Файл: Лекция основы организации санитарногигиенического обеспечения в период чрезвычайных ситуаций. Гигиенические основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важность проблемы определяется еще и тем, что по мере роста и развития организма происходит рост глаза и развитие его преломляющей системы, которые заканчиваются к 9-10 годам.
Циннова связка, или ресничный поясок, цилиарная связка (лат. zonula ciliaris), — круговая связка, подвешивающая хрусталик глаза, образованная из тонких гликопротеиновых зонулярных волокон (fibrae zonulares). Расположена в задней камере глаза. Названа в честь немецкого врача
Иоганна Готтфрида Цинна
, который описал её в 1755 году.
Волокна цинновой связки покрыты мукополисахаридным гелем с целью защиты от протеолитических ферментов водянистой влаги камер глаза. Это обусловливает мембраноподобный вид передней и задней камер глаза.
Когда циннова связка натягивается или расслабляется, происходит сокращение цилиарной мышцы, приводящее к изменению кривизны хрусталика, что обеспечивает акт аккомодации
. При сокращении мышцы натяжение уменьшается, и хрусталик округляется. При расслаблении мышцы зонулярные волокна натягиваются, и хрусталик сплющивается. Фокус удаляется.
В цинновой связке различают передние и задние зонулярные волокна. Передние зонулярные волокна отходят от основания ресничных отростков и прикрепляются к экваториальной и задней частям хрусталика
. Задние зонулярные волокна отходят от зубчатого края и прикрепляются к передней части хрусталика. Между скрещенными передними и задними волокнами вокруг хрусталика образуется незамкнутое щелевидное пространство, которое называется каналом.
Зонулярные волокна прикрепляются на цилиарном теле к стекловидной мембране, самому наружному слою.
При отрыве волокон цинновой связки хрусталик смещается (происходит вывих хрусталика
)
Близорукость формируется под влиянием комплекса многочисленных
неблагоприятных факторов, сложного сочетания эндогенных и экзогенных
факторов. При этом, в ряде случаев определяющее влияние оказывают условия
внешней среды.
Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи от отдельных точек его были сфокусированы на сетчатке. Эту функцию выполняют преломляющие среды глаза. В обычных условиях преломляющая сила глаза ребенка обеспечивает фокусировку лучей, поступающих от далеко расположенных предметов. Близкие предметы при этом видны расплывчато, т.к. лучи от них сфокусированы за сетчаткой. Для того, чтобы ясно видеть близкие предметы необходимо увеличить преломляющую силу глаза.
Отсюда становится понятным, почему одновременно нельзя ясно видеть далекие и близкие предметы . Приспособление глаза к ясному видению различно удаленных предметов, называется аккомодацией. Кривизна хрусталика зависит от взаимодействия сил, эластичности его структур и упругости, возникающей в цилиарном аппарате и склере, к которой прикреплена цилиарная связка. Механическое натяжение склеры в свою очередь зависит от внутриглазного давления. Так как обычно волокна связки натянуты, то форма хрусталика менее выпуклая, чем свойства его эластических элементов. В

регуляции натяжения цилиарного аппарата ведущее значение принадлежит цилиарной мышце. В ней имеются два типа волокон: меридиановые и
циркулярные. Меридиановые волокна тянутся от места перехода роговицы в склеру до цинной связки и при их возбуждении «снимается» натяжение цинновой связки. Активно уменьшается натяжение связки и при сокращении циркулярных волокон. В результате под влиянием эластических сил хрусталика кривизна его увеличивается. При максимальной кривизне хрусталика точка ближайшего максимума видения глаза находится на расстоянии 7 см. Цилиарная мышца иннервируется парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва, при возбуждении которых глаз начинает ясно видеть близко расположенные предметы. В связи с тем, что для видения предметов, находящихся недалеко цилиарная мышца должна находиться в сокращенном состоянии то, например, при продолжительном чтении глаза начинают уставать.
Гигиеническое обоснование правильной позы.
Понятия «поза» и «
осанка
» часто смешивают. Оба эти понятия характеризуют положение тела человека.
Человек под влиянием внешних обстоятельств или усилием воли может принять любую (доступную для его опорно-двигательной системы
) позу. Однако осанка — это та привычная поза, которая определяется рефлекторно, так называемым двигательным стереотипом
— комплексом безусловных рефлексов
, а также скелетным и мышечным балансом.
С точки зрения физиологии и биомеханики поза и осанка
— отличаются следующим образом:
• поза — это любое положение тела человека и животного;
• осанка это — это привычная вертикальная поза (вертикальное положение тела человека) в покое и при движении, определяемая двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом.
Как следует из определения осанки, речь идет только о привычной, вертикальной позе.
Поза же является одной из характеристик осанки.
Поза — это «застывшее» движение, а осанка — «живая» поза, изменяющаяся во времени
(осаночное колебание тела при стоянии, положение сегментов тела при ходьбе и т. п.)
Поза — характеристика любого животного, а осанка, являясь продуктом прямохождения, свойственна только человеку.
Ортоградная поза
Синонимы:
• вертикальная поза;
• ортоградное положение тела;
• вертикальное положение тела человека.
В процессе эволюции человека сформировалась одна из наиболее целесообразных и устойчивых динамических систем — функциональная система антигравитации. Человек с первых часов своего внутриутробного развития существует в условиях гравитационного

