Файл: Министерство образования и молодежной политики Камчатского края кгпобу Камчатский педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гипотеза: комплексный подход к организации самостоятельных занятий физической культурой будет иметь положительное влияние на уровень общей физической подготовленности старшеклассников, доказана.


Библиография


  1. Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «Культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9. - С. 5–7.

  2. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России. // Теория и практика физической культуры. - 2012. – № 3. – С. 33-35.

  3. Бальсевич В.К. От высоких информационных технологий - к спортивным победам //Теория и практика физической культуры. – 2010. - № 10. - С. 56.

  4. Белов Р.А. Самостоятельные занятия студентов физической культурой: Учебное пособие. - К.: Вища школа, 2010. – 208 с.

  5. Блохин А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 69-76.

  6. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота / Под общ.ред. В.П. Петленко. В2 кн. В 5 т. – СПб.: изд-во «Петроградский и Ко», 2008. – 348 с.

  7. Васильев Е.П. Исследование гибкости тела и экспериментальное обоснование средств и методов ее воспитания: Автореф. дисс. канд. пед.наук. - М.: Наука, 2009. - 21 с.

  8. Визитей Н.Н. Социология спорта. Курс лекций. – К.: Олимпийская литература, 2015. - 248 с.

  9. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. Философские очерки. - Кишинев: Штиинца, 2009. -164 с.

  10. Выдрин В.М., Решетцева Г.А. Системный подход в исследовании физической культуры. // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 3. - С. 5-7.

  11. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 188 с.

  12. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 384 с.

  13. Евстафьев В.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: Материалы к лекциям и семинарам. – Л.: ВИФК, 2015. – 395 с.

  14. Ильинич В. И. (ред.) Физическая культура студента: Учебная литература, Изд. Гардарики, 2001. – 446 с.

  15. Коваленко Д.Н. и др. Учебное пособие — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2006. — 257 с.

  16. Общие вопросы охраны труда / Сост. Е.Г. Панов, Ю.М. Григорьев / 3-е изд., испр. и доп. – Дубна: Феникс++, 2009. – 632 с

  17. Столяров В.И., Дружинин В.Н. Социология физической культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2015. – 400 с.

  18. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2011. – 464 с.

  19. Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье. - Балашов, 2014. – 426 с.

  20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие. – М.: Наука, 2014. – 338 с.




Приложение 1
Продолжительность курса – 4 недели.

Количество занятий – 3 раза (понедельник, среда, пятница / вторник, четверг/суббота)

Измерение показателей до начала и после выполнения курса комплексных упражнений


№ п/п

Название

Дата начала курса

Дата окончания курса

__/__/____ (чч/мм/гггг)

__/__/____ (чч/мм/гггг)



Рост (см)









Вес (кг)

Измеряется утром, натощак









Окружность груди (см)









Окружность талии (см)









Окружность бедер (см)









ЧСС








Приложение 2
Диагностические тесты
Проводятся самостоятельно, перед началом курса комплексных упражнений, для определения начального уровня физической подготовки.

По завершению теста необходимо определить среднюю оценку диагностики: вычислить сумму оценок и разделить на их количество.

Пример: 5+4+3+4+5+4 = 25/6=4,1 4,1 округляем до единиц – 4.

В таблице комплексных упражнений смотрим среднюю оценку диагностики, где отображена нагрузка в соответствии с уровнем начальной физической подготовленности.




п/п

Физическое качество (способ-ности)

Название упражнения

Возраст

Юноши

Девушки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»



Скорост-ные

Подъем туло-вища из поло-жения лежа

(кол-во раз / 1 мин)

16

52

47

42

40

35

30

17

55

49

45

42

36

30



Координа-ционные

Тест с линейкой (см)

16

13

16

19

15

18

21

17

13

16

19

15

18

21



Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места (см)

16

160 и ниже

195-210

230 и выше

160 и ниже

170-190

210 и выше

17

180 и ниже

205-220

240 и выше

160 и ниже

170-190

210 и выше



Гибкость

Наклон туло-вища вперед из положения стоя (см)

16

5 и ниже

9-12

15 и выше

7 и ниже

12-14

20 и выше

17

5 и ниже

9-12

15 и выше

7 и ниже

12-14

20 и выше



Силовые

Сгибание разгибание рук в упоре лежа

(кол-во раз)

16

32

27

22

20

15

10

17

32

27

22

20

15

10



Скоростная выносли-вость

Прыжки через скакалку

(кол-во раз/ 1 мин)

16

130

120

115

135

125

120

17

135

125

120

140

130

125



Приложение 3
Описание диагностических упражнений
Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз / 1 мин).

