Файл: Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Форма диктатуры пролетариата - Республика Советов. В ней сочетаются черты государственной и общественной организации, элементы представительной и непосредственной демократии. В Советах сосредоточивается законодательная, исполнительная и контрольная власть. Они принимают законы, которые реализует исполнительная власть и отчитывается пред Советом. И таким образом, диктатуру осуществляет пролетариат, организованный в Советы. Партия реализует свои решения путем кадровой политики.
После утверждения власти, пролетарское государство сейчас же начнет отмирать («О государстве»), ибо в обществе без классов оно не нужно. К числу причин отмирания государства и права Ленин относил созданную при капитализме систему учета и контроля. Она проста и доступна всем. Конечно, это долгий путь. Но сама идея незыблема и сугубо важна для марксизма.
Взгляды Ленина на государство и право, его деятельность оказали особо сильное влияние на историю XX века.
27.Политико-правовая идеология анархизма. П.Ж. Прудон.
Под анархией (греч. аnarchia - безвластие) понимается упразднение всех форм угнетения человека, замена « политической конституции» «социальной», соответствующей справедливости и природе человека. Анархисты отрицали государственную власть, предлагали заменить ее самоуправлением. Они выступали с идеей социальной революции не с помощью государства , а против государства, объясняя это тем, что государство является более жестким эксплуататором, чем буржуазия.
Одним из первых крупных теоретиков анархизма был Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Свои идеи он изложил в книге «Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти» (1840). Сущность социальной революции Прудон видел в экономическом перевороте. Он различал две стадии социалистической теории: утопическую и научную. Социализм становится научным, когда опирается на экономическое обоснование. При этом общество есть естественная форма жизни людей. Оно основано на разделении труда, равенстве, взаимном обмене услугами и результатами труда, трудовой собственности и на свободном объединении. В совокупности эти элементы составляют «социальную конституцию». Ее основа - свобода и равенство.
Социальная конституция устанавливается в результате социального переворота. Главная задача переворота - упразднение «политической конституции», государства и права, так как « всякая власть - это деспотизм». Класс людей, обладающих политической властью, не занят производительным трудом и не может существовать без эксплуатации общества. То же и право. От него вред обществу, поскольку законы издаются в интересах власти. Они многочисленны и изменчивы. Поэтому законодательство непременно растет, появляются все новые декреты, законы, часто противоречивые и все это обрушивается на народ.
Государство не только эксплуатирует общество и осуществляет тотальный надзор, силой подавляет недовольных. Конституционное государство - это и союз буржуазии против рабочих, оно сохраняет прибыль. Поэтому, политические преобразования бессмысленны, а необходим экономический переворот, тогда будет справедливое распределение, прямой обмен результатами труда, бесплатный кредит, народный банк, собственность меняется владением. Метод, с помощью которого можно достичь этого - просвещение, в результате чего произойдет мирная революция.
Вместо политической формы организации общества должна быть экономическая ассоциация. А в целом общество будет представлять федерацию ассоциаций.
Краеугольным камнем теории анархизма является автономия личности. Сделать человека свободным, значит уравновесить, уравнять его с другими. И человек действует автономно, независимо от авторитетов. Цель социализма по Прудону - освободить человека от гнета эксплуатации, нищеты, угнетения государства, буржуазии и церкви. Социализм - единственно справедливый строй. Идеи социальности он противопоставлял буржуазному индивидуализму и эгоизму.
В.И. Ленин указывал на три основные различия анархизма и марксизма. Марксизм ставит цель уничтожения государства после уничтожения классов, как результат построения социализма, ведущий к отмиранию государства. Анархисты - «с сегодня на завтра». Марксизм - пролетариат, завоевав политическую власть, ломает старую государственную машину, чтобы заменить ее новой. Анархисты отрицают всякую власть. Марксизм - пролетариат готовит революцию путем использования современного государства. Анархисты - против государства.
28. Теократические теории Ионна Златоуста и Аврелия Августина.
Одним из первых теоретиков теократии был дважды низложенный константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (345-407 гг.). Логика его рассуждений сводилась к следующему. Из слов апостола “всякая власть от бога”, не следует, что каждый князь лично ставится богом, это лишь общий принцип власти. Далее: библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, - не истинные цари, они несли наказания за такие действия. Из этого следует вывод: “оставайся в своих границах - одни пределы царства, другие священства. Однако последнее больше первого... Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души... Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку священника”.
Виднейшим идеологом церкви и западной патристики был гиппонский епископ Аврелий Августин (354-430 гг.), “святой и учитель церкви”. В 387 году он принял крещение, с 395 года - епископ Гиппона. Характерной чертой мышления Августина было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой посвящена «Исповедь» - лирическая автобиография, рисующая его внутреннее развитие от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом Августин сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции его философии сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации темных «бездн» души, Августин пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает».
Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате « О граде Божием», написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 году.
В работе “О граде Божием” Августин писал, что в мире существует два государства: “Божий град” (церковь) - духовная общность, основанная «на любви к богу, доведенной до презрения к себе», и “град земной” (государство), основанный «на любви к себе, доведенной до презрения к богу». Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь” и теперь есть царствие земное”. Только в ней “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”. К граду Божию принадлежит Авель - первый праведник.
Основателем града земного был братоубийца Каин; государство - создание человеческое, его цель - временная, “оно создано насилием, держится принуждением”. “При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки, что такое как не государства в миниатюре”. Оправдание государства, по Августину, в том, что оно поддерживает земной, временный порядок.
Но государства разные: есть два вида земных царств. Одни - организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцем Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, “общество нечестивых”. Другие царства – это “христианские государства”, власть которых основана на заботе о подвластных. В конечном счете, оправдание государства - в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.
Августин призывал насильственно приобщать к христианской вере, вооруженным путем искоренять ереси. Если неверие не поддается убеждению, то должно “принуждать людей, а не учить”. Ссылаясь на св. Луку, он призывал: “Принудьте войти всех, кого найдете”. Compelle intrare (“принуди войти”) - в средние века стали девизом инквизиции.
Всякое насилие - от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди» , до государственного насилия - для Августина есть следствие греховной испорченности человека и потому неизбежно. Таким образом, оправдание государства, по Августину, - и в поддержании социального порядка. Он выдвинул свой довод в оправдание рабства - “имя рабства заслужила вина, а не природа”. Источник рабства - прегрешение библейского Хама: “Грех - первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды”.
Христианское вероучение в работах Августина откровенно приспосабливается к интересам власть имущих. Так, частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых - есть божественные установления. Бог сотворил “богатого - чтобы помочь бедному, бедного - чтобы испытать богатого”. Перетолковывает он и заповедь “не убий”, “ее отнюдь не переступает те, которые ведут войны по полномочию от бога”, читай - от церкви.
Влияние Августина было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья он был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм - переживание от благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения Августина. В современной католической неосхоластике к Августину апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма, экзистенциалисты видят в Августине одного из своих предшественников.
Теократические идеи Августина наиболее полно осуществились в Византии, где союз церкви и государства создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.
29.Проекты Конституций Н.М. Муравьева.
"КОНСТИТУЦИЯ" Н.М. МУРАВЬЕВА - проект государственного преобразования России, подготовленный Н.М. Муравьевым, одним из руководителей Северного общества декабристов.
Всего известно четыре редакции "Конституции". Первая из них была написана в 1821 г., последняя - в 1826 г. в Петропавловской крепости по требованию Следственного комитета.
В соответствии с "Конституцией" Н.М. Муравьева после переворота Россия должна была стать федеративным государством, состоящим из 13 держав и 2 областей. Эти крупные административные единицы могли самостоятельно решать свои дела, у них были свои законодательные и исполнительные органы власти, свои столицы. В каждой из держав создавалось правительственное собрание.
Верховная власть в стране передавалась Народному вече и императору. Народное вече, состоявшее из Верховной думы и Палаты представителей, становилось высшим законодательным органом. Оно должно издавать законы, объявлять войну, устанавливать налоги, руководить развитием народного хозяйства. Император получал высшую исполнительную власть, ограниченную конституцией. По существу, он становился высшим чиновником России. Н.М. Муравьев таким образом надеялся ввести в России конституционную монархию, близкую европейским образцам.
Крепостное право по "Конституции" отменялось. Все граждане объявлялись равными перед законом. Гражданином России становился человек, достигший 21 года, имевший постоянное место проживания и выполнявший определенные обязанности перед обществом. Избирательным правом пользовались граждане, обладавшие недвижимой или движимой собственностью стоимостью 500 и 1000 рублей соответственно.
Освобожденные от крепостного состояния крестьяне получали в собственность дом, приусадебный участок и 2 десятины земли. Помещичье и церковное землевладение сохранялись. Крестьяне по-прежнему должны были трудиться в помещичьих хозяйствах, но теперь уже в качестве вольнонаемных рабочих. Хотя "Конституция" Н.М. Муравьева предусматривала освобождение крестьян и либеральные реформы, в первую очередь она была нацелена на отстаивание интересов имущих сословий и существенно ущемляла права большинства населения России.
После утверждения власти, пролетарское государство сейчас же начнет отмирать («О государстве»), ибо в обществе без классов оно не нужно. К числу причин отмирания государства и права Ленин относил созданную при капитализме систему учета и контроля. Она проста и доступна всем. Конечно, это долгий путь. Но сама идея незыблема и сугубо важна для марксизма.
Взгляды Ленина на государство и право, его деятельность оказали особо сильное влияние на историю XX века.
27.Политико-правовая идеология анархизма. П.Ж. Прудон.
Под анархией (греч. аnarchia - безвластие) понимается упразднение всех форм угнетения человека, замена « политической конституции» «социальной», соответствующей справедливости и природе человека. Анархисты отрицали государственную власть, предлагали заменить ее самоуправлением. Они выступали с идеей социальной революции не с помощью государства , а против государства, объясняя это тем, что государство является более жестким эксплуататором, чем буржуазия.
Одним из первых крупных теоретиков анархизма был Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Свои идеи он изложил в книге «Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти» (1840). Сущность социальной революции Прудон видел в экономическом перевороте. Он различал две стадии социалистической теории: утопическую и научную. Социализм становится научным, когда опирается на экономическое обоснование. При этом общество есть естественная форма жизни людей. Оно основано на разделении труда, равенстве, взаимном обмене услугами и результатами труда, трудовой собственности и на свободном объединении. В совокупности эти элементы составляют «социальную конституцию». Ее основа - свобода и равенство.
Социальная конституция устанавливается в результате социального переворота. Главная задача переворота - упразднение «политической конституции», государства и права, так как « всякая власть - это деспотизм». Класс людей, обладающих политической властью, не занят производительным трудом и не может существовать без эксплуатации общества. То же и право. От него вред обществу, поскольку законы издаются в интересах власти. Они многочисленны и изменчивы. Поэтому законодательство непременно растет, появляются все новые декреты, законы, часто противоречивые и все это обрушивается на народ.
Государство не только эксплуатирует общество и осуществляет тотальный надзор, силой подавляет недовольных. Конституционное государство - это и союз буржуазии против рабочих, оно сохраняет прибыль. Поэтому, политические преобразования бессмысленны, а необходим экономический переворот, тогда будет справедливое распределение, прямой обмен результатами труда, бесплатный кредит, народный банк, собственность меняется владением. Метод, с помощью которого можно достичь этого - просвещение, в результате чего произойдет мирная революция.
Вместо политической формы организации общества должна быть экономическая ассоциация. А в целом общество будет представлять федерацию ассоциаций.
Краеугольным камнем теории анархизма является автономия личности. Сделать человека свободным, значит уравновесить, уравнять его с другими. И человек действует автономно, независимо от авторитетов. Цель социализма по Прудону - освободить человека от гнета эксплуатации, нищеты, угнетения государства, буржуазии и церкви. Социализм - единственно справедливый строй. Идеи социальности он противопоставлял буржуазному индивидуализму и эгоизму.
В.И. Ленин указывал на три основные различия анархизма и марксизма. Марксизм ставит цель уничтожения государства после уничтожения классов, как результат построения социализма, ведущий к отмиранию государства. Анархисты - «с сегодня на завтра». Марксизм - пролетариат, завоевав политическую власть, ломает старую государственную машину, чтобы заменить ее новой. Анархисты отрицают всякую власть. Марксизм - пролетариат готовит революцию путем использования современного государства. Анархисты - против государства.
28. Теократические теории Ионна Златоуста и Аврелия Августина.
Одним из первых теоретиков теократии был дважды низложенный константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (345-407 гг.). Логика его рассуждений сводилась к следующему. Из слов апостола “всякая власть от бога”, не следует, что каждый князь лично ставится богом, это лишь общий принцип власти. Далее: библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, - не истинные цари, они несли наказания за такие действия. Из этого следует вывод: “оставайся в своих границах - одни пределы царства, другие священства. Однако последнее больше первого... Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души... Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку священника”.
Виднейшим идеологом церкви и западной патристики был гиппонский епископ Аврелий Августин (354-430 гг.), “святой и учитель церкви”. В 387 году он принял крещение, с 395 года - епископ Гиппона. Характерной чертой мышления Августина было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой посвящена «Исповедь» - лирическая автобиография, рисующая его внутреннее развитие от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом Августин сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции его философии сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации темных «бездн» души, Августин пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает».
Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате « О граде Божием», написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 году.
В работе “О граде Божием” Августин писал, что в мире существует два государства: “Божий град” (церковь) - духовная общность, основанная «на любви к богу, доведенной до презрения к себе», и “град земной” (государство), основанный «на любви к себе, доведенной до презрения к богу». Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь” и теперь есть царствие земное”. Только в ней “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”. К граду Божию принадлежит Авель - первый праведник.
Основателем града земного был братоубийца Каин; государство - создание человеческое, его цель - временная, “оно создано насилием, держится принуждением”. “При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки, что такое как не государства в миниатюре”. Оправдание государства, по Августину, в том, что оно поддерживает земной, временный порядок.
Но государства разные: есть два вида земных царств. Одни - организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцем Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, “общество нечестивых”. Другие царства – это “христианские государства”, власть которых основана на заботе о подвластных. В конечном счете, оправдание государства - в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.
Августин призывал насильственно приобщать к христианской вере, вооруженным путем искоренять ереси. Если неверие не поддается убеждению, то должно “принуждать людей, а не учить”. Ссылаясь на св. Луку, он призывал: “Принудьте войти всех, кого найдете”. Compelle intrare (“принуди войти”) - в средние века стали девизом инквизиции.
Всякое насилие - от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди» , до государственного насилия - для Августина есть следствие греховной испорченности человека и потому неизбежно. Таким образом, оправдание государства, по Августину, - и в поддержании социального порядка. Он выдвинул свой довод в оправдание рабства - “имя рабства заслужила вина, а не природа”. Источник рабства - прегрешение библейского Хама: “Грех - первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды”.
Христианское вероучение в работах Августина откровенно приспосабливается к интересам власть имущих. Так, частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых - есть божественные установления. Бог сотворил “богатого - чтобы помочь бедному, бедного - чтобы испытать богатого”. Перетолковывает он и заповедь “не убий”, “ее отнюдь не переступает те, которые ведут войны по полномочию от бога”, читай - от церкви.
Влияние Августина было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья он был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм - переживание от благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения Августина. В современной католической неосхоластике к Августину апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма, экзистенциалисты видят в Августине одного из своих предшественников.
Теократические идеи Августина наиболее полно осуществились в Византии, где союз церкви и государства создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.
29.Проекты Конституций Н.М. Муравьева.
"КОНСТИТУЦИЯ" Н.М. МУРАВЬЕВА - проект государственного преобразования России, подготовленный Н.М. Муравьевым, одним из руководителей Северного общества декабристов.
Всего известно четыре редакции "Конституции". Первая из них была написана в 1821 г., последняя - в 1826 г. в Петропавловской крепости по требованию Следственного комитета.
В соответствии с "Конституцией" Н.М. Муравьева после переворота Россия должна была стать федеративным государством, состоящим из 13 держав и 2 областей. Эти крупные административные единицы могли самостоятельно решать свои дела, у них были свои законодательные и исполнительные органы власти, свои столицы. В каждой из держав создавалось правительственное собрание.
Верховная власть в стране передавалась Народному вече и императору. Народное вече, состоявшее из Верховной думы и Палаты представителей, становилось высшим законодательным органом. Оно должно издавать законы, объявлять войну, устанавливать налоги, руководить развитием народного хозяйства. Император получал высшую исполнительную власть, ограниченную конституцией. По существу, он становился высшим чиновником России. Н.М. Муравьев таким образом надеялся ввести в России конституционную монархию, близкую европейским образцам.
Крепостное право по "Конституции" отменялось. Все граждане объявлялись равными перед законом. Гражданином России становился человек, достигший 21 года, имевший постоянное место проживания и выполнявший определенные обязанности перед обществом. Избирательным правом пользовались граждане, обладавшие недвижимой или движимой собственностью стоимостью 500 и 1000 рублей соответственно.
Освобожденные от крепостного состояния крестьяне получали в собственность дом, приусадебный участок и 2 десятины земли. Помещичье и церковное землевладение сохранялись. Крестьяне по-прежнему должны были трудиться в помещичьих хозяйствах, но теперь уже в качестве вольнонаемных рабочих. Хотя "Конституция" Н.М. Муравьева предусматривала освобождение крестьян и либеральные реформы, в первую очередь она была нацелена на отстаивание интересов имущих сословий и существенно ущемляла права большинства населения России.