Файл: Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Государство – это целостная структура, которая образована подчиненностью управляемых управляющим. Государство состоит из законов и политической власти. В догосударственном состоянии люди жили как животные, а потом они объединились и выбрали самого достойного своим вождем. Постепенно у них стали вырабатываться этические нормы, представления о добре и зле и т. д. Позже его представления об идеальном государе изменились. Макиавелли считает, что подданные выбирают его не по принципу силы, а по принципу справедливости и мудрости.
Эволюция форм государственности зависит от наличия противодействующих друг другу социальных сил – народа и аристократии. Первый не хочет, чтобы его угнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись.
В зависимости от числа правящих лиц Макиавелли выделяет:
1) единовластие, правление немногих;
2) правление всего народа.
В зависимости от целей государства и качества их достижения он вычленяет следующие типы:
1) монархию;
2) олигархию;
3) демократию.
Все три типа относятся к так называемым неправильным формам. Они приводят к попранию законов, пренебрежению интересами государства.
Макиавелли вырисовывает идеал государства из уже существующих форм государственности. Республика должна быть результатом согласования всех трех государственных форм, а интересы правителя и народа должны находиться в согласии. В таком случае государство будет благоденствовать. Большую роль в этом играет закон. Закон связывает обязательствами и государя, и народ. Закон защищает государство и от произвола толпы, и от несдержанности правителя. Мудрость народа сосредоточена в законе.
Сущность республики заключается в компромиссе между народом и знатью. Аристократия необходима, так как именно из нее выдвигаются государственные деятели, военачальники, чиновники. Народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона.
Каждое государство время от времени захватывают смуты. В этих случаях Макиавелли допускает введение диктатуры.
33.Марсилий Падуанский о государстве и праве.
Против притязаний католической церкви на светскую власть выступил бывший одно время ректором Парижского университета Марсилий Падуанский (1280? - 1343 гг.).
В работе “Защитник мира” (1324 г.) он утверждал, что основная причина войн, смут и возмущений - неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира государства.
Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, различия между грехом и заслугами перед богом, а также наказания и награды в мире, где судья Христос. Человеческий закон обеспечивает правоту и общее благо, прочность власти; различает правомерное и неправомерное, устанавливает справедливость. Его соблюдение обеспечивается принуждением. Специфика законов определяет цели, сферу и методы деятельности церкви и государства.
К делам церкви относятся божественные законы. Духовенство имеет право только учить, проповедовать вероучения, но не принуждать. Марсилий Падуанский отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии и, следовательно, наказывать нарушителей божественного закона (грешников) может только бог.
Еретика можно изгнать из государства, но это право князя, а не священника. Он был против привилегий пап, выступал за выборность священников и в целом за реформу церкви.
Поскольку цель человеческого закона – общее благо, то он должен приниматься народом. Народ лучше повинуется тем законам, которые сам создал. Обществу принадлежит большая сила для принуждения к соблюдению закона. Что касается правительства, приводящего законы в исполнение, то оно должно быть подзаконно и выбираться народом. При этом лучше, если правитель – монарх, пожизненно избираемый и ответственный перед народом. действие Идеи Марсилия Падуанского о принадлежности народу законодательной власти, подзаконности правительства, выборности правителя предвосхитили лозунги революций ХVII-ХVIII вв. Исходили они в большей части из практики современных ему городских республик.
34.Политико-правовые идеи «великих социалистов». Сен-Симон.
20-30 гг. XIX в. во Франции были временем активно-го развития политико-правовой мысли социалистического и коммунистического направления. Основными представителями этого периода являются Клод АнридеСен-Симон(1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837),в Англии - Роберт Оуэн (1771-1858). Для теорий социалистов характерны резкая критика капиталистического общества и попытки разработать альтернативные социальные проекты. Сен-Симон убедился, что
революция не ведет ни к чему, кроме хаоса и анархии. Чтобы предотвратить катаклизмы,необходимо преобразовать общество. Оно должно учитывать интересы широких масс, наиболее обездоленных.Он выделял три стадии развития общества:
1)теологическую, которая заключается в переходе от первобытного идолопоклонства к политеизму;
данной стадии соответствует рабовладельческий строй;
2) метафизическую, основанную на единобожии и феодальном способе ведения хозяйства;
3) позитивную, при которой веру в Бога заменит научное мировоззрение, обществом будут управлять
ученые. Переход к позитивной стадии Сен-Симон считает неизбежным. Промышленное общество основывается на всеобщей занятости и бурном развитии производительных сил.
Роберт Оуэн отмечал, что индустриализация в европейских странах позволит создать новое общество по принципу коммун. Он осознавал всю утопичность предлагаемых проектов, поэтому стремился не воплотить их в жизнь, а повлиять на общественное мнение.
35.Политические и правовые идеи реформации.
Эпоха. - Реформация - разнородное общественное движение во многих странах Западной и Центральной Европы (цель - преобразование господствовавшей католической церкви).
Германия (поляризация классовых сил; крестьянская война)
Мартин Лютер (1483 - 1546) (окончил Эрфуртский университет; магистр свободных искусств; в Виттенбергском университете получил степень доктора богословия; в 1517 открыто выступил против католицизма).
Противопоставил себя движению низов (стал вождем и идеологом умеренного бюргерского течения).
Работы («К христианскому дворянству немецкой нации» (задача освобождения немцев от засилия папского Рима); «О светской власти» (светская власть обязана охранять существующие порядки - шаг назад); «О рабской воле» (теория абсолютного предопределения)).
Томас Мюнцер (1490 - 1525) (современник и последователь Лютера; позднее порвал с ним; наиболее близким для него стало учение последователей Яна Гуса - таборитов (Бог мечом совершит суд над мировым злом через избранных ревнителей дела Божия); участвовал в Крестьянской войне, попал в плен, казнен).
Жан Кальвин (1509 - 1564) (юрфак Парижского и Орлеанского университетов; сильное влияние на него оказали идеи гуманистов, особенно Эразма Роттердамского и Лютера; 1553 - отрекся от католицизма и создал первую общину своих реформаторских идей; власти вынудили его покинуть родину;
обосновался в Швейцарии; главный труд «Наставления в христианской вере»).
Происхождение государства. (-).
Характеристика государства (определение государства).
Лютер (коренное преобразование культа и организации церкви вело к сдвигам в социальной и политической жизни общества; предпосылки для политического объединения Германии; прекращается отток денежных средств в Рим; упразднение церковных праздников - стимулирование предпринимательской деятельности; упрощение мессы - упразднение огромной массы духовенства; секуляризация церковного и монастырского имущества).
Концепция государства (порвал с теорией христианского корпуса (объединение христианских народов, жизнь которого регулируют две власти (светская и духовная) и два права (мирское и каноническое); отверг целесообразность 2 властей и 2 прав - альтернатива - учение о 2 царствах (разграничение религиозной и светской сфер)).
Кальвин (радикальная реформа устройства церкви; упрощение культа; упразднено духовное сословие; церковные общины стали возглавлять старшины из мирян).
Формы государства (идеальное государство).
Лютер Светское правление должно осуществляться с помощью светской власти (отвергается тезис католицизма о примате духовной власти над светской; светской власти отводится экономика, политика, просвещение, культура; должностные лица обязаны преследовать интересы подданных, руководствуясь при этом этическими принципами и нормами естественного права).
Необходимость полной автономии религиозной организации от общества (вера, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции светской власти - сфера исключительно духовной власти; при нарушении принципа разделения властей - справедливо право сопротивления со стороны подданных - оружие только слово и страдание за веру, единственный судья - Бог).
Мюнцер (реформация - преобразование мира на началах примата общих интересов; вера - активные действия в интересах трудового народа против угнетателей; только люди труда способны понимать Бога - их интересы полностью совпадают с интересами общества).
Торжество общих интересов (общность имущества; отсутствие частных интересов).
Ближайшие политические цели
(манифест «Статийное письмо» - перед трудящимися ставилась задача объединиться в христианский союз и братство, устранить иго господ и установить справедливый общественный строй).
Не отвергал республиканских идей (народ должен определять и контролировать политику государства) (радикализм оттолкнул многих от Реформации).
Кальвин (всякая община имеет право самостоятельно управлять своими делами (основа МСУ и республиканских программ)).
Концепция государства (соединение церкви и государства в единое целое; государство установлено Богом, необходимо человеку, как воздух; протест против власти - дерзость против Божьей воли; строгое правительство лучше слабого).
Кальвин не отвергал монархию, но отдавал предпочтение республике (наихудший из политических режимов - демократический (охлократия), наилучший - аристократический или олигархический; права на власть человек мог быть удостоен в силу духовного и нравственного превосходства над другими членами общины и государства).
Реализация идей на практике (пришел к власти в Женеве; придал своим установлениям силу государственного закона; ввел жесткую регламентацию общественной и личной жизни (не было свободы даже в развлечениях, выборе одежды или пищи); преследование инакомыслящих).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Лютер (важнейшая роль отводится разуму, который ставится выше закона; отрицается право подданных на сопротивление властям; послушания требует не должностное лицо, а служба; непослушание властям - грех; покорность и смирение пред властью предержащей; вера в государство).
Особенности теории.
Лютер (реформатор культа, образования, языка, музыки, культуры; создание лютеранства).
Католицизм (человек оправдывается перед Богом добрыми делами; церковь посредник в общении с Богом; верующие не могли общаться с Богом напрямую).
Лютеранство (каждый христианин достигает спасения души исключительно посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса; отрицание догмата католицизма о спасительной силе церкви - отвергаются претензии духовенства на контроль за верой и совестью = равенство людей в делах веры).