Файл: Лекция основы организации санитарногигиенического обеспечения в период чрезвычайных ситуаций. Гигиенические основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позы, которые сопровождаются малым наклоном корпуса, более выгодны с точки
зрения статики и биомеханики, вызывают малую амплитуду колебаний центра
тяжести. Позы с большим наклоном корпуса приводят к смещению центра тяжести вперед, и амплитуда колебаний увеличивается. Кроме того, увеличение наклона корпуса и нарастание в связи с этим активности мышц спины и шеи сопровождаются некоторым учащением пульса и уменьшением амплитуды дыхательных движений, могут способствовать нарушениям зрения, развитию ряда патологических явлений, связанных с этим активности мышц спины и шеи сопровождаются некоторым учащением пульса и уменьшением амплитуды дыхательных движений, могут способствовать нарушениям зрения, развитию ряда патологических явлений, связанных с венозным застоем в конечностях и малом тазу, и, наконец, сдавлением передних отделов межпозвоночных дисков.
Установлено, что степень наклона корпуса во время занятий увеличивается с возрастом. У школьников начальных классов на протяжении 30-45 минутных занятий голова имеет наклон кпереди по отношению к горизонтальной плоскости, в среднем равный 45 град., грудной отдел позвоночника - 55 град. У школьников средник классов эти значения составляют 39 и 53 град, а у старшеклассников- соответственно - 33 и 48 град.
Возрастные особенности позы при работе за столом объясняются особенностями формы позвоночника и величиной его функциональных изгибов, гравитационными силами, увеличивающимися с возрастанием массы, анатомическими различиями, обуславливающими разную длину туловища и высоту линии глаз над столом. А также усвоенным навыком правильной позы.
Менее совершенная регуляция позы и меньшая ее устойчивость в младшем школьном возрасте является одной из причин трудности преодоления статических нагрузок. У школьников младших классов, несмотря на относительно меньший наклон корпуса во время занятий, отмечается большая амплитуда колебаний центра тяжести корпуса.
К физиологическим критериям оценки позы относится степень мышечной активности направленной на поддержание тела. «Экономичность» позы характеризуется и реакциями со стороны кровообращения и дыхания. К физиологическим критериям относятся также устойчивость и регуляция позы с помощью микроколебаний. В задачу удержания позы входит сведение к минимуму величины отклонения центра тяжести от положения равновесия.
По сравнению с позой стоя, сидячая поза более выгодна с точки зрения энергозатрат, характеризуется большей площадью опоры, более низким расположением центра тяжести и соответственно более выгодными условиями равновесия тела человека и характера гемодинамики.
Положение тела считается правильным, если при нем сохраняются устойчивое
равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной,
пищеварительной систем , слухового и зрительного анализаторов. При письме для
организма менее утомительна посадка, при которой центр тяжести туловища,
распологающийся между телами 9 и 10 грудных позвонков, находятся прямо над
плоскостью, образуемой площадями опоры - седалищными буграми и
подвздошными костями. При этом, линия тяжести пересекает скамью позади
тазобедренного сустава. При такой посадке голова несколько наклонена вперед,


глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами
от тетради. Плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, предплечья и
кисти рук симметрично располагаются на столе, туловище отодвинуто на 3-5 см
(толщина кисти рук школьника) от края стола. Во избежание давления кровеносных
сосудов, расположенных в подколенной области, не менее 2/3 и не более 3/4
длины бедра лежат на сидении. Стопами учащийся опирается о пол
( при этом ноги согнуты в коленях под прямым углом) или о подножку.
При правильной посадке имеется достаточное количество площадей опоры
(сиденье, спинка скамьи, пол и подножка), что уменьшает мышечное напряжение и
возможность преждевременного утомления.
К числу патофизиологических критериев оценки позы или возможных повреждающих моментов следует отнести ассиметрию позы и сопутствующую ей ассиметрию мышечной активности, а также чрезмерные наклоны впереди при посадке за партой.
При относительной неустойчивости костно-мышечной системы у детей неправильное положение тела может быстро привести к утомлению организма, а также к возникновению различного рода нарушений (сутуловатость, сколиозы, асимметрии плеч и лопаток). Кроме того, в положении сидя имеется ряд особенностей, затрудняющих функции внутренних органов, систем кровообращения и дыхания, которые могут играть определенную роль в развитии некоторых патологических состояний. В процессе учебных занятий организм школьника испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту учащихся и другим соматометрическим параметрам.
Одновременно возникают условия, способствующие развитию близорукости и ее прогрессирования, нарушению осанки.
К психофизиологическим критериям относится субъективная связь с удобством позы. С отсутствием или наличием давления в области седалищных бугров или задней поверхности бедер, оценка степени длительного беспокойства, удобства зрительной работы от глаз до рабочей поверхности. Психофизиологические критерии приобретают особенно большое значение с введением в учебный процесс ТСО.
Детская мебель должна быть стандартизована. Пропорции тела меняются в зависимости от роста тела в длину, поэтому ведущим в определении группы мебели является рост. Рост школьников для определения размеров мебели измеряется в обычной обуви непосредственно в классе
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка.
Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа, и таким образом неправильная осанка закрепляется.
Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития, а также целенаправленное использование средств физического воспитания. К задачам такого воспитания относят следующие:


1. улучшение и нормализация нервных процессов, повышение неспецифической
сопротивляемости детского организма
2. активизация общих и местных обменных процессов
3. выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища
4. исправление имеющегося дефекта осанки
5. формирование и закрепление правильной осанки