ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 19
План 1.Определение характера. 2. Связь характера и темперамента 3.Формирование характера в дошкольном возрасте 1. Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе. Проявление характера можно наблюдать при выполнении какой-либо деятельности: одни предпочитают сложные виды деятельности, находя положительные эмоции в преодолении трудностей, других удовлетворяют простые виды. В процессе общения о характере человека судят по его манере поведения, способах реагирования на поведение собеседников (деликатное поведение или бесцеремонное, вежливое или грубое и т. д.). При этом значение имеют не столько особенности нервной системы человека, сколько уровень его воспитанности и культуры. Мы говорим о характере, когда отмечаем степень самостоятельности человека, его трудолюбие и настойчивость, целеустремленность и упорство. Когда человек проявляет противоположные качества и в деятельности, и в общении, о нем говорят, что он бесхарактерный. Характер тесно связан с темпераментом, являясь таким же устойчивым и малоизменяемым, но, в отличие от темперамента, это прижизненное образование. В структуре черт характера можно выделить следующие блоки: 1) система отношения к действительности; 2) волевые качества (подробнее рассмотрим в теме «Воля»). В свою очередь система отношения к действительности подразделяется на: 1) отношение к коллективу, другим людям (честность, коллективизм, конформизм, эгоизм, душевность и т. д.); 2) отношение к выполняемой деятельности (рационализм, расчетливость, трудолюбие, бережливость и т. д.); 3) отношение к себе (самостоятельность, самооценка, эгоцентризм и т. д.). Характер занимает центральное место в структуре личности, влияя на познавательные и эмоциональные процессы. Он тесно связан с потребностями и интересами и явно проявляется тогда, когда удовлетворяются наиболее сильные и актуальные потребности. В отличие от других личностных качеств характер формируется в достаточно раннем возрасте и отличается устойчивостью. Например, интересы, социальные установки могут меняться в течение всей жизни человека. Изменение характера возможно, но это происходит лишь в исключительных случаях, например, когда человек тяжело заболевает, попадает в ситуацию глубокого стресса и жизненного кризиса, в связи с возрастными изменениями, приводящими к глубоким органическим нарушениям в центральной нервной системе. Таким образом, характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. 2. Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях рассматривают эти понятия как тождественные. В мировой психологической науке существует четыре точки зрения на соотношение между собой этих двух понятий: 1. Отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий). 2. Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус). 3. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Рубинштейн, С. Городецкий). 4. Признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев). В известном смысле все эти четыре представления не лишены основания. Общим и для характера, и для темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, в том числе и от врожденных факторов. Темперамент существенно теснее связан со свойствами нервной системы, но и на формирование характера эти особенности тоже влияют, хотя бы и за счет влияния темперамента. Черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит (примерно в 4-5 лет). Уже по этой причине отождествлять характер и темперамент не стоит. С другой стороны, понятно, что именно темперамент сказывается на формировании характера, а не наоборот | Темперамент определяет в характере такие, например, черты: - уравновешенность, - приспособляемость, - поведенческая подвижность или инертность, - отношение к новому, - трудолюбие. Однако темперамент не предопределяет характер в полной мере. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента лишь могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. В конце концов количество типов темперамента небольшое (обычно выделяют четыре или около четырех), а типов характера значительно больше. Свойства темперамента иногда могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. Например, люди с сильной нервной системой могут быть ленивыми, а со слабой, наоборот, трудолюбивыми. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Темперамент тоже не является чем-то совершенно стабильным, полностью зависящим лишь от генетических факторов. Подобно тому, как человек может похудеть или наоборот поправиться, накачать мышцы или одряхлеть, заболеть и выздороветь, темперамент тоже меняется. Что интересно, на изменение темперамента оказывает влияние и характер тоже. Происходит это, например, через влияние такого явления, как динамический стереотип - системы условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. Формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях происходит под влиянием его отношения к обстановке, к процессу деятельности, к результатам труда и т.