Файл: Министерство образования и молодежной политики Камчатского края кгпобу Камчатский педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

  • многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;

  • большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

  • способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на переживания других, близких им людей;

  • появлением чувства любви;

  • развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности [6].

Старший школьный возраст – это период формирования взглядов и убеждений, т. е. мировоззрения. У старших школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего вокруг них, выработать собственные взгляды и отношение. Именно в этом выражается их самостоятельность. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Старшему школьнику недостаточно, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуальность. Отсюда его стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто – с помощью экстравагантной одежды, прически и т. п.). У старших школьников заметно растет самосознание. Юноши хотят знать, кто они такие, чего они стоят, на что способны [19].

Уровень самосознания определяет и уровень требований к самим себе и к окружающим. Школьники старших классов становятся более критичными и самокритичными. При этом моральные качества оцениваются выше, чем волевые. У них создается более целостное представление о себе и других людях. С точки зрения умственного развития в этом возрасте, учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Формируется основа умения рассуждать гипотетикодедуктивным способом, оперировать гипотезами; мыслить абстрактнологически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Все это дает возможность дать творческой деятельности учащихся активную осознанную интеллектуальную деятельность [7].


В целом, творческая деятельность в среднем школьном возрасте несет в себе позитивное влияние. Например, подростки стремятся к экспериментированию разных социальных ролей, что во многом дает творческая деятельность, которая может дать отправную точку размышлениям совершенно с любой нужной позиции. Творческая деятельность имеет важное значение в подростковом возрасте, так как дает возможность самореализации и осознание себя, как уникальную личность и часть коллектива, развивает конструктивное общение и взаимодействие между учащимися. Также на данном этапе она приобретает качества активной осознанной интеллектуальной деятельности, что делает возможным ее совмещение с другими предметами нетворческого цикла [19].

Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, мышлением), а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний [6].

В подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с подростками – что-то таинственное, непонятное происходит с ними. Чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем, будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может оставаться глухим к человеческой беде [1].

Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло. Да, годы отрочества и отличаются от детства тем, что человек в этом возрасте видит, чувствует, переживает не так, как видел, чувствовал и переживал в детские годы. Подросток видит то, что еще не видит ребенок. Он же видит то, что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый. Видение мира у подростка - единственное в своем роде, уникальное, неповторимое состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем. Трудность воспитания в подростковом возрасте состоит в том, что ребенка мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя [13].


В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание [9].

Высокий уровень развития самосознания школьника среднего возраста, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Настоящее мастерство воспитания подростка - дать ему самому возможность подумать, как воспитывать себя, как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности, переживая радость победы [6].

Отмечая психологические трудности юношеского возраста можно отметить несколько уровней:

  • психофизиологический;

  • психологический;

  • личностный и межличностный.

На психофизиологическом уровне имеются такие трудности:

  • незавершенность физического развития;

  • синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность);

  • неустойчивость эмоциональной сферы;

  • высокий уровень личностной тревожности;

  • особенности высшей нервной деятельности.

Психологический уровень отражает трудности такого характера, как:

  • задержка развития теоретического мышления;

  • отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти;

  • нереалистичность воображения;

  • несформированность волевой сферы [7].

На личностном и межличностном уровне возникают такие трудности:

  • проблемы самосознания;

  • проблема личностного роста;

  • неадекватный уровень притязаний;

  • несформированность жизненных планов;

  • несформированность потребностей;

  • несовпадение учебных и профессиональных интересов;

  • низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и т.д/ [6].

Приоритетность взгляда в будущее побуждает старшеклассников к ценностно-ориентационной активности, стремлению к автономии и праву быть самим собой [15]. «Разграничивают поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых)».

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».


1.2. Общая физическая подготовленность
Физическая подготовленность — это возможности функциональ­ных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Физическая подготовленность как компонент спортивной подготовленности в толковом словаре спортивных терминов дается определение понятия спортивная подготовленность как «состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (физической, технической, тактической, психической), позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности». Там же читаем, что «физическая подготовка - одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей)» [20]. К.Л. Чернов под спортивной подготовленностью называет «связанную систему знаний, умений, навыков, качеств, свойств функциональных систем, определяющую уровень квалификации человека в некоторой профессии» [12]. Ю.И. Смирнов трактует спортивную подготовленность как «комплексный результат подготовки, выражающийся в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, его специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных навыков, умений и спортивных знаний» [14].

Многие авторы согласны с их мнением и истинным критерием спортивной подготовленности считают спортивный результат. При этом они отмечают, что спортивный результат, а, следовательно, и спортивная подготовленность, явление многофакторное, в котором значительный вес имеют многие компоненты, в том числе и физиологические, что особенно относится к видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. Ряд авторов добавляет, что в состоянии пика спортивной формы некоторые физиологические показатели не соответствуют своим максимальным значениям.

Очень близок по смыслу к понятию «физическая подготовка» термин «тренированность», т.е. «состояние организма, определяющее уровень физической подготовленности спортсмена, которое является следствием тренировки» [6]. Тренированность является комплексным медико-педагогическим понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой технико-тактической и психологической подготовленностью спортсмена. В настоящее время ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Следовательно, тренированность определяет физическую подготовленность спортсмена, которая, в свою очередь, является составной частью спортивной подготовленности. Но связь между этими понятиями намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Так существует мнение специалистов, что в спорте нет общей тренированности, следовательно, и показателей общей физической подготовленности, поэтому спорт характеризуется показателями специальной физической подготовленности.


Другие авторы утверждают, что нельзя отказываться от понятия общей тренированности, так как именно она является необходимым базисом специальной подготовленности. Н.А. Бернштейн и В.М. Зациорский определяют тренированность методом оценки двигательных показателей и эффективности техники в совокупности с морфологическими характеристиками [4]. В.А. Запоражанов, В.М. Зациорский, B.C. Фарфель полагают, что тренированность - понятие интуитивное, не имеющее четких измерений [9].

Для учебных и тренировочных целей, для выбора средств и нагрузок, для дальнейшего роста спортивного мастерства нужна еще оценка многих компонентов, составляющих спортивную подготовленность, в том числе обусловленных внешними условиями и воздействиями. Количество компонентов подготовленности одного спортсмена весьма велико и трудно поддается полному анализу. Учитываемые сегодня компоненты спортивной подготовленности состоят из многих других компонентов также разного значения. Н.Г. Озолин определяет 20 видов спортивной подготовленности, каждому из которых соответствуют 4 составляющих компонента. Jсобый интерес представляют следующие виды спортивной подготовленности: физическая, общая физическая, общая функциональная, специальная физическая, специальная функциональная, специальная мышечная сила, специальная быстрота (скорость) движений, специальная выносливость.

Кроме вышеперечисленных компонентов также присутствуют теоретическая, техническая, тактическая, психологическая, волевая, интегральная и др. виды спортивной подготовленности. Специалисты утвержда.т, что все они «взаимосвязаны и проявляются как многочисленные морфоанатомические, физиологические, биохимические и двигательные возможности единого организма.

При определении этих компонентов следует различать две группы: одна, обусловленная в большей мере генетическими предпосылками, и другая, зависящая от степени тренированности» [11]. Среди всех компонентов спортивной подготовленности автор различает «ведущие - возрастающие в процессе подготовки; поддерживающие - достигающие определенного уровня и останавливающиеся на нем; обеспечивающие - создающие психологические, физиологические и биохимические возможности для проявления ведущих и поддерживающих компонентов» [11].

В ряде работ специалисты и ученые выделяют в структуре спортивной подготовленности составляющие ее части, которые по степени значимости располагают на трех уровнях. Первый включает в себя характеристики соревновательной деятельности, определяемые в результате регулярного многолетнего сбора информации во время соревнований. На втором уровне - характеристики специальной физической, технической и тактической подготовленности спортсменов. На третьем уровне рассматриваются характеристики функциональной и психической подготовленности, морфологические особенности, возраст, спортивный стаж и др.