Файл: Программа является интеллектуальной собственностью анодпо школа транспорта Профи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каналы.
Канал - это искусственный водовод с руслом в земляной выемке (насыпи), предна- значенный для судоходства. По своему назначению каналы могут быть соединительные, об- ходные и подходные.
Соединительные каналы предназначены для соединения водным путем либо рек разных бассейнов, либо рек, озер и морей. Как правило, такие каналы имеют шлюзы.

74
Обходные каналы служат для обхода крупных озер, на которых плавание судов во время сильных штормов опасно, порожистых участков рек, а также центральных частей больших городов
Подходные каналы обеспечивают подход судов к шлюзам, портам, промышленным пред- приятиям и населенным пунктам.
По способу питания каналы делятся на самотечные и с искусственным питанием.
Самотечные каналы заполняются и питаются водой непосредственно из реки и озера. Вода при этом поступает в канал самостоятельно (самотеком).
Каналы с искусственным питанием обеспечиваются водой из источника при помощи насо- сов, путем накачки ее в водоразделительный бьеф, откуда вода в русло канала поступает са- мотеком.
К основным гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации канала, отно- сятся аварийные ворота, водосбросы, водоспуски и шлюзы.
Аварийные ворота служат для выключения отдельных участков канала в случае аварии или для ремонта.
Аварийные водосбросы предназначены для сброса воды из канала в случае его переполне- ния.
Водоспуски
предусмотрены для опорожнения (осушения) канала через специальные трубы, закладываемые в дамбы ниже уровня воды.
Шлюзование

75
Правила пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей Настоящие Правила рас- пространяются на: физических и юридических лиц при осуществлении судоходства на ВВП; членов экипажей судов, следующих на пропуск через шлюзы. Границы отдельного шлюза обозначены створами дальних светофоров в нижнем и верхнем бьефах, ограничивающих участок водного пути, включающий в себя шлюз с причальными стенками или причальными палами. При наличии причальной стенки дальний светофор устанавливается на ее оконечно- сти, а при отсутствии причальной стенки -на берегу подходного канала. При отсутствии при- чальных стенок или причальных палов, а также дальних светофоров, границы отдельного шлюза обозначаются на местности стоповыми знаками, расположенными в нижнем и верх- нем бьефах. Со стороны меж шлюзовых бьефов, длина которых не превышает километр, граница проходит посередине бьефа. Пропуск судов через шлюзы включает в себя операции по организации движения судов по подходным каналам в пределах дальних светофоров, за- ход судов в камеру шлюза и выход из нее, а также шлюзование, после проведения, которых может быть начат пропуск судов через шлюз в том же (далее -односторонний пропуск) или во встречном (далее -двусторонний пропуск) направлениях. Шлюзование судов осуществля- ется выполнением комплекса технологических операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа. В многоступенчатых шлюзах, каме- ры которых имеют общие промежуточные головы, и шлюзование судов осуществляется на разные уровни, в операции по шлюзованию включаются операции по переходу судов из ка- меры в камеру. Расстановка судов в камере шлюза производится на части длины камеры, в пределах которой могут стоять суда и составы при шлюзовании. Ограниченной вертикаль- ными полосами красного цвета, шириной 20-40 сантиметров и длиной не менее 1,5 метра, наносимыми на парапетах или стенах камеры шлюза и причальных сооружений шлюзов и освещаемыми постоянным огнем красного цвета. Или вертикальным световым электриче- ским знаком красного цвета высотой не менее метра над уровнем парапетов и шириной 20-40 сантиметров (далее -стоповые знаки). Стоповыми знаками также ограждаются границы зоны швартовки, остановки судов в подходных каналах к шлюзам. Суда, следующие на шлюзова- ние, должны иметь исправное рулевое устройство, исправное дистанционное автоматическое управление главными двигателями, достаточное давление воздуха в пусковых баллонах главных двигателей, а также втянутые в клюзы и закрепленные якоря.