Исходное положение (ИП): лежа на спине, руки за головой, пальцы сцеплены в «замок», лопатки касаются пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни зафиксированы к полу.

Выполняется максимальное количество подниманий туловища за 1 мин, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в ИП.

Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.

Тест с линейкой. Тест выполняется в положении стоя. Сильнейшая рука с разо­гнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Партнер устанавли­вает 40-сантиметровую линейку парал­лельно ладони обследуемого на расстоя­нии 1–2 см. Нулевая отметка линейки на­ходится на уровне нижнего края ладони. После команды «Внимание» партнер в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и за­держать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки.

Прыжок в длину с места (см)

Техника выполнения, три фазы:

- отталкивание;

- полёт;

- приземление.

Отталкивание выполняется с исходного положения: ноги расставлены на ширину стопы, ступни ног параллельны, руки вдоль туловища, мышцы не напряжены. Поднимаясь на носках руки поднять вперёд-вверх, затем, опускаясь на пятки, согнуть ноги в коленном суставе (примерно на 130-140°), наклонить туловище вниз (голову держать прямо) и перенести тяжесть тела на переднюю часть стоп (пятки от поверхности не отрывать) с одновременным отведением рук назад до отказа и слегка в стороны. После этого, не прекращая поступательного движения, резким взмахом рук вперёд-вверх и активным, мощным разгибанием ног сначала в тазобедренном суставе, затем в коленном и голеностопном, выполнить отталкивание. Время отталкивания минимальное, без пауз, угол вылета примерно 50-60 градусов. При этом стопы ног осуществляют подобие загребающего движения сверху и вниз – назад по отношению к туловищу.

Полёт. В фазе полёта слегка прогнуться и затем резким движением подтянуть ноги к туловищу, после чего подать их пятками вперёд в готовности к приземлению, руки из верхнего положения перевести в среднее (на уровне плеч).

Приземление. Приземление осуществляется на обе ноги. Начинается оно с касания пятками поверхности. При этом необходимо выполнить перекат с пяток на носки не поднимая последние слишком высоко, в противном случае вы по инерции можете продолжить движение и не сохраните равновесие. Ноги сгибаются в коленном и тазобедренных суставах до положения приседа, руки вытянуты вперёд (на уровне плеч) или слегка вниз, что позволяет сохранить равновесие после приземления. Разрешается касаться руками поверхности перед собой.


Наклон туловища вперед из положения стоя. Наклон выполняется из исходного положения стоя на скамейке, табурете или другом возвышении до пре­дела вперед, не сгибая ног в коленях и опустив руки. Измеряется расстояние от конца среднего пальца кисти до площадки, на кото­рой стоите. Если при наклоне пальцы будут ниже нулевой отметки, подвижность оценивается как удовлетворительная и ставится знак «плюс» (например, +5 см). Если пальцы не достают до горизонтальной плос­кости, то подвижность позвоночника оценивается как недостаточ­ная. В этом случае данные измерения записываются со знаком «ми­нус» (например, –10 см).

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание). Выполняется из исходного положения — упор лежа, прямые руки на ширине плеч, ноги опираются на носки, спина выпрямлена.

Прыжки через скакалку. Для оценки скоростной выносливости часто используют прыжки на двух ногах через скакалку в течение 1 минуты. Следует отметить, что темп зависит от высоты подскоков. Чем ниже высота, тем больший темп можно развить. Вращение скакалки можно осуществлять от локтевого или лучезапястного сустава. Чтобы правильно подобрать длину скакалки, необходимо, держа ее за ручки, встать двумя ногами по центру. Ручки скакалки должны находиться на уровне подмышек [12].

Приложение 4
Примерный комплекс упражнений для самостоятельной организации тренировочного процесса старшеклассников

(на развитие и совершенствование 5 физических качеств)
Для того чтобы заниматься спортом, нужно надевать специальную одежду. Среди ее характеристик обязаны быть следующие: она должна помогать телу дышать, а крови — беспрепятственно циркулировать по всему организму.

Перед началом самостоятельных занятий следует проконсультироваться с врачом о наличии запретов для физических нагрузок.


Описание упражнения

Средняя оценка диагностики

Кол-во повторений

Организационно-методические указания

Типичные ошибки

Мал.

Дев.

  • Упражнение на развитие выносливости:

Прыжки на скакалке



«5»


110 раз


120 раз

Прыжки осуществляются на носках. С каждым днем увеличиваем нагрузку на 20 прыжков




«4»

100 раз

110 раз

«3»

90 раз

100 раз

  • Восстановление дыхания:

1-2 – носом глубокий вдох, руки поднять через стороны вверх,

3-4 – ртом - выдох, руки опустить вниз.


Для всех

30 сек.


30 сек.








