Файл: Министерство образования и молодежной политики Камчатского края кгпобу Камчатский педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и молодежной политики Камчатского края

КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Самостоятельные занятия физической культурой как средство повышения общей физической подготовленности старшеклассников



«К защите допускаю»

студентки 6 курса

заочной формы обучения

по специальности:

49.02.01 Физическая культура

_____________________

зам. директора по УР



Работа защищена в ГЭК




«_____»_________2018г.





с оценкой _____________



Казаковой Маргариты

Константиновны

Председатель ГЭК

______________________





Секретарь ГЭК:

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________



Руководитель:

Борисенко Инна Михайловна

г. Петропавловск-Камчатский, 2018

Оглавление
Введение3
Глава 1. Самостоятельные занятия физической культурой: теоретический аспект5

1.1.Анатомо-физиологические особенности и психолого-педагогические особенности развития старшеклассников5

1.2. Общая физическая подготовленность12

1.3. Мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой16

Выводы по 1 главе22

Глава 2. Общая физическая подготовка как основа физической подготовленности старшеклассников24

2.1.Понятие, средства и значение общей физической подготовки для старшеклассников24

2.1.Особенности организации общей физической подготовки старшеклассников28

Выводы по 3 главе32
Глава 3. Самостоятельные занятия физической культурой как средство повышения общей физической подготовленности старшеклассников
33

3.1.Формы самостоятельных занятий физической культуры36

3.2.Планирование самостоятельного тренировочного процесса с учетом дозирования физической нагрузки40

3.3. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования40

Выводы по 2 главе44
Заключение45

Библиография47

Приложение49

Введение
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье. Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки [12].

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

Физическая культура является частью образа жизни человека. Она включает в себя систему специальных упражнений и спортивной деятельности, направленную на развитие физических и духовных сил человека. В настоящее время, несмотря на обеспечение массовости и всеобщности физической культуры, наметилась проблема – снижение двигательной активности учащихся, что в сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни самым негативным образом сказывается на здоровье учащихся.

Приобщение школьников к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Таким образом, тема исследования актуальна.

Цель исследования – разработка комплекса упражнений для организации самостоятельного тренировочного процесса старшеклассников.


Достижению цели способствует ряд задач:

  1. Проанализировать литературу по теме.

  2. Изучить возрастные особенности развития старшеклассников.

  3. Рассмотреть средства и особенности организации ОФП старшеклассников.

  4. Охарактеризовать особенности планирования и организации самостоятельного тренировочного процесса старшеклассников.

Объект изучения – процесс повышения общей физической подготовленности старшеклассников.

Предмет изучения – процесс организации самостоятельных занятий физической культурой во внеурочное время.

Гипотеза: комплексный подход к организации самостоятельных занятий физической культурой будет иметь положительное влияние на уровень общей физической подготовленности старшеклассников.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация.

Работа имеет опытно-практический характер.

Практическая значимость: данное исследование может быть использовано в практической профессиональной деятельности, а также для подготовки студентов по специальности 49.02.01 Физическая культура.


Глава 1. Самостоятельные занятия физической культурой: теоретический аспект
1.1.Анатомо-физиологические особенности и психолого-педагогические особенности развития старшеклассников
Дети старшего школьного возраста (от 16 до 18 лет) иначе именуются отроками, или подростками. Этот период жизни ребенка характеризуется резким изменением работы эндокринных желез. Для девочек это время быстрого полового созревания, для мальчиков – начала этого процесса. Данный период характеризуется завершением формирования личности ребенка.

В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест.

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.

Продолжаются изменения в эндокринной системе. В связи с этим происходит формирование фигуры по женскому и мужскому типу под действием половых гормонов:

  • у девочек в 16–18 лет заканчивается рост скелета;

  • у мальчиков в 14–15 лет завершается изменение голоса, в 17–21 год рост скелета останавливается.


Дисгармония в эндокринной системе вызывают нестабильность реакций в эмоциональной и психической сфере подростков. Отмечается несогласованность морфологического и функционального развития отдельных органов и систем. Происходит отставание скорости роста сердца от темпов удлинения тела, отставание роста просвета сосудов от повышения мощности сокращений миокарда, отставание на 1 – 2 года роста туловища в длину от удлинения конечностей. Эти изменения вызывают временное нарушение координации движений, снижают умственную и физическую работоспособность. Снижение работоспособности связано также с повышением энерготрат при увеличении размеров тела, что снижает возможность энергообеспечения мышечной работы в организме подростка.

В созревании опорно-двигательного аппарата особенно заметным является «пубертатный скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда годовой прирост у них достигает 8 см, а у мальчиков – в 14 лет, составляя до 10 см в год. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. Этим объясняется появление у детей болей в сердце, ногах, головные боли, повышение артериального давления, появление раздражительности, утомляемости, повышение желудочной секреции – это все функциональные изменения. Но на этом фоне высок риск возникновения соматических заболеваний. Временно нарушаются привычные пропорции тела и координация движений [17].

Постепенное и поэтапное упрочение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, сутулости и пр. функциональным нарушениям осанки. В среднем школьном возрасте нарушения осанки встречаются в 20-30% случаев, искривления позвоночника – в 10% случаев. У девочек и девушек осанка является более прямой, чем осанка мальчиков и юношей. Строение грудной клетки, таза и костной системы в целом схоже с их строением у взрослых. Заканчивается окостенение скелета, поэтому неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и другие недостатки исправить очень трудно или вообще невозможно. Руки способны выполнять очень тонкую работу – писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту.


Дыхательные функции испытывают некоторые трудности развития в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание у подростка. Масса легких в 12 лет оказывается в 10 раз больше первоначальной, но все же вдвое меньше, чему взрослых. Повышение возбудимости дыхательного центра и временные нарушения регуляции дыхания вызывают у подростков особую непереносимость кислородного дефицита. При гипоксических состояниях у них могут возникать головокружения и обмороки.

Возможности дыхательной системы даже в юношеском возрасте оказываются все еще ниже, чем у взрослого организма. В 17-18-летнем возрасте реакции дыхания на нагрузки еще менее экономичны, недостаточна выносливость дыхательных мышц [19].

Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Однако типичными для данного возраста являются заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь.

Иммунная система развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет. Но при физических нагрузках в системе крови у детей среднего и старшего школьного возраста часто возникает миогенный лейкоцитоз. Большие мышечные нагрузки вызывают неадекватные реакции крови у подростков – они снижают иммунитет организма. При этом в крови наблюдается угнетение активности и снижение количества Т-лимфоцитов, уменьшается количество иммунного белка гамма-интерферона, появляется феномен исчезающих антител.

Заканчиваются физические изменения в организме, следствием чего является большая психическая и эмоциональная нагрузка, он ещё не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется. На этом фоне типичны подростковые недомогания: головокружения и головные боли, вызванные пониженным тонусом сосудов головного мозга – вегетососудистой дистонией [11].

Этот возраст совпадает со старшим подростковым возрастом и началом юности. Это сенситивный возраст для развития всех проявлений эмоциональной сферы: интенсивно реализуются и развиваются все те потенции эмоциональности, которые заложены в человеке от рождения. Недаром в народе говорят о «юношеской пылкости». Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчивыми, глубокими [13].