или исходя из норм расхода заработной платы на изготовление отдельных деталей, узлов,
полуфабрикатов.
Измерение продукции в нормо(часах имеет известные недостат(
ки. Нормо(часы не отражают труд различной сложности и квали(
фикации и поэтому не характеризуют действительную трудоемкость производства продукции.
Преимущество применения нормативов заработной платы по срав(
нению с определением трудоемкости производства продукции в нор(
мо(часах заключается в том, что заработная плата отражает использо(
вание труда различной сложности и квалификации, служит мерой затраченного труда и более точно характеризует трудоемкость произ(
водства.
Необходимые данные для расчета объема производства в нор(
мативной заработной плате можно получить из следующих источников:
выпуск продукции по отдельным изделиям в натуральном выражении из бизнес(плана и форм № П(1 (за месяц) и 1(натура (за год), а норма(
тивы заработной платы на единицу продукции из нормативных или плановых калькуляций (табл. 1.4).
Приведенный расчет показывает, что фактически увеличился вы(
пуск более дорогой, более материалоемкой, но менее трудоемкой про(
дукции (изделий А и В). Соответственно снизился удельный вес бо(