Файл: Э. А. мАркАрьян, Г. П. ГерАсименко, с. Э. мАркАрьян экономический анализ хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
лее трудоемкой продукции (изделий Б и Г). В связи с этим выполне(
ние плана по объему продукции в стоимостном выражении выше на
0,72 пункта показателя выполнения плана по объему производства в нормативной заработной плате.
Таблица 1.4
Показатели объема продукции и объема производства
Изде(
Ед. Количество Опто( Нор(
Нор( Выпуск продукции
Объем лие изме( выпущенной вая ма(
ма( в оптовых ценах, производства рения продукции цена тив тив тыс. руб.
в норматив(
за еди( зар(
зар(
ной зарплате,
ницу, платы платы тыс. руб.
по фак(
руб.
за на по фак(
темп по фак(
плану тиче(
еди(
1 руб. плану тиче( дина( плану тиче(
ски ницу, опто(
ски мики,
ски руб.
вой
%
цены,
коп.
А
шт.
16 100 16 400 1 000 200 20 16 100 16 400 101,86 3 220 3 280
Б
шт.
18 200 17 250 400 120 30 7 280 6 900 94,78 2 184 2 070
В
шт.
19 000 19 500 1 200 180 15 22 800 23 400 102,63 3 420 3 510
Г
шт.
10 000 9 750 800 200 25 8 000 7 800 97,50 2 000 1 950
Итого
×
×
×
×
×
×
54 180 54 500 100,59 10 824 10 810
%
100,59 99,87
1.4. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ)
Качество продукции — один из важных показателей работы пред(
приятий. В условиях рыночных отношений обеспечение конкурен(
тоспособности продукции, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, уровень качества продукции которых соответствует требованиям внутреннего и внешнего рынка. Поэтому оценка качества продукции является важнейшей составляющей сис(
темы маркетинга, внедряемой на предприятиях. Задачи анализа состоят в том, чтобы дать оценку стабильности качества продукции, выявить наиболее важные причины снижения уровня качества продукции и раз(
мер его влияния на объем продукции. Рост объема выпуска за счет ка(
чества отражается через себестоимость, цену, прибыль и уровень рен(
табельности продукции.
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловлива(
ющих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в со(
ответствии с ее назначением.

Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
19
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющая ее качество, называется показателем каче#
ства. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показа(
тели качества продукции. Показатели качества характеризуют потре(
бительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
В современных условиях оценка уровня качества продукции стро(
ится прежде всего на показателях, отражающих ее конкурен(
тоспособность на внутреннем и внешнем рынках. К таким показате(
лям относятся объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции. Кроме того, при анализе необхо(
димо использовать и такие обобщающие аналитические показатели,
как удельные веса: новой и модернизированной продукции в общем ее выпуске; продукции, соответствующей мировым стандартам; экспор(
тируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны, и др.
В процессе анализа могут быть использованы и частные (инди(
видуальные) показатели качества продукции, характеризующие технические или потребительские свойства продукции различных под(
отраслей промышленности. Так, в машиностроении показателями технического уровня машин и оборудования являются их производи(
тельность, надежность, долговечность. В пищевой промышленности качество изделий характеризуют дисперсность, наличие посторонних примесей, содержание сухих веществ, жирность, кислотность и др.
Наиболее целесообразно анализ качества продукции осуществлять еще на стадии ее проектирования. Такой метод получил название функ#
ционально#стоимостного анализа (ФСА). Он давно уже используется крупнейшими зарубежными компаниями, в то время как на наших предприятиях внедряется с большим трудом. Эффективность приме(
нения ФСА состоит в том, что он позволяет снизить затраты при од(
новременном повышении качества продукции, что обеспечивает ее кон(
курентоспособность.
При заключении хозяйственного договора или контракта на по(
ставку продукции производственно(технического назначения пред(
приятие(изготовитель обязано обеспечить предприятию(покупателю гарантии стабильности заказанного качества продукции. Такие гаран(
тии представляются системой управления качеством, применяемой у поставщика.
В современных условиях для всех предприятий независимо от форм собственности и вида деятельности введена сертификация про(
дукции или систем качества, которая осуществляется в обязательном