  • Упражнение на развитие выносливости:

И.П. – стойка ноги вместе, руки вниз, голова прямо.

1 – прыжок, ноги в широкую стойку, руки поднять через стороны вверх,

2 – прыжок на правую ногу, левую согнуть в колене, руки в стороны,

3 – то же, что и в 1,

4 – то же, что и в 2, только прыжок на левую ногу.

5-8 – повторить.


«5»

4*8 раз


3*8 раз


Прыжки осуществляются на носках, колени сгибаются при приземлении, дыхание равномерное. С каждым днем увеличиваем нагрузку на 8 счетов.


Прыжки выполняются на полной стопе, колени не амортизируют приземление, задержка дыхания.


«4»

4*8 раз

3*8 раз

«3»

3*8 раз

2*8 раз

  • Восстановление дыхания:

1-2 – носом глубокий вдох, руки поднять через стороны вверх,

3-4 – ртом - выдох, руки опустить вниз.

Для всех

30 сек.

30 сек.








Общеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте (разминка):

  • Разминка шейного отдела позвоночника. Наклоны головы право/влево.

И.П. – стойка ноги врозь, руки на поясе, голова прямо.

1 – наклон головы вправо,

2 – И.П.

3 – наклон головы влево,

4 – И.П.

5-8 – повторение.


Для всех

2*8 раз


2*8 раз


Наклоны осуществляются в медленном темпе


Плечи поднимаются к уху, тем самым осуществляется не полный наклон головы.



  • Наклоны головы вперед/назад.

И.П. – стойка ноги врозь, руки на поясе, голова прямо.

Счет тот же.


Для всех

2*8 раз


2*8 раз


Наклоны осуществляются в медленном темпе


Спина не ровная. Идет нарушение осанки.



  • Круговые вращения головой.

И.П. – стойка ноги врозь, руки на поясе, голова прямо.

1-4 – вращение головы вправо,

5-8 – вращение головы влево.


Для всех

2*4 раз


2*4 раз


Вращения осуществляются в медленном темпе. Плечи зафиксированы.


Спина и плечи расслаблены, туловище шатается.


  • Разминка плечевого пояса.

И.П. – стойка ноги врозь, руки к плечам, голова прямо.

1-8 – вращение руками вперед,

1-8 – то же назад.


Для всех

2*8 раз


2*8 раз


При вращении осуществляется полный круг руками. Спина прямая.



Нарушение осанки. Не закрепленная спина.


  • Рывки.

И.П. – Стойка ноги врозь, руки и голова прямо.

1-2 – рывки прямыми руками, правая вверх, левая вниз,

3-4 – то же в другую сторону,

5-8 – повторение.


Для всех

2*8 раз


2*8 раз


Локти прямые, руки пролетают мимо ушей (максимально вертикально), рывки осуществляются с максимальным усилием.


Руки согнуты в локтях, движение выполняется медленно, корпус расслаблен.


  • Разминка кистей рук:

И.П. – стойка ноги врозь, голова прямо, руки перед грудью в «замке».

1-8 – вращение «замком» от себя.


Для всех

2*8 раз


2*8 раз


При вращении мышцы рук расслаблены. Упражнение выполняется в среднем темпе.


Не выполняется круговой оборот кистями

  • Волна:

И.П. - стойка ноги врозь, голова прямо, руки перед грудью в «замке», ладони развернуты в пол.

1-8 – волна кистями право,

1-8 – то же влево.


Для всех

2*8 раз

2*8 раз


Мышцы расслаблены


Мышцы напряжены, волна не гибкая.


  • Упражнение на развитие гибкости.

Наклоны туловища в стороны.

И.П. – широкая стойка ноги врозь, руки на поясе, голова прямо.

1-2 – наклон туловища право,

3-4 – то же влево,

5-8 – повторение.


Для всех

2*8 раз

2*8 раз


Спина прямая, таз не отклоняется вперед или назад, колени прямые, пятки стоят на одном месте.


Колени согнуты, спина не ровная, наклон осуществляется не в сторону, а вперед.


  • Наклоны туловища вперед/назад.

И.П. – широкая стойка ноги врозь, руки на поясе, голова прямо.

1-2 – наклон вперед,

3-4 – наклон назад,

5-8 – повторение.


Для всех

2*8 раз

2*8 раз

При наклоне вперед спина прямая, животом тянемся в пол, плечи и голова прямо, при наклоне назад, глазами «искать пол».


При наклоне вперед спина сгорблена, плечи и голова опущены вниз. При наклоне назад, голова не наклоняется, отсутствует прогиб в спине. Колени согнуты.


  • Упражнение на развитие координации.

