Файл: Проектами в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
онно-технологических условий выполнения процесса, мастерство машини- стов и техническое состояние машины на величину расчетной эксплуата- ционной производительности.
Произведение часовой технической производительности машины на коэффициент использования машины по времени дает величину часовой расчетной эксплуатационной производительности машины

э
):
П
э
= П
т
∙ К
и
(2.3)
Коэффициент использования машины по времени есть число, показы- вающее, какую часть нормируемых затрат составляет оперативная работа.
При проектировании коэффициента использования машины по вре- мени учитывают только нормируемые затраты времени, к которым относят:
1. Работу по заданию:

время работы под полной нагрузкой;

время работы под обоснованно неполной нагрузкой;

время обоснованной работы вхолостую.
2. Регламентированные перерывы:

время перерывов, связанных с техническим уходом за машиной;

время перерывов, связанных с процессом работы;

время перерывов, связанных с отдыхом и личными надобностями рабочих.
Коэффициент использования машины по времени определяется при проектировании норм машинного времени для пересчета технической производительности машины на эксплуатационную, а также для учета ха- рактера работы машин в зависимости от принципа их действия.
При необходимости значение коэффициента
К
и может уточняться на основе нормативных материалов, имеющихся для аналогичного вида ма- шин, по формуле
К
и
=

рп
П
рнх
)
,
(2.4) где П
рп
– величина времени регламентированных перерывов в работе ма- шины в процентах от баланса нормируемых затрат; П
рнх
– величина вре- мени нецикличной работы машины (для машины цикличного действия –
П
рн
) или времени обоснованной работы вхолостую (для машины нецик- личного действия – П
рх
) в процентах от нормируемых затрат.
При этом учитываются следующие положения: а) время регламентированных перерывов, связанных с техническим уходом за машиной, проектируется с учетом периодичности соответст- вующих операций, установленной правилами или инструкцией по эксплуа-
20
тации машины. Продолжительность операций, выполняемых один раз в несколько смен, учитывается в части, приходящейся на одну смену; б) перерывы, связанные с процессом работы, можно считать обосно- ванными только в тех случаях, когда использование машины на другой ра- боте или в другом месте невозможно или нецелесообразно из-за незначи- тельной продолжительности перерыва; в) величину перерывов, связанных с отдыхом и личными надобно- стями рабочих (отдых машинистов; отдых рабочих, работающих вручную при машине; личные надобности всех рабочих), следует определять раз- дельно по группам работающих и причинам перерыва.
Основой проектирования величины этих перерывов является норма- тивная величина затрат времени на отдых и личные надобности всех рабо- чих, участвующих в выполнении нормируемого процесса, определяемая в соответствии с общепринятой методикой технического нормирования. При этом величина перерывов в работе машины должна быть меньше суммы длительности отдыха звена рабочих и машинистов за счет полного или частичного совмещения времени их отдыха и совмещения его с моментами перерывов в работе машины по другим причинам.
При определении проектной величины перерывов в работе машины в связи с отдыхом машинистов возможны следующие варианты:

для машины, управляемой одним машинистом, проектная величи- на перерыва в ее работе точно соответствует величине норматива времени на отдых машиниста;

для машины, управляемой звеном машинистов (машинист и по- мощник машиниста) при их одновременном отдыхе, проектная величина перерыва принимается равной нормативу времени на отдых машиниста; при отдыхе в разное время проектная величина перерывов в работе маши- ны принимается в размере 5% нормируемых затрат времени.
Коэффициент приведения устанавливается исходя из следующих ос- новных положений: а) уровень усредненного влияния организационно-технологических условий выполнения процесса, мастерства машинистов и технического со- стояния машин одинаков для аналогичных машин. Под аналогичными
(сравнимыми с точки зрения нормирования трудовых процессов) машина- ми следует понимать различные марки машин одного вида (назначения), одинакового типоразмера. Для новых моделей машин, отличающихся от уже применяемых в строительстве коренными усовершенствованиями или более обширной областью применения, аналоги среди существующих ма- шин с позиции нормирования механизированных процессов отсутствуют; б) уровень усреднения влияния факторов, учитываемых коэффици- ентом приведения, для применяемой в строительстве машины-аналога мо- жет быть перенесен и на новую модель машины при проектировании норм на новый процесс;
21

в) машина-аналог для новой модели машины устанавливается на ос- новании имеющихся норм на аналогичные процессы в Единых, Ведомст- венных или Типовых нормативных документах.
Исходные данные и порядок выполнения работы. В качестве ис- ходных данных представлены технические характеристики разных марок экскаваторов. Приведены формулы для расчета производительности экска- ваторов и характеристики внешних факторов, определяющих производи- тельность машины (табл.2.1 – 2.4).
Используя исходные данные, выполнить расчет норм времени на разработку 100 м
3
грунта экскаватором с учетом различных характеристик условий работы экскаватора. Расчет выполнить в программе MS Excel. Ре- зультаты расчета представить в виде таблиц с вариантами производитель- ности машин, учитывающих внешние факторы.
Расчет производительности экскаваторов
П
т
, м
3
/ч при разработке грунта выполняется по формуле
П
т
=
∙ ∙К
н ц
∙К
р
∙К
рз
∙К
п
∙К
гр
,
(2.5) где – вместимость ковша экскаватора (принимается по техпаспорту),
К
н
– коэффициент наполнения ковша разрыхленным грунтом,
К
р
– коэф- фициент разрыхления грунта,
К
гр
– коэффициент учета влияния рода грунта на продолжительность цикла определяется в зависимости от группы грунта);
К
рз
– коэффициент влияния способа разработки грунта на про- должительность цикла,
К
п
– коэффициент влияния угла поворота экскава- тора на продолжительность цикла, ц
– продолжительность цикла (по пас- порту).
В табл. 2.1 – 2.3 приведены значения коэффициентов, учитываемых при расчете производительности экскаватора.
1   2   3   4   5   6   7   8

22

Таблица 2.1
Значения коэффициентов К
н
, К
р
, К
гр
в зависимости от группы грунта
Обозначение коэффициента
Группы грунта
I
II
III
IV
V
VI
К
н
1 0,97 0,95 0,9 0,85 0,8
К
р
1,1 1,2 1,25 1,35 1,45 1,5
К
гр
(д ля ло- паты)
0,5 0,6 0,75 1
1,2 1,5
К
гр
(для драглайна)
0,7 0,8 1
1,3 1,6 2
Таблица 2.2
Значение коэффициента К
п
в зависимости
от угла поворота экскаватора
Вид ковша
Угол поворота, град
90 110 135 150 180
Прямая и обратная лопаты
1 1,1 1,2 1,3 1,5
Драглайн
0,8 0,9 1
1,1 1,25
Таблица 2.3
Коэффициент влияния способа разработки К
рз
на производительность экскаватора
Вид ковша
Способ разработки
В отвал
В транспорт
Прямая лопата
0,8 1
Драглайн/ об- ратная лопата
1 1,25
23

Таблица 2.4
Характеристики одноковшовых экскаваторов
№ п/п
Наименование машины Емкость ков- ша, м
3
Время цикла, с (прямая ло- пата)
*
Время цикла, с
(обратная лопата, драг- лайн)
*
01
Caterpillar 320DL
1,5 16 18 02
Caterpillar 325DL
1,9 22 26 03
Hitachi ZX - 330 1,25 18 20 04
Hitachi ZX - 330LC
1,4 19 21 05
Hitachi ZX240 1,62 20 24 06
Komatsu WB93R-5E0 0,63 17 20 07
ЭО – 2621В-2 0,25 15 17 08
ЭО - 3323 0,65 16 18 09
JCB160 - W
0.8 16 18 10
ЭО – 4112Г
0,65 17 20 11
ЭО – 4321 0,8 17 19 12
ЭО – 4124 1,0 18 22 13
ЭО – 5124 1,6 20 24 14
Hitachi EX 400 1,8 22 26 15
ЭО 6123 2,5 24 29
Примечание. Продолжительность цикла ц
принята условно по усредненным справоч- ным данным и соответствует погрузке грунта в автотранспорт с поворотом стрелы на 90°. В других условиях требуется перерасчет времени цикла.
Шифр варианта складывается из набора следующих 3-х параметров
(табл. 2.5):
01–наименование машины (двухзначный порядковый номер экска- ватора – графа 1, табл. 2.4).
2 –вид ковша: 1–прямая лопата; 2 – обратная лопата; 3 – драглайн.
3 способ разработки: 1 – в отвал; 2 – в транспорт.
Пример: 0111: Экскаватор Caterpillar 320DL, прямая лопата, разработка в отвал.
Расчет производительности выполнить для всех шести групп грунта при всех пяти углах поворота экскаватора. Результат расчета представить в виде таблиц:
1 – техническая производительность, м
3
/ч;
2 – эксплуатационная расчетная производительность, м
3
/ч;
3 – эксплуатационная нормативная производительность, м
3
/ч;
4 – норма времени на 100 м
3
/ч.
Коэффициент использования экскаваторов по времени и коэффициент приведения принять одинаковыми во всех вариантах, соответственно
К
и
= 0,85; К
прив
=0,7.
24


Таблица 2.5
Задания по вариантам
Вариант
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
Параметры 0111 0121 0131 0112 0122 0132 0211 0221 0231 0212 0222 0232
Вариант
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23 24
Параметры 0311 0321 0331 0312 0322 0332 0411 0421 0431 0412 0422 0432
Вариант
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35 36
Параметры 0511 0521 0531 0512 0522 0532 0511 0521 0531 0512 0522 0532
Вариант
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47 48
Параметры 0711 0721 0731 0712 0722 0732 0711 0721 0731 0712 0722 0732
Вариант
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59 60
Параметры 0911 0921 0931 0912 0922 0932 0911 0921 0931 0912 0922 0932
Вариант
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71 72
Параметры 1111 1121 1131 1112 1122 1132 1111 1121 1131 1112 1122 1132
Вариант
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83 84
Параметры 1311 1321 1331 1312 1322 1332 1311 1321 1331 1312 1322 1332
Вариант
85
86
87
88
89
90
Параметры 1511 1521 1531 1512 1522 1532
Пример заключительной 4-й таблицы с нормами времени для экскаватора
N приведен в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Норма времени экскаватора N , маш.-ч/100 м3
Угол поворо- та экскавато- ра, град
Группы грунта
I
II
III
IV
V
VI
Работа в отвал
Прямая лопата
90 0,382 0,515 0,685 1,042 1,422 1,953 110 0,420 0,567 0,754 1,146 1,564 2,149 135 0,458 0,619 0,822 1,250 1,706 2,344 150 0,497 0,670 0,891 1,354 1,848 2,539 180 0,573 0,773 1,028 1,563 2,132 2,930
25

Вопросы и задания по теме 2
1. Принципы нормирования затрат времени на рабочие операции.
2. Формы и системы оплаты труда в строительстве.
3. Два метода проектирования норм: расчетно-исследовательский и расчетно-аналитический, в чем их особенности и различие?
4. Понятие нормали строительного процесса.
5. Элементы производственного процесса, рабочая операция, ра- бочий прием. Понятие нормы как количественного показателя затрат времени или труда, установленного на выполнение единицы продук- ции в соответствии с принятой нормалью строительно-монтажного процесса.
6. Структурная схема комплексного процесса. Понятие техниче- ски обоснованной нормы, факторы влияния.
7. Понятия технической производительности, эксплуатационной производительности, расчетной и нормативной. Основные расчетные формулы. Схема нормируемых затрат.
26


3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
3.1. Построение функционально-структурных моделей (ФСМ)
технологических процессов
Общие положения. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) как инструмент активной технико-экономической диагностики и оптимизации объектов достаточно успешно может применяться в строительстве для формирования и выбора наиболее эффективных вариантов применительно к конкретным ситуациям работы строительных организаций [18,19]. В ос- нове ФСА лежит методика изучения технологического процесса по частям
(декомпозиция процесса) [20]. Такими частями в технологическом строи- тельном процессе являются:
- Рабочий прием – совокупность нескольких движений рабочего или рабочих, характеризуемая определенной целью, объединяющей эти дви- жения. Рабочий прием является наименьшей частью производственного процесса по продолжительности его выполнения.
- Рабочая операция – совокупность нескольких рабочих приемов, обеспечивающих выполнение определенного вида работ. Рабочая операция характеризуется неизменностью состава рабочих, рабочего места, средств и предметов труда. Изменение одного из этих признаков означает начало новой рабочей операции.
- Рабочий процесс – совокупность нескольких рабочих операций, свя- занных между собой технологической последовательностью, обеспечи- вающей завершение законченного вида работ. Рабочий процесс характери- зуется постоянным составом входящих в него рабочих операций.
- Комплексный процесс – совокупность нескольких технологических или организационно связанных рабочих процессов, обеспечивающих вы- полнение определенного законченного вида работ. Комплексный процесс характеризуется постоянным составом входящих в него рабочих процес- сов.
- фактор влияния – обстоятельство, влияющее на величину затрат вре- мени и ресурсов при осуществлении данного рабочего процесса.
В процессе проведения ФСА технологических процессов (ФСА ТП) можно реализовать следующие цели:
- сократить время выполнения технологических операций;
- устранить ненужные операции;
- сформировать ранжированный перечень операций по стоимости, тру- доемкости или времени;
- выбрать способы реализации операций с низкой стоимостью, трудо- емкостью и временем;
27