20
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
порядке или по инициативе изготовителя. Сертификация на соот(
ветствие продукции требованиям, обеспечивающим безопасность жиз(
ни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды, обязательна для продукции, стандарт которой учитывает эти требования.
По своей сути сертификация — это процедура, посредством ко(
торой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соот(
ветствие отдельных видов продукции требованиям определенных нор(
мативно(технических документов.
Система управления качеством оценивается во всех странах в со(
ответствии с принятыми в 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) нормативно(техническими документами, из(
вестными в деловом мире как стандарт ИСО серии 9000. Поэтому на предприятиях создаются современные системы качества и организация сертификации в соответствии с требованиями ИСО серии 9000. Сер(
тификация систем ка чества осуществляется органами, формируемыми
Госстандартом и его институтами. Органы, осуществляющие сертифи(
кацию систем качества, не зависят ни от покупателя, ни от изготови(
теля и обладают большим кредитом доверия. Их задача — дать объек(
тивную, авторитетную оценку системы качества. Для этого независимо от вида сертификации (обязательная или по инициативе изготовите(
ля) предусматриваются проведение типовых испытаний и государ(
ственный надзор за качеством сертифицированной продукции путем периодических испытаний ее образцов и оценки условий производ(
ства (аттестация производства). Если результаты испытаний оказались успешными и подтвердили соответствие продукции требованиям нормативного документа, то предприятию(изготовителю выдается сер(
тификат соответствия на продукцию. А если и оценка условий произ(
водства (аттестация производства) показала способность производи(
теля обеспечить в течение определенного времени надлежащее качество, то выдается еще и аттестат производства.
Срок действия сертификата устанавливается с учетом срока, на который аттестовано производство или сертифицирована система ка(
чества, но не более чем на 3 года.
Получение изготовителем сертификата дает ему право марки(
ровать свои изделия знаком соответствия, который информирует по(
требителя об их соответствии конкретным требованиям нормативного документа.
Анализ качества продукции начинается с общей оценки выпол(
нения плана и динамики выпуска сертифицированной продукции.
Данные для анализа привлекаются из бизнес(плана и оперативно(тех(


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
21
нического учета служб технического контроля, маркетинга и сбыта продукции на предприятии.
Аналитическим показателем, характеризующим уровень качества продукции, является удельный вес (У) или коэффициент (К) серти(
фицированной продукции (СП) в общем объеме продукции, работ,
услуг (Q). Формулы расчета:
У = СП : Q
× 100%
(1.1)
или
K = СП : Q.
(1.2)
Эти показатели характеризуют долю (%), или уровень, продукции
(коп.) на 1 руб. общего объема продукции, работ, услуг, соответству(
ющую требованиям условий регионального и внешнего рынка и, сле(
довательно, конкурентоспособную.
Сопоставив фактический удельный вес или коэффициент сер(
тифицированной продукции с аналогичными плановыми показате(
лями или показателями за прошлый год, можно судить о выполнении плана повышения уровня качества продукции или об изменении уров(
ня качества продукции по сравнению с прошлым годом.
Исходную информацию для анализа целесообразно представить в виде табл. 1.5.
Таблица 1.5
Выполнение плана и динамика сертифицированной продукции

Показатели
За предыду(
За отчетный год п/п щий год по плану фактически
1
Объем отгруженных товаров, выпол(
ненных работ и услуг в действующих ценах (без НДС и акциза), тыс. руб.
44 540 49 500 54 500 2
Из объема продукции (работ, услуг)
в действующих ценах — сертифици(
рованная продукция, тыс. руб.
22 580 25 542 28 395 3
Удельный вес сертифицированной продукции, % (2 : 1
× 100)
50,7 51,6 52,1
При анализе данных приведенной таблицы следует обратить осо(
бое внимание на оценку изменения относительного показателя —
удельного веса сертифицированной продукции в объеме производства по сравнению с планом и прошлым годом. Это объясняется тем, что сравнение абсолютных сумм не всегда дает объективные результаты.
Рост абсолютного выпуска сертифицированной продукции может про(
изойти при уменьшении ее доли в общем объеме продукции, работ,

22
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
услуг (если темпы роста сертифицированной продукции отстают от темпов роста общего объема продукции).
В нашем примере плановое задание по повышению качества вы(
пускаемой продукции перевыполнено. Предприятие имело намерение повысить долю сертифицированной продукции по сравнению с про(
шлым годом на 0,9 пункта (51,6 – 50,7), а фактически доля выпущен(
ной продукции, качество которой соответствует требованиям стандар(
тов и подтверждено сертификатом, повысилась по сравнению с прошлым годом на 1,4 пункта (52,1 – 50,7), т.е. плановое задание пе(
ревыполнено на 0,5 пункта (1,4 – 0,9), или 52,1 – 51,6.
При невыполнении планового задания по выпуску сертифици(
рованной продукции необходимо проанализировать номенклатуру сертифицированной продукции и установить, по каким видам продук(
ции фактический объем не достиг планового уровня. Следует также обратить внимание, нет ли в составе сертифицированной продукции изделий с истекшими сроками действия сертификата. Оценивая до(
стигнутый уровень сертифицирования продукции, важно изучить ха(
рактер технических параметров, подвергнутых проверке и лаборатор(
ным испытаниям по видам продукции, а также влияние важнейших факторов. К ним относятся: уровень качества труда рабочих и специа(
листов, отмечаемый в журнале оценки качества труда исполнителей,
который ведется в цехах, бригадах, на участках; повышение професси(
онального уровня рабочих, специалистов; применение новых техно(
логий, рецептур; качество используемого сырья; внедрение системы маркетинга, охватывающей сферу исследований, разработок, закупки,
производства, упаковки, транспортировки в той мере, в какой они вли(
яют на реализуемость, а следовательно, конкурентоспособность изго(
товленной продукции; своевременность представления продукции в соответствующие органы для проведения проверок и испытаний.
Выпуск и поставка потребителям продукции более высокого ка(
чества обеспечиваются инновациями. Одним из важных видов инно(
ваций являются технические исследования и разработка новых видов товаров и услуг.
На предприятиях серийного и массового производства обрабаты(
вающей промышленности (машиностроение) показателем обновления продукции (одного из видов инноваций) является выпуск принци(
пиально новых или модернизированных изделий, технический уровень которых должен соответствовать или превышать мировой аналог.
Данные для анализа содержатся в единовременном отчете об об(
новлении продукции машиностроения — форма 5(нт (образцы) «Отчет о создании впервые в России образцов новых типов машин, оборудова(


Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
23
ния, аппаратов и других новых изделий, изготовленных по лицензии или отечественной разработки». По данным этой формы отчетности и оперативного учета рассчитывают аналитические показатели:
уровень модернизации продукции (УМП) как отношение объема модернизированной продукции (МП) к общему объему выпуска про(
дукции (Q) в действующих оптовых ценах:
УМП = МП : Q
× 100%;
(1.3)
уровень обновления продукции (УОП) как отношение объема новой продукции (НП) к общему объему выпуска продукции (Q) в дей(
ствующих оптовых ценах:
УОП = НП : Q
× 100%.
(1.4)
Эти показатели сопоставляются с плановыми и с показателями за предыдущий период или ряд лет. Для характеристики выполнения плана и динамики обновления и модернизации продукции со(
ставляется аналитическая табл. 1.6.
Таблица 1.6
Выполнение плана и динамика новой
и модернизированной продукции

Показатели
Предыду( Отчетный год
Выпол(
п/п щий год план факти(
нение чески плана, %
1
Объем отгруженных товаров,
выполненных работ и услуг в действующих ценах, тыс. руб
44 540 49 500 54 500 110,1 2
Новая продукция в действующих ценах, тыс. руб.
3 650 8 420 8 390 99,6 3
Модернизированная продукция в действующих ценах, тыс. руб.
6 280 7 623 9 100 119,4 4
Уровень обновления продукции, %
(стр. 2 : стр. 1
× 100)
8,2 17,0 15,4

5
Уровень модернизации продукции,
% (стр. 3 : стр. 1
× 100)
14,1 15,4 16,7

На рассматриваемом предприятии план обновления продукции не выполняется. Уровень обновления продукции не достиг заплани(
рованного, хотя почти в 2 раза превышает прошлогодний. Поэтому по данным единовременного отчета — форма 5(нт (образцы) устанавли(
вают, когда начат выпуск первой промышленной серии образцов, а так(
же причины, по которым образцы не приняты в дальнейшее производ(
ство.

24
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Эта же отчетность служит информацией для анализа показателей технического уровня образцов новых типов машин, оборудования, ап(
паратов и приборов. Основные показатели технического уровня создан(
ного образца (производительность, точность, полезная мощность,
грузоподъемность, надежность, долговечность) приводятся в сопостав(
лении с базовым и лучшим мировым аналогом. Если технические ха(
рактеристики превышают высшие мировые достижения, то новый об(
разец оценивается в 4 балла, соответствует — 5 баллов, не соответствует высшему мировому уровню — 6 баллов, если технический уровень не определен — 7 баллов.
Показатели, характеризующие экономичность созданного образца
(удельное энергопотребление, удельная материалоемкость, удельная металлоемкость), трудоемкость его обслуживания и ремонта также приводятся в сравнении с базовым образцом и лучшим мировым ана(
логом.
Для выявления причин низкого технического уровня созданных отдельных образцов или невысокой их экономичности анализируют качество конструкторской разработки и технической подготовки их производства, состояние обеспеченности материальными ресурсами,
оборудованием, квалифицированными рабочими и специалистами.
Важным аналитическим показателем, характеризующим сте(
пень обновления продукции, является средний возраст выпускае(
мой продукции. Он исчисляется как средневзвешенная величина по данным оперативного учета. В нем содержатся данные об объеме выпуска машин, оборудования, аппаратов в действующих оптовых ценах по годам, начиная с начала производства. Анализ возрастной структуры проводится по состоянию на определенный период и в динамике. Устаревшая продукция, как правило, снимается с про(
изводства.
На финансовые результаты предприятия оказывает влияние объем выпуска и отгрузки экспортируемой продукции. Привлекая плановые показатели и показатели за прошлый год, определяют вы(
полнение плана и динамику абсолютного объема и изменение доли экспортируемой продукции в общем объеме выпуска продукции машиностроения.
В условиях рыночной экономики усиливается значение эконо(
мических форм защиты интересов потребителей от поставок им нека(
чественной продукции. Одной из таких форм защиты, предус(
мотренной в Законе о защите прав потребителей, является право потребителей на предъявление поставщикам (предприятиям(изго(
товителям) рекламаций. Рекламация — это претензия, предъявляемая