Организация пропуска судов через шлюзы и шлюзованные участки внутренних водных пу- тей Руководство пропуском судов через шлюз осуществляет диспетчер шлюза. Пассажир- ские и иные суда, работающие по расписанию, должны пропускаться через шлюз в соответ- ствии с расписанием их движения. Пропуск через шлюзы и шлюзованные участки ВВП иных судов осуществляется по заявке, подаваемой судоводителем диспетчеру шлюза не менее чем за 1,5 часа до предполагаемого подхода судна к границе шлюза или шлюзованного участка
ВВП. Вне очереди через шлюзы пропускаются военные корабли, пограничные корабли, во- енно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципаль- ной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях, при выполнении за- дач, связанных с осуществлением военной, пограничной, таможенной, противопожарной, медицинской, полицейской и аварийно-спасательной службы. При наличии на подходе к границам шлюза или шлюзованного участка ВВП очереди из судов более чем на одно шлю- зование диспетчером шлюза должна обеспечиваться следующая последовательность их про- пуска: первая очередь -пассажирские и иные суда, следующие по расписанию; вторая оче- редь -нефтеналивные суда с нефтью и нефтепродуктами, а также их остатками, с температу- рой вспышки паров ниже 60°С, суда с взрывчатыми и отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами; третья очередь -средства плавучей механизации и суда техниче- ского флота, а также суда, перевозящие специальные грузы; четвертая очередь -сухогрузные самоходные суда и толкаемые составы, нефтеналивные суда и составы с нефтью и/или нефтепродуктами, а также их остатками, с температурой вспышки паров 60°С и выше; пятая очередь -сухогрузные буксируемые составы, плоты и иные суда. При скоплении у границ


76 шлюза или шлюзованного участка ВВП судов более чем на два шлюзования диспетчером шлюза составляет план шлюзований, предусматривающий максимально быстрый и безопас- ный пропуск судов через шлюз. Допускается совместное шлюзование: нефтеналивных судов и составов с нефтью и/или нефтепродуктами, а также их остатками, независимо от темпера- туры вспышки паров; сухогрузных судов и составов, судов технического флота с нефтена- ливными самоходными судами и составами с нефтью и/или нефтепродуктами, а также их остатками, с температурой вспышки паров 60°С и выше; пассажирских судов (в том числе скоростных) с сухогрузными судами и составами и судами технического флота. Совместное шлюзование судов, перевозящих в качестве груза отравляющие, взрывчатые и радиоактив- ные вещества, с иными судами запрещается. При совместном шлюзовании должны соблю- даться следующие правила: нефтеналивные самоходные суда заходят в камеру шлюза и швартуются первыми; сухогрузные суда могут быть поставлены в камере шлюза на траверзе нефтеналивного самоходного судна при условии, что интервал между их бортами будет не менее метра; пассажирские скоростные суда заходят в камеру шлюза последними и устанав- ливаются таким образом, чтобы у них на траверзе не было других водоизмещающих судов
(за исключением маломерных судов).При движении в подходных каналах шлюзов и меж шлюзовых бьефах обгон судов, за исключением случаев обгона водоизмещающих судов ско- ростными судами, допускается только с разрешения диспетчера шлюза. При прохождении судами причальных стенок и палов обгон судов запрещается. На рейдах, расположенных в меж шлюзовых бьефах, допускается стоянка нефтеналивных судов в ожидании пропуска че- рез шлюз в количестве, устанавливаемом правилами движения и стоянки судов. Разрешение на подход судна к причальным стенкам и причальным палам шлюзов выдает диспетчер шлюза. Подход судов к причальным стенкам или причальным палам шлюзов разрешается только при наличии зеленого сигнала дальнего светофора. При двустороннем пропуске суда, ожидающие у причальной стенки или у причальных палов, не должны пересекать своим форштевнем створ промежуточного светофора при наличии на нем красного сигнала. При одностороннем пропуске суда, ожидающие пропуска через шлюз, устанавливаются у при- чальной стенки или у причальных палов не ближе створа стопового знака, проход к которо- му разрешается при зеленом сигнале промежуточного светофора, при этом входной свето- фор, расположенный на голове шлюза, несет красный сигнал. В границах шлюза или шлюзо- ванного участка бассейна ВВП судовые УКВ радиостанции должны быть переключены на канал УКВ радиосвязи диспетчера шлюза. На этом канале радиосвязи ведутся переговоры, относящиеся только к пропуску судов через шлюз и обеспечению безопасности плавания.
Все переговоры между судами и диспетчером шлюза по УКВ радиосвязи, относящиеся к пропуску через шлюз и обеспечению безопасности плавания в границах шлюза или шлюзо- ванного участка ВВП, должны фиксироваться автоматической звукозаписью. Записи радио- переговоров подлежат хранению в течение трех месяцев. Капитаны (вахтенные начальники) судов до захода в камеру шлюза должны проверить и сообщить диспетчеру шлюза фактиче- скую осадку судна, а в случае осуществления буксировки -наибольшую осадку состава.. В границах шлюза или шлюзованного участка ВВП капитаны(вахтенные начальники) судов должны выполнять указания диспетчера шлюза по движению судов в подходных каналах, расстановке судов у причальных стенок, по порядку захода судов в камеру шлюза и выхода из камеры шлюза, а также расстановке судов в камере шлюза. Получение указаний подтвер- ждается капитаном (вахтенным начальником) судна по УКВ радиосвязи. В случае отсутствия или неисправности судовой УКВ радиостанции получение указаний диспетчера шлюза под- тверждается капитаном (вахтенным помощником) судна подачей звукового сигнала "Я Вас понял". Если капитан судна из-за маневренных характеристик судна, метеоусловий и/или иных причин не может следовать полученным указаниям диспетчера шлюза, то об этом об- стоятельстве должно быть незамедлительно сообщено диспетчеру шлюза, при этом капитан судна не должен предпринимать никаких действий до принятия решения, согласованного с диспетчером шлюза. Судам, перевозящим взрывчатые или отравляющие вещества, диспет- чером шлюза должен быть обеспечен заход в камеру шлюза без остановки у причальных стенок или причальных палов. Маломерные суда заходят в камеру шлюза после судов, сов-


77 местно с ними шлюзующихся. Начало движения судна в камеру шлюза при двустороннем пропуске через шлюз разрешается при зеленых сигналах промежуточного и входного свето- форов. При одностороннем пропуске начало движения судов в камеру шлюза разрешается при зеленом сигнале входного светофора. Переход из одной камеры в другую в многосту- пенчатых шлюзах разрешается при зеленом сигнале входного светофора. Выход из камеры шлюза при двустороннем и одностороннем пропуске разрешается при зеленом сигнале вы- ходного светофора. Суда, наибольшая длина которых составляет 30 метров и более, должны быть ошвартованы в камере шлюза не менее чем двумя швартовными канатами (с носа и кормы), расположенными по одному борту. Прием с судна швартовных канатов и их крепле- ние на тумбах камеры шлюза производятся работниками шлюза. Швартовка судна за плаву- чие/стационарные рымы осуществляется его экипажем. Маневрирование рабочими воротами камеры шлюза осуществляется диспетчером шлюза после окончания швартовки шлюзую- щихся судов в камере шлюза и получения сообщения от капитанов (вахтенных начальников) судов о готовности к шлюзованию по УКВ радиосвязи или подачей сигнала "Я Вас понял".
Наполнение водой камеры шлюза или ее опорожнение осуществляется диспетчером шлюза после окончания швартовки судов, находящихся у причальных стенок или причальных палов шлюза. Запрещается выход судов из камеры шлюза при нахождении у причальной стенки или у причальных палов, не ошвартованных судов, ожидающих шлюзования. Если в процес- се шлюзования судна обнаружена неисправность плавучего рыма, за который ошвартовано судно, или произошел обрыв швартовного каната, то об этом обстоятельстве капитан (вах- тенный начальник) судна должен незамедлительно сообщить диспетчеру шлюза. В много- ступенчатых шлюзах разрешается встречное шлюзование судов. К встречному шлюзованию допускаются одиночные суда, способные обеспечить минимальные запасы по глубине на по- рогах шлюзов и минимальные суммарные запасы по ширине в камерах шлюзов, величина которых не менее приведенных в приложении к настоящим Правилам. Решение о проведе- нии встречного шлюзования и очередности перехода судов из одной камеры шлюза в другую принимает диспетчер шлюза. В границах шлюза запрещается: швартовка судов за конструк- ции и другие предметы, не предназначенные для швартовки судов; использование рымов для уменьшения инерции движущихся судов; заход судов в подходные каналы за створы даль- них светофоров и стоянка у причальных стенок шлюза судам, которым не требуется пропуск через шлюз, без разрешения диспетчера шлюза; стоянка судов у причальной стенки или у причальных палов в ожидании встречного пропуска судов через шлюз ближе промежуточно- го светофора, а при одностороннем пропуске -ближе стопового знака; заход судов в запрет- ные зоны и швартовка судов у напорных дамб; отдача якорей в границах причальных стенок шлюзов и вблизи бетонных креплений берегов (за исключением случаев, когда остановка судна без отдачи якоря невозможна, а дальнейшее движение судна угрожает безопасности судоходства);работа винтами судов, находящихся в камере шлюза, при маневрировании ра- бочими воротами шлюза; выход на территорию шлюза и посадка с территории шлюза пасса- жиров и членов экипажей судов без разрешения диспетчера шлюза (за исключением аварий- ных ситуаций);работа на судах радиовещательных установок (за исключением громкогово- рящей аппаратуры, служащей для подачи команд при швартовке судов);освещение рубок су- дов и помещений пульта управления шлюза судовыми прожекторами; нанесение надписей и иных меток на поверхности камер и голов шлюза, на причальные палы, причальные стенки и другие конструкции шлюза. В случае утери в границах шлюза или шлюзованного участка
ВВП крупногабаритных судовых принадлежностей, капитан (вахтенный начальник) судна обязан незамедлительно сообщить об этом диспетчеру шлюза. В случае повреждения судном гидротехнического сооружения судно должно прекратить движение и остановиться в месте, указанном диспетчером шлюза.