п., в результате чего могут изменяться особенности возбуждения, торможения, подвижности нервных процессов, а, следовательно, и общее функциональное состояние нервной системы. Если какой-либо человек, например, любит свою работу, то новые производственные задачи вызывают у него радостное оживление. Если наоборот не любит и даже ненавидит свою работу, то новые задачи вызывают раздражение, скуку, подавленность или даже ярость. Систематическое пребывание в определенных функциональных состояниях способно повлиять на особенности нервной системы. Так хроническая подавленность может из сильной нервной системы сделать слабую. В образовании динамических стереотипов большую роль имеют особенности второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия, а также самовоздействие (например самовнушения). Разумеется, на работу второй сигнальной системы характер тоже оказывает большое значение. Если, например, человек любит истину, то старается говорить длинными и развернутыми фразами, стремится быть правильно понятым, как следствие - сам думает более ясно. В сложных ситуациях не впадает в панику, а - по привычке - старается разобраться. Поэтому со временем у него формируется более уравновешенный и характер, и даже темперамент. Другой человек не любит истину, высказывается мнениями, слова для него - лишь средство для общения. Он любит собирать и распространять множество всяких разных и противоречивых мнений. Речь его значительно беднее, короче и контекстнее. В сложных ситуациях ему сложнее положиться на собственный разум, он легче выходит из себя и впадает в панику. У такого человека со временем - с большей вероятностью - сформируется неуравновешенный и характер, и темперамент. Таким образом, особенности темперамента и характера органически связаны между собой, и эта связь где-то весьма элементарна и наглядна, а где-то очень тонкая. При этом, переплетение многих особенностей характера и темперамента во многом определяет индивидуальное лицо человека, его личность. Характер не является врожденным - он формируется, развивается и меняется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Характер человека очень во многом связан с социальной средой, отношениями с этой средой. Можно утверждать, что характер человека - всегда продукт общества и общественных отношений. Разные времена - разные характеры. | 3.Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в преддошкольном, а тем более в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться манера поведения, хотя, конечно, ни о каком более или менее сложившемся характере у дошкольника или даже у младшего школьника не может быть и речи. Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. В игровой деятельности, особенно в коллективных сюжетных играх «с правилами», начинает формироваться характер дошкольника, в частности, такие его черты, как товарищество и коллективизм, настойчивость, смелость, выдержка, инициативность. Игра является важной, но не единственной школой развития характера ребенка-дошкольника. Большое значение имеют простейшие виды доступной его возрасту жизненно полезной трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности по самообслуживанию, общественно полезные поручения, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело, сознавать себя членом коллектива. В процессе труда происходит овладение детьми нормами поведения. Уже в дошкольном возрасте характер вырабатывается и в процессе непосредственного усвоения моральных норм и требований, правил и навыков общественного, культурного поведения. Ребенок воспринимает разъяснения этих правил взрослыми, следует их примеру. Опираясь на подражание, можно прививать дошкольнику правильные формы поведения. Требования родителей и воспитателей к детям, их личный пример формируют у детей необходимые временные связи, тормозят случайно образовавшиеся нежелательные. В процессе речевого общения со старшими у ребенка постепенно складываются понятия о том, что «можно» и чего «н ел ь з я», и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению и поведению других детей. В возрасте 6—7 лет у детей уже обнаруживается значительная устойчивость «тормозного контроля» над своим поведением, в то время как ребенку 3—4 лет такой контроль еще недоступен (данные Мануйленко). |
Вариант 20
План 1.Понятие “акцентуации” 2. Определение акцентуациям характера. 3. Основным типам акцентуации характера относятся: 4.Возбудимый тип 5. Аффективный тип 6. Неустойчивый тип 7. Тревожный тип 1. Понятие “акцентуации” впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. В его работах используется как сочетание “акцентуированная личность”, так и “акцентуированные черты характера”. Хотя все-таки главным у него является понятие “акцентуация личности”. Сама классификация К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. А. Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь. Акцентуации характера также могут быть рассмотрены как фактор риска возникновения поведенческих расстройств у подростков. Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог К. Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение другая классификация, которая была предложена детским психиатром, профессором А. Е. Личко. В работах К. Леонгарда используется сочетания «акцентуированная» личность и «акцентуированные черты характера». А. Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь. Мы соглашаемся с мнением А. А. Реана, который полагает, что справедливым является использование обоих сочетаний – и акцентуированная личность, и акцентуация характера, так как понятие «личность» более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т. д. Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, гипертрофированное выражение отдельных его черт. Акцентуация не является патологией, это крайний вариант нормы. Но акцентуирование личности может затруднять ее адаптацию в некоторых ситуациях и обуславливает ее повышенную уязвимость. Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можно услышать не только в устных выступлениях и лекциях, но даже и в весьма солидных психологических публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип приобрел столь заметную устойчивость и распространенность потому, что само понятие “акцентуация” появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Однако уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются не нормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону; но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы. Таким образом, на основании сказанного можно дать следующее определение акцентуациям характера. | 2. Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Выделяют две степени акцентуаций характера, из них одна – явная акцентуация – принадлежит к крайним, а другая – скрытая акцентуация – к обычным вариантам нормы. Явная акцентуация. Отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение за поведением, особенно среди сверстников, позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт какого-либо типа не препятствует обычно удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение соответствует способностям и возможностям. Акцентуированные черты характера обычно хорошо компенсированы, хотя в пубертатном периоде они, как правило, заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Однако преходящая социальная дезадаптация и нарушения поведения возникают только после тех психических травм и в тех трудных ситуациях, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления" данного типа акцентуации. Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко выступают, порою неожиданно для окружающих, под действием некоторых ситуаций или психических травм, но только опять же тех, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявить типа характера. Выявление акцентуированных черт, как правило, не приводит к заметной дезадаптации или она бывает кратковременной. Самооценка может включать как латентные черты, так и черты противоположные, являющиеся следствием компенсации. Поэтому в самооценке могут фигурировать, казалось бы, несовместимые сочетания шизоидности и гипертимности, истероидности и психастеничности и т. д 3. К основным типам акцентуации характера относятся: возбудимый; аффективный; неустойчивый; тревожный; Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется с помощью «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера 4. Возбудимый тип акцентуированной личности характеризуется повышенной вербальной и двигательной активностью, стремлению к лидерству. Имеет завышенный уровень притязаний, неусидчивость, недисциплинированность, склонность к делинквентности ( мелким правонарушениям), рискованным действиям. Противодействие со стороны окружающих вызывает отрицательную реакцию. Этот тип неразборчив в выборе знакомств, неряшлив, легко входит в асоциальную группу. Стремиться к удовольствиям, имеет склонность к алкоголю на уровне групповой психической зависимости. У таких людей низкий уровень реализации способностей. Факторы содействия акцентуации характера : гиперопека «кумир» семьи безнадзорность неблагополучие внутрисемейных отношений. | 5. Аффективный тип акцентуированной личности Крайняя эмоциональная неустойчивость. Аффективные вспышки возникают по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются и, как правило, не проявляются в грубой агрессии. Повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несобранность, неусидчивость. Этот тип конфликтен с низкой самокритичностью, имеет склонность к делинквентному поведению. Факторы содействия акцентуации характера : бесконтрольность попустительство наличие психотравмирующих обстоятельств 6. Неустойчивый тип Неустойчивость поведения, противоречивость поступков, частая смена настроения, астеничность. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость. Отношение к людям неустойчивое. Особенности характера не маскируются. Искренни и прямолинейны. Повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Неприятности вызывают тяжелые невротические срывы. Недостаточная самооценка. Слабое место характера - отвержение со стороны эмоционально значимых людей. В поисках эмоционального контакта могут входить в асоциальные группы. Этот тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью. Факторы содействия акцентуации характера : эмоциональное отвержение гипопротекция семейные конфликты 7. Тревожный тип характеризуется : Повышенная тревожность, впечатлительность, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость. Имеет склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных моральных требований к себе, «этическая скрупулезность». Пониженный уровень притязаний, чувство собственной неполноценности, замкнутость. Предрасположенность к фобиям. Склонность к гиперкомпенсациям – использование утрированных способов самоутверждения в зоне «слабости». Неделинквентны, но виктимоопасны. «Слабое место» этого характера – неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках. В таких ситуациях возможно неадекватное поведение. Факторы содействия акцентуации характера : повышенная требовательность, необоснованные претензии эмоциональное отвержение |
Вариант 21