И.П. – стоя на левой одной ноге, правая поднята вперед, колено согнуто, руки в стороны, голова прямо:

1-4 – вращение ноги в тазобедренном суставе вправо,

5-8 – то же влево,

1-4 – вращение в коленном суставе вправо,

5-8 – то же влево,

1-4 – вращение голеностопом право,

5-8 – то же влево,

1-8 – ласточка.

  • То же, стоя на левой ноге.




Для всех

4*8 раз


4*8 раз


При выполнении данного упражнения, взгляд направлен прямо, зафиксирован в одной точке. Руки прямые, напряжены. Колено опорной ноги выпрямлено, осанка сохраняется в вертикальном положении.


Взгляд не сконцентрирован на одной точке, руки расслаблены – болтаются. Спина не закреплена, опорное колено согнуто.


  • Упражнение на развитие гибкости ног:

И.П. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны, голова прямо,

1 – присед вправо, левая нога прямая, руки вперед,

2 – И.П.,

3 – присед влево,

4 – И.П.,

5-8 повторение.


«5»

3*8 раз


4*8 раз


В данном упражнении пятки от пола не отрываются, спина ровная, плечи прямо, руками пола не касаться.



Пятки от пола отрываются, спина сгибается вперед, теряется равновесие.



«4»

2*8 раз

3*8 раз

«3»

2*8 раз

2*8 раз

  • Упражнение на профилактику плоскостопия:

И.П. – стойка ноги вместе, руки на поясе, голова прямо:

1 – правая нога на носок,

2 – стойка на носках,

3 – левая нога на полной стопе,

4 – И.П.

5-8 – повторение.


Для всех

2*8 раз


2*8 раз

Спина прямая, на счет «3» колени максимально выпрямляются.


Мышцы ног расслаблены.


  • Упражнение на развитие координации:

И.П. – Стойка ноги вместе, руки в стороны, голова прямо.

1-8 – стойка на носках,

2-8 – то же с закрытыми глазами.


Для всех

4*8 раз

4*8 раз


Важно, зафиксировать взгляд на одной точке, руки максимально закрепить, колени выпрямить, спина ровная, пятки вместе.


Спина не закреплена, руки расслаблены, пятки не вместе, теряется равновесие.


  • Упражнение на закрепление мышц пресса и развитие гибкости:

И.П. – лежа на спине, руки на полу, скакалка в руках, сложенная в 4 раза, ноги прямые, вместе:

1 – подъем корпуса, руки вверх (сидя),

2 – складочка наклон туловища вперед, положить скакалку на пол за стопы,

3 – подъем корпуса, руки вверх,

4 – И.П. без скакалки,

5-8 – то же, забрать скакалку в положении «складочка».

«5»

5*4 раз


4*4 раз


При выполнении упражнения ноги выпрямлены, колени при наклоне вперед не сгибать, руки всегда расположены над головой. Наклон туловища вперед осуществляется рывком. Подъем корпуса осуществляем с помощью мышц живота. С каждым днем увеличиваем нагрузку на 4 счета.



При наклоне вперед, ноги согнуты в коленях, подъем туловища осуществляется рывком рук, а не мышцами пресса.


«4»

4*4 раз

3*4 раз

«3»

3*4 раз

2*4 раз

  • Упражнение на развитие гибкости ног:

И.П. – сидя, левая нога на полу, правая нога поднята, упор стопой в скакалку, держать скакалку с двух сторон руками,

30 сек. – лежа на спине правую ногу тянуть на себя (к носу).

Повторить то же на другую ногу.


Для всех

2*30 сек.

2*40 сек.


При растяжке мышц ног, нога которая лежит на полу, выпрямлена, и прижата к полу, таз не разворачивается, Колени выпрямлены.

Увеличиваем дозировку с каждым днем на 10 секунд.


Ноги согнуты в коленях, бедра не прижаты к полу, корпус разворачивается на бок.


  • Упражнение на закрепление (планка)

И.П. – упор лежа на предплечьях, ноги на носках, колени прямые, спина прямая, ягодичные мышцы закреплены, голова прямо.

Зафиксироваться

«5»

50 сек.

40 сек.

Увеличиваем дозировку с каждым днем на 10 секунд.



Спина прогнута, лопатки торчат, ягодицы не закреплены, колени согнуты.

«4»

40 сек.

30 сек.

«3»

30 сек.

20 сек.

  • Упражнение на развитие гибкости спины и растяжку мышц живота.

И.П. – Лежа на животе, ноги параллельно, руки в упор (зона подмышек)

1-8 – выпрямить руки, голову наклонить назад, выполнить прогиб назад.

Для всех

2*8 раз

2*8 раз

Мышцы расслабить, ощутить растяжку мышц пресса.