Шлюз - это гидротехническое сооружение для перемещения судов с одного уровня воды на другой. Акватория выше шлюза называется верхним бьефом, ниже шлюза - нижним бьефом.
Разность уровней воды этих бьефов называется подпорным уровнем воды.
Принципиальная схема для шлюзов практически одинакова с небольшими отличиями.


78
Наполнение и опорожнение камеры водой происходит самотеком при помощи специальных водопроводных устройств (каналов). Во время наполнения (опорожнения) камеры ворота шлюза закрыты. При открытии ворот они заподлицо входят в специальные ниши – шкаф.
Порог, к которому примыкают ворота, называется королем. Глубина в шлюзе отсчитывается от короля. Продольные стенки камеры шлюза устраиваются вертикальными или откосными.
Причальные устройства в камерах могут быть неподвижными или подвижными.
К неподвижным причальным устройствам относятся тумбы и рымы.
За тумбу судно швартуется канатом, путем надевания на него огона. По мере наполнения ка- меры канат подбирают, а при опорожнении - протравливают.
Неподвижные рымы предназначены для того, чтобы швартовные канаты без натяжения пе- рекладывать с рыма на рым. Расстояние по вертикали между рымами не более 1,5 метра.
Плавучий рым
- это большой цилиндрический поплавок, который поднимается и опускается вместе с уровнем воды в специальной шахте. В верхней части поплавка имеется крюк, за ко- торый и швартуются суда.
Специальная лоция
Изучение специальной лоции включает в себя ознакомление при помощи навигационных по- собий с районом плавания (расположение судового хода, навигационная обстановка и обо- рудование, глубины, препятствия, ориентиры и т.д.) с последующим закреплением получен- ных сведений на практике.
На детальное изучение специальной лоции судоводителям требуются годы.
К навигационным пособиям, используемым для изучения спецлоции, относятся: карты, атла- сы, схемы, лоции, описания участков и портов-убежищ, рекомендации по выбору безопасно- го курса судна, извещения судоводителям, учебные кинофильмы, графики колебаний уров- ней воды в нижних бьефах ГЭС, местные (бассейновые) правила плавания, информационные сообщения (путевые листки, извещения, радиобюллетени).
Большинство судоводителей маломерных судов не имеют возможности воспользоваться всеми перечисленными пособиями. Поэтому начинающим судоводителям, которые еще не изучили на практике район плавания, после получения необходимого объема знаний по об-

79 щей лоции, правилам плавания и навигационной обстановке, полезно воспользоваться сле- дующими рекомендациями.
Изучение навигационной карты
. При изучении карты, прежде всего, следует внимательно ознакомиться с ее заголовком, введением, примечаниями, масштабом, характером рельефа дна, ограждением опасностей и запомнить наиболее часто встречающиеся условные обозна- чения.
Путем беглого обзора производится ознакомление со всем участком плавания. Затем запо- минаются все особенности русла, расположение всех населенных пунктов, искусственных сооружений и другие важные сведения.
Судовой ход изучается с детальным запоминанием его положения, навигационными знаками и приметами. Одновременно изучаются характеристика перекатов, направления течений, ре- комендации судоводителям. Изучая карту, предпочтительно иметь и лоцию на данный район плавания, это дает возможность получить более полные сведения.
Применение навигационной карты.
Во время плавания судоводитель должен уметь пра- вильно ориентироваться по карте. Во-первых, карту на судне нужно располагать так, чтобы направление русла на карте совпадало с направлением на местности.
Ориентирование ведется сопоставлением характерных примет на местности и на карте. Ме- стонахождение судна производится при помощи ориентиров.
При определении места судна необходимо научиться, глазомерно определять на каком рас- стоянии от берега находится судовой ход и как фактически в данный момент располагается судно.
Весь участок (путь) плавания следует разделить на несколько условных отрезков, каждый из которых должен заканчиваться характерным ориентиром (приметой). Дойдя до этого ориен- тира, необходимо быстро и внимательно просмотреть и запомнить следующий отрезок пути.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18

Ориентирование по естественным и искусственным приметам
. Естественными приме- тами могут служить отдельные деревья, группы деревьев, плечи яров, рынки гор, осередки, острова, устья притоков и др.
К искусственным приметам относятся: населенные пункты, отдельные здания, сооружения, постройки, трубы предприятий, мосты, водозаборные сооружения, мачты и т.п..
Общим правилом для судоводителей является то, что при ориентировании необходимо ис- пользовать во взаимосвязи как естественные, так и искусственные приметы, а также их взаи- мозаменяемость и контроль другими способами (приметами).
При пользовании естественными приметами следует учитывать, что во время половодья большие площади долины реки и яры залиты водой, поэтому большинство меженных ориен- тиров для судоводителя недоступны. Для безошибочной ориентировки полезно не только запоминать весенние и меженные ориентиры, но и делать соответствующие зарисовки и по- метки на карте или в специальной тетради, которые в дальнейшем помогут судоводителю правильно сориентироваться во время плавания.
Чаще всего естественные ориентиры используются как створы. Для судоводителей катеров и моторных лодок ориентироваться по естественным створам чаще всего приходится на реках где отсутствует навигационная обстановка.
Примерно по этому сценарию действуют судоводители маломерных судов на водных объек- тах, не имеющих навигационной обстановки. При этом ориентиры (приметы) и курсы отно-

80 сительно их выбираются судоводителем на практике для различных уровней воды в процессе самостоятельного плавания и сведений, получаемых от других знающих данный участок су- доводителей.
Ориентирование по водной поверхности.
Вид водной поверхности зависит от слоя воды, течения, рельефа дна, освещения, ветра и колебаний уровня воды.
На прямых участках реки стрежень располагается посредине русла, переваливая на изгибах от одного берега к другому. На плесах стрежень проходит вблизи вогнутого берега, а на пе- рекатах - по его корыту. Затопленные кусты, которые вибрируют в воде, указывают на нали- чие течения в этом месте. Если от стоящих в воде столбов, свай, мостовых опор отходят в стороны "усы" волн, то это также указывает на наличие течения. При этом чем выше ско- рость течения, тем острее угол "усов" и больше высота волн.
У рек с быстрым течением и на глубоких местах с темной поверхностью стрежень выделяет- ся в виде светлой разрозненной полосы. Признаками стрежня могут служить также светлые, сплошные или разрозненные полосы пены или слегка волнистая по сравнению с мелководь- ем поверхность воды.
На реках с тихим течением стрежень не имеет ярко выраженных примет.
У рек на мелких местах с быстрым течением вода бурлит, переливаясь через гребни, а с ти- хим течением вода имеет гладкую поверхность.
В тихую погоду на мелководье вода светлая, а когда отмель находится против Солнца, то по- верхность имеет зеркальный блеск. Если отмель или коса песчаные, то при волнении вода над ними приобретает желтоватый оттенок.
Размеры волн на малых глубинах значительно меньше, чем на глубине.
Границу между глубоким и мелким местом можно определить по волнистой полосе темного цвета рубцу. При сильном волнении на рубце волна крупная, неровная, с белыми гребнями и всплесками. Очень хорошо рубец вырисовывается на поверхности с наветренной стороны мелководья. Следует знать, что если мель (коса) вытянута вдоль течения, то рубца даже при большом волнении может и не быть, но если коса расположена под большим углом к стреж- ню, то на ней создается хорошо видимый рубец, то течение, встречая преграду, дополни- тельно укрупняет ветровую волну.
Тиховоды можно определить по светлой и гладкой поверхности воды и полоске пены, кото- рая образуется на границе быстрого и тихого течений.
На корыте перекатов поверхность воды сглаживается до самого подвалья. За подвальем по- верхность волнистая, что указывает на увеличение глубин. Во время сильного ветра на под- валье наблюдается четко выраженный рубец из больших и крутых волн, если под подвальем течение слабое, то наблюдается толчея.
На майданах поверхность воды темная, неровная, с мелкими и крутыми волнами, а также с небольшими воронками.
У суводей наблюдается вращательное движение воды, как правило, с крупными отдельными водоворотами и плавающим (вращающимся) мусором,