План 1. Определение воли в психологии 2. Структура волевого акта 3. Волевые качества личности 4. Развитие волевых качеств в дошкольном возрасте 5. Условия развития волевых качеств: 1. Воля - это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно и, не подчиняясь действиям внешних причин. Произвольность и надситуативность — основополагающие принципы волевого поведения. Воля объединяет в себе три основных свойства сознания: познание, отношение и переживание, являясь побудительной и распорядительной формами их регуляции, выполняя активизирующую или тормозящую функции. Волевые состояния проявляются в активности-пассивности, сдержанности-несдержанности, уверенности-неуверенности, решительности-нерешительности и др. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличии от реактивности, когда действие обуславливается предшествующей ситуацией, активность порождает действие в силу специфики внутреннего состояния субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозящая функция воли выступает в единстве с побудительной. Тормозящая функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам, убеждениям. Побуждение человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему — иерархию мотивов (от потребностей в пище, одежде до высших побуждений, связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Побуждением человека к волевым действиям является конкретная потребность, которая становится предпосылкой всякой деятельности, если превращается в мотив. Одним из наиболее характерных проявлений воли выступает поведение человека в условиях риска. Волевое усилие — это акт проявления, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствий в процессе деятельности. 2. Структура волевого акта Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном волевом акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, опосредывающий это действие процесс. В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы: первая фаза — возникновение побуждения и предварительной постановки цели, вторая фаза — обсуждение и борьба мотивов, третья фаза — принятие решений, четвертая фаза — исполнение решения. Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано ощущением нервно-психического напряжения. 3. Волевые качества личности Воля формирует определенные качества личности, которые получили название «волевых качеств личности». Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути. Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества. Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы. Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. | Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта. Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство — это неразумная воля. Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности. Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела. Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. Формирование волевых качеств Воля — это элемент сознания личности. Поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человекам контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. 4. Дошкольный возраст. Поскольку игровая активность является основной у дошкольников исполнение ребенком какой - нибудь игровой роли является сильным стимулирующим волевое усилие фактором. Т.О. Гиневская показала, что если ребенку предложить прыгнуть до черты на полу, то длина прыжка оказывается значительно меньшей, чем тогда, когда тот же прыжок ребенок выполняет, изображая зайку попрыгунчика или прыгуна-спортсмена. Чем старше становятся дошкольники, тем меньше разница между проявлением волевого усилия в ролевой и безролевой ситуации. Дети 3-4 лет могут, выполняя задание взрослого, выдержать неподвижную позу в среднем 18 с, но, взяв на себя роль часового, сохраняют неподвижность почти в 5 раз дольше. С.Е. Кулачковская отмечает, что способность сдерживать детьми свое импульсивное поведение возрастает от 4 до 6 лет втрое. С 4 лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5-м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. В конце преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед он начинает брать на себя выполнение заданиям действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли. Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах (своеволии). А. П. Ларин показал, что упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной его безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию). Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание – умение ставить цель деятельности. У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Для достижения поставленных целей, ребёнок вынужден применять все большие усилия и выдерживать более длительное напряжение своих нервных и физических сил. Как подчёркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированными самим ребёнком | Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель. Примерно с 3 лет поведение ребёнка всё чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт. Если у трехлетних детей мотив и цель фактически совпадают, то у пяти-, семилетних дошкольников побуждения все яснее выступают как одно из решающих условий, обеспечивающих устойчивое и длительное волевое напряжение ребенка. Умение владеть собой (например, не смотреть на привлекательный предмет) также заметно изменяется в зависимости от мотива, ограничивающего те или иные действия ребенка. По данным Н. М. Матюшиной, наиболее сильно действующим мотивом, побуждающим ребенка выполнять аналогичные требования, является ожидание обещанной награды, более слабый мотив — ожидаемое наказание (например, исключение из игры) и наименее действующий мотив — данное ребенком слово и запрет взрослого Одним из мотивов, приобретающих к концу дошкольного возраста определенное