поля
Земли
. Для постоянного противодействия гравитационному фактору и компенсации нежелательных сдвигов в организме осуществляются многообразные, оперативно подстраиваемые под текущую ситуацию вестибуло-моторные, вестибуло-висцеро- сосудистые и вестибуло-глазодвигательные реакции
[4]
Удержание вертикальной позы, прямостояние и прямохождение
— это одна из основных черт приспособленности человека к существованию в гравитационном поле Земли.
Удержание вертикальной позы вбирает в себя особенности конституции человека, интегрирует его жизненный опыт и отчасти демонстрирует функциональные и патологические особенности конкретного индивида. Ортоградное положение тела характеризует такие двигательные действия человека, как стояние
, ходьба
, бег и прочие виды двигательной деятельности.
Ортоградная поза — наиболее изученное и изучаемое положение человека многими науками, такими как анатомия
, биомеханика
, физиология
, медицина
, постурология
, физическая культура
Ортоградная поза связана с важным биомеханическим параметром человека, именуемым
«
осанка
».
Поза сидя
Поза для отдыха или для выполнения каких-либо действий с опорой на «пятую точку», на ягодицы или бёдра, при которой туловище сохраняет вертикальное положение
(
en:sitting
).
Существует и более научное определение этой позы:
«Положение тела при котором вес тела переносится главным образом на седалищные бугры таза и подлежащие мягкие ткани»
Существует множество типов сидения:
• на стуле;
• на полу; o
«поза портного»; o
«
поза лотоса
» (в йоге
); o
«по-японски»(
Сэйдза
);
• на «корточках».
Поза сидя на стуле
Поза сидя характеризуется углом, образованным лучами, проведенными от нижней части грудины к плоскости лица и к сгибу коленного сустава. Этот угол называется углом наклона туловища.
В зависимости от угла наклона туловища, различают:
• нормальный угол наклона (при хорошей осанке);
• угол сутулости;
• угол компрессии (такая поза характеризует очень плохую осанку или очень плохую привычку сидеть «сложившись»).

Поза удобна, например, для офисной работы, но сама по себе является тяжёлым испытанием для скелета и внутренних органов человека.
Сутулая поза сидя характеризуется максимальным сгибанием в поясничном и грудном отделах позвоночника, наклоном туловища вперёд.
Эта поза имеет целый ряд неблагоприятных биомеханических и физиологических последствий:
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

1. Сглаженный поясничный
лордоз
и наклоненный грудной и соответственно
шейный сегменты тела приводят к перегрузке шейного и поясничного
отделов
позвоночника
.
2. Если вес головы составляет в среднем 3 кг, то нагрузка на шейный отдел
позвоночника возрастет многократно — до 18 кг.
3. Нагрузка на передний опорный комплекс позвоночника увеличивается при
уменьшении поясничного лордоза При сутулой осанке без того высокая нагрузка
возрастет со 150% до 180% веса тела.
4. При наклоне грудного сегмента вперед, уменьшается объём грудной полости, и
мы наблюдаем сдавливание, как лёгких, так и органов брюшной полости.
Сдавливаются гортань и сосуды шеи.
5. Ухудшается кровоток в органах малого таза.
Также сутулая поза вызывается у школьников при работе за слишком низким столом, т. к. стол и стул должны соответствовать его росту.
Рабочая поза
Рабочая поза — взаимное расположение частей тела при выполнении трудовой операции изучается наукой эргономикой
(гигиеной труда).
Рабочие позы подразделяют на свободные, неудобные, вынужденные и фиксированные.


К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук).

К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей.

К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т. д.

Фиксированная рабочая поза — невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жёстко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов — луп и микроскопов
[9]
В настоящее время всё большее внимание уделяют эргономике поз офисного труда и школьного обучения.
Выполняя школьные задания, дети, как правило, вынуждены длительное время сохранять рабочие позы, которые часто не соответствуют нормальной физиологии. После начала занятий в школе для ребёнка количество времени, проводимого в сидячей позиции, значительно увеличивается, и школьная парта становится важным фактором окружения.
Принято считать, что готовить уроки удобнее всего сидя за столом.
Критерии оценки позы
Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.
Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается
правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность
сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и
зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр
тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности. Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и
соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны
корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и
неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как,

близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз. Психофизиологические
критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной
области и задней поверхности бедер, зрительный комфорт (особенно в компьютерных классах) .
Правильная поза
При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х -
ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова
слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и
разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в
горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.
Парты, за которыми выросло не одно поколение советских школьников, разработал в начале прошлого века российский учёный, основоположник научной гигиены
Федор
Эрисман
(Фридрих Гульдрейх, нем.
Friedrich Huldreich Erismann). Он изучал строение тела и физиологию ребёнка и на основе своих исследований сконструировал оптимальную модель ученического стола. Парты Эрисмана стали такой же неотъемлемой частью школы, как доска или мел. Оснастив все школы советского союза (в 1924 году) новыми деревянными партами с наклонной откидной верхней панелью, как и ожидалось, было получено снижение заболеваемости сколиозом.
В сельской местности нарушения опорно-двигательного аппарата отмечаются примерно у
13% детей, в городах у 18%. Нарушение осанки и искривление позвоночника обычно связано с несоответствием размера мебели росту детей, а также с недостаточным контролем педагогов м родителей за правильностью посадки детей на уроках и при выполнении домашних заданий. Предметы оборудования , предназначенные для детей и подростков, должны полностью соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма. Детская и школьная мебель должна отвечать характеру воспитательного и образовательного процесса, ее размер - росту, а масса силе детей.
Мебель и другое оборудование должны способствовать правильной учебной позе ребенка, соответствовать основным пропорциям его тела. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, доступной для очистки и дезинфекции.
Учебный процесс связан с большим не только умственным, но и физическим напряжением. Занятия за партой, чертежным столом, стояние за верстаком, сидение во время рукоделия, за компьютером связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей.
Основную роль в регуляции позы играют нервно-мышечная система и суставной аппарат.
В систему управления позой входят соответствующие сегменты спинного мозга, получающие сигналы от мышечных рецепторов. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что сохранение позы осуществляется благодаря физическому тремору, постоянным незначительным движениям по отношению к среднему положению.