Файл: Программа является интеллектуальной собственностью анодпо школа транспорта Профи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
На большинстве маломерных судов для управления рулем применяется штуртросовая пе-
редача при управлении рулем (рис, 32). К румпелю (одно, двуплечему рычагу или сектору, жестко закрепленному в головной части баллера перпендикулярно к его оси) крепятся окон- чания тросов протянутых по бортам через систему роликов от барабана штурвала, располо- женного на посту управления судном. При подвесных моторах повышенной мощности при- менение дистанционного управления и рулевых устройств настоятельно рекомендуется в це- лях безопасности. Рулевое устройство при любых условиях плавания должно обеспечивать надежное управление судном и приводиться в действие одним человеком. К нему предъяв- ляются следующие требования:
угол перекладки должен составлять не менее 35° от диа- метральной плоскости судна на каждый борт;
Якорное устройство предназначено для постановки судна на якорь, обеспечения его стоян- ки и снятия с якоря. Якорное устройство представляет собой якорь с оборудованием и при- способлением для его отдачи и подъема.
Основное назначение якоря
— удерживать судно на месте при стоянке. В состав якорного устройства входят:
якорь, якорная цепь (канат), клюз, стопор, цепной ящик
. Рекомендует- ся иметь якорный канат длиной: для катеров — не менее 50 м, моторных лодок — 25, греб- ных лодок— 15 м.
Якорь
- может быть различной формы, кованным, литым или сварным. В качестве якорного каната на маломерных судах можно применять стальные, пеньковые, капроновые или нейло- новые канаты, а также цепи. Основой конструкции якоря является продольный стержень - веретено, в верхней части которого имеется якорная скоба для крепления якоря к цепи.
Типы якорей
Наибольшее применение на судах нашли якоря адмиралтейский (с неподвижными лапами),
Матросова и Холла (с поворотными лапами).
Якорные цепи могут заменяться стальными, синтетическими или пеньковыми канатами при условиях: канаты равнопрочны цепям требуемого калибра, пеньковые канаты должны быть смольными.
Клюз
- отверстие в палубе или в борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания швартовного каната и уменьшения трения. В зависимости от расположения называется якорным или швартовным клюзом. Конструкция якорного клюза должна обеспе- чивать свободное втягивание веретена якоря, а при травлении (отдаче) - свободный выход якоря только под действием его массы.


17
Стопор якорного устройства
- приспособление, удерживающее якорную цепь за одно из звеньев и передающее натяжение цепи на корпус судна. Как правило, приваривается к палу- бе. Состоит из отливки с желобом, соответствующим форме и размеру звеньев якорной цепи и фиксирующего элемента в виде винтового зажима или штыря. Могут использоваться цеп- ные стопора, когда один конец такелажной цепи крепится к палубе судна, а другой имеет за- хватывающее якорь-цепь устройство,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Цепной ящик
- объем для хранения якорной цепи (ка- ната) в походном положении. Может иметь различную форму, в зависимости от проекта судна, крепится, как правило, к набору.
Плавучий якорь
- приспособление для замедления дрейфа судна в штормовых условиях. Из- готовляется из парусины в виде конуса, от вершины вдоль конуса прошиваются концы, ко- торые соединяются в общий огон. Спущенный за борт плавучий якорь удерживает судно но- сом или кормой к ветру (в зависимости от места спуска). Для упрощения процесса выборки к вершине конуса может закрепляться отдельный трос.
Швартовное устройство
служит для швартовки
(закрепления) судна к берегу, причалу или к другим судам.
кнехт,
утка,
киповая планка,
рым,
кранец.
Применяемые при этом канаты называются
швартовами
Швартов
должен иметь на ходо- вом конце огон
(петлю),
которым он крепится на берегу, причале или на другом судне, а, коренной конец крепится на своем судне навертыванием восьмерками на
кнехт
или
утку
.
Швартовное устройство должно быть прочно скреплено с набором корпуса и должно обес- печивать надежное закрепление судна при стоянке, сохранность канатов и безопасность вы- полнения работ, связанных со швартовкой.
Кнехт
- деталь швартовного устройства в виде спаренных (одиночных) тумб, стоящих на общем фундаменте, при крепленном к палубе судна. Швартовы на кнехты накладываются "восьмерками".
Утка
- двурогая литая или сварная фигурная планка для крепления свободных концов кана- тов небольшого диаметра. Канат укладывается на утку "восьмеркой" и удерживается за счет сил трения.
Киповая планка
- деталь швартовного устройства судна, предназначенная для пропуска швартовного каната, может быть с роульсами (для снижения трения) и без них.
Рым
- металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов.
Рымы устанавливаются на палубе судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

18
Кранец
судовой
- устройство,
которое используется для амортизации ударов корпуса судна о причал или другое судно в процессе швартовки или буксировки
Осушительная система
- система для периодического удаления небольшого количества воды из корпуса. Вода собирается в колодцах, расположенных в самых низких местах корпу- са, из которых насосами откачивается либо за борт, либо в резервуары для приема льяльных вод.
Осушительными средствами должно быть обеспечено каждое маломерное судно, находяще- еся в эксплуатации. Все осушительные средства следует хранить в специально отведенных для них легкодоступных местах и содержать в полном порядке и готовности к немедленному действию. Запрещается использовать их не по прямому назначению.
В качестве осушительного насоса разрешается использовать пожарный, балластный или во- доотливной насос.
Противопожарная система.
Для предупреждения пожара и тушения их, на маломерных судах предусматривается наличие противопожарных сигнализационных устройств, стацио- нарных систем и переносных средств пожаротушения, автоматически срабатывающих огне- тушителей. Основными причинами возникновения пожаров на маломерных судах является возгорание топлива при его потеках или подсланевых вод в трюмах, покрытых пленкой бен- зина с достаточно большим слоем его паров в отсеке при отсутствии вентиляции
Сигнализационные устройства
подают сигнал на пост управления судном при пожаро- опасной концентрации паров топлива в замкнутом пространстве.
В наиболее распространенной и эффективной стационарной системе пожаротушения приме- няется двуокись углерода или галон - жидкость, либо сжиженный газ. Включение системы предусматривается из руб.
Автоматически срабатывающие огнетушители устанавливаются в возможных очагах возникновения пожара и приводятся в действие при помощи плавких вставок, когда темпе- ратура в отсеке повышается примерно на 30"С относительно окружающей. Этот вариант имеет много недостатков (низка эффективность, много случайных срабатываний и т.д.). Для маломерных судов наиболее надежным средством пожаротушения является огнетушитель, который можно использовать в любом отсеке для тушения пожаров любого вида. При стоян-


19 ке судна в местах укрытия (тихой бухте) следует применять огнетушители в зависимости от вида возгорания (пенный, углекислотный). На ходу и на стоянке судна (при ветре) лучшим средством для тушения пожаров является порошковый огнетушитель. Выбор типа огнетуши- теля обусловлен размерами и видами возможных очагов пожара.
Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматри- ваться, проверяться и своевременно перезаряжаться. В зимнее время (при температуре ниже
1
о
С) огнетушители необходимо хранить в отапливаемых помещениях.
Фаново - сточная система
- система для сбора и удаления с судна сточных и фекальных вод, включающая в себя санитарное оборудование, необходимые трубопроводы с системой сточных шпигатов открытой палубы и цистерну (съемные контейнеры) для сбора фекальных вод.
Снабжение судов.
В понятие снабжение судов входит их обеспечение материалами и запасами по номенклату- ре и в количествах, необходимых для безопасного плавания. На каждом моторном маломер- ном судне, независимо от размеров и водоизмещения, рекомендуется иметь электрический фонарь должны иметь отличительные огни, световые и звуковые сигналы. Суда с парусным во- оружением должны быть снабжены страховочными поясами (приспособлениями их заменя- ющими) по числу членов экипажа, занятых обслуживанием парусов.
На каждом судне должна быть укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой помощи.
Спасательные средства служат для оказания помощи терпящим бедствие на воде.
коллективные
, служащие для спасения пассажиров и экипажа. Различают надувные и жест- кие плоты. Вместимость плотов от 6 до 25 чел.

20
Наиболее предпочтительны для больших прогулочных судов надувные плоты, изготовлен- ные из однослойной прорезиненной синтетической (капрон, нейлон) ткани с днищем из не- скольких слоев ткани с воздушной прослойкой, которые обеспечивают изоляцию от холода.
Плоты крытые, используются в любых условиях до 30 суток. Предусмотрен баллон с угле- кислотой для самозаполнения емкостей плота, имеются трапы, леера, различные ручки, наружные и внутренние фонари, запасы воды, продовольствия, аптечка, рыболовные при- надлежности, плавучие якоря, весла, насосы для надувания, бросательные концы, черпаки и т.д. Запас провизии рассчитан на хранение в течение 2 лет. На закрепленном, на судне через гидростатическое разобщающее устройство, срабатывающее на глубине около 3 метров и освобождающее контейнер.
индивидуальные
, предназначенные для спасения одного человека. В качестве индивидуаль- ных спасательных средств могут применяться спасательные круги, нагрудники, жилеты и куртки только промышленного изготовления. Они должны быть прочными, исправными и готовыми к немедленному использованию. На судне каждый пассажир и член экипажа дол- жен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хранится в легкодоступных ме- стах (в каютах, на палубе), а для экипажа - в местах несения вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превышать общее количество людей на 3-5%. Применение спасательных кругов, требующих предварительного их надува- ния, не допускается. Если на маломерном судне перевозятся дети, они должны быть обеспе- чены спасательными средствами наравне со взрослыми.
Категорически запрещено применять самодельные спасательные средства.
Спасательный круг
- индивидуальное спасательное средство для оказания помощи челове- ку, оказавшемуся в воде. Круги изготовляются из пробки, пенопласта и других материалов, масса круга не должна превышать 3 кг. С наружной стороны имеется леер, закрепленный на круге по периметру в 4 местах. К кругу могут крепиться самозажигающиеся огни, которые должны гореть в течение 45 мин. Основное требование - спасательный круг должен поддер- живать в пресной воде груз в 14,5 кг в течение 24 часов. Окрашивают спасательные круги в оранжевый цвет, чтобы их хорошо можно было видеть на воде. Контрастной краской на них наносят номер судна в соответствии с судовым билетом. На спасательных кругах транспорт- ных судов пишут название или номер судна и порт его приписки. Спасаемый должен нада- вить на круг рукой так, чтобы он принял вертикальное положение, после чего, просунув в него руку, голову и вторую руку, лечь на круг грудью и ожидать подхода спасательного суд- на. Спасательный круг может поддерживать на воде двух человек. В этом случае надо дер- жаться друг против друга за леер с внешней стороны круга. Если же кругом пользуется один человек, то руки его должны быть сверху круга (круг находится под мышками).


21
Спасательный нагрудник
- индивидуальное спасательное средство для поддержания чело- века на воде; Состоит из 2 слоев плотной ткани, разделенной на секции с зашитым сплош- ным куском листовой пробки или пенопласта в каждой. Одевается на грудь (отсюда и назва- ние - нагрудник), в настоящее время почти не находит применения у судоводителей, по- скольку не обеспечивает основного требования к спасательным средствам - поддержания го- ловы человека, находящегося в бессознательном состоянии, над водой
Спасательный жилет
- индивидуальное спасательное средство. Изготавливается из синте- тической бензостойкой ткани ярко оранжевого или красного цвета. Как отечественные, так и зарубежные образцы встречаются разных конструкций (надувные, полунадувные, с твер- дым наполнителем) и модификаций, обеспечивают, соответственно, различную степень без- опасности и комфортности, скорость и удобство одевания, легкость движений при работах на судне и возможность плавания при попадании человека в воду, защиту от переохлажде- ния.
На большинстве образцов жилетов предусмотрена система самозаполнения, которая обеспе- чивается баллончиком с углекислотой, срабатывающем при вытягивании шнура или верхней части головки баллончика. Заполнение полости газом происходит за 2-3 секунды. В верхней части жилета предусмотрены трубки поддува для наполнения жилета при неисправности си- стемы самозаполнения или поддержания необходимого давления при длительном нахожде- нии человека в воде. Почти вес они снабжены свистком и сигнальной лампочкой с питанием от водоналивной батарейки. Спасательные жилеты обязательно проходят сертификацию.
Обслуживание и ремонт судов. Такелажные и малярные работы
.
Правильная эксплуатация моторных судов и систематический уход за ними — надежная га- рантия сохранения их прочности и удлинения срока службы. Практикой доказано, что при плохом содержании даже самые хорошие корпуса моторных судов приходят в негодность буквально через несколько лет, в то время как при постоянном и правильном уходе они со- храняются.
В связи с тем, что всякое судно эксплуатируется постоянно в условиях повышенной влажно- сти, необходимо регулярно удалять накопившуюся в корпусе воду, проветривать места, где может образоваться сырость, очищать корпус снаружи и внутри от загрязнения. Особое вни- мание должно быть уделено содержанию набора корпуса и обшивки, так как они являются основами судна, обеспечивающими его прочность и долговечность. Влажность, как известно, является основной причиной гниения дерева и поражения металла коррозией.
Основные правила ухода за моторными судами.
Самым важным условием содержания