значение для ребенка (оно особенно возрастает в следующем периоде детства), является ожидание оценки его действий воспитателем и сверстниками. Не желая быть хуже, слабее товарищей, он может проявить значительное волевое усилие, выдержку и заставить себя спокойно пойти к зубному врачу, скатиться с очень высокой горки и принять участие в непривлекательной для него уборке помещения. Уметь создать наиболее действующий для ребенка мотив — значит заставить его проявить свою волю, направив ее на те цели, достижение которых взрослый считает полезным и необходимым для развития положительных черт личности воспитанника. В дошкольном возрасте ребёнку нужна внешняя опора для регуляции своего поведения. Такой опорой является выполнение роли в игре. В этой деятельности правила как бы относятся к дошкольнику не прямо, а через роль. Образ взрослого мотивирует действия ребёнка и помогает их осознать. Поэтому дошкольники достаточно легко выполняют правила в сюжетно-ролевой игре, хотя могут нарушать их в жизни. Осознание правил не ролевого, а своего личностного поведения происходит у ребёнка, начиная с 4 лет, прежде всего в играх с правилами. Ребёнок начинает понимать, что если правила не соблюдать, то игра не получиться. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу. В 5-7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение её недостатков. Но всё же дети легче контролируют сверстников, чем себя. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролёра», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить её лучше, стремление сравнивать её с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля даёт стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом 5. Условия развития волевых качеств: 1.Не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Конечно, возможности ребенка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результата. Если он не справляется сам, ему необходимо помочь. Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним. 2.Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня. 3.Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость. 4.Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю. |
Вариант 22
План 1.Общее понятие мышления в психологии 2.Виды мышления 3.Процессы мышления 4. Развитие мышления в младенчестве 5 Особенности развития мышления в младенческом возрасте. 6. Развитие мышления в раннем детстве 7. Особенности развития мышления в раннем детстве 8.Развитие мышления в дошкольном возрасте 9.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте 1. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве). Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли. Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. 2.Виды мышления - чаще всего мышление подразделяют на теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное). Понятийное мышление Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми с помощью специальных методов и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений. Образное мышление Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностью теоретического | мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наглядно-действенное мышление – особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. 3. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Анализ и синтез Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза. Сравнение Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности. Абстрагирование Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления. Конкретизация Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п. 4. Предпосылки развития мышления складываются в манипулирова нии предметами к концу первого года жизни ребенка. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотнося щее» и функциональное. Активное бодрствование наблюдается у малыша с двух до 4,5 недель. В возрасте от 1-1,5 до 2,5-3 мес. наблюдается сенсорная активность: рассматривание, прислушивание. С 2,5-3 до 4-4,5 мес. появляется «преддействие». Ребенок ощупывает и осматривает случайно задетый предмет, похлопывает его без зрительного контроля. Ребенок выделяет единый предмет как комплекс принадлежащих ему свойств. Позднее, с 4 до 7 мес, появляется «простое» и «результативное» действие. Младенец активно обнаруживает скрытые свойства объектов, он притягивает и Рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол,чтобы услышать звук. Малыш размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание,раскачивает предмет с перекатыванием в нем другого, находит отверстие в предмете, стягивает один предмет с другого. Ребенок выделяет связи звучания с падением предмета, движения с притягиванием и отталкиванием. После 6 мес., накапливая опыт действий с разнообразными предметами, ребенок начинает учитывать особенности формы, величины. Он действует так, чтобы получить результат, выявляющий специфические свойства предмета: резиновый шарик сжимается, погремушка грохочет, колокольчик звенит. Развитие «соотносящих» действий происходит у ребенка в возрасте с 7 до 10 мес. Малыш соотносит предмет с определенным местом в пространстве, части с целым предметом. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определенное место, придает предмету устойчивость, всовывает и нанизывает, перемещает предмет толчками в определенном направлении, отталкивает его для того, чтобы достать знакомый предмет, захлопывает крышку, воспроизводит вращение предмета ударом по нему, воспроизводит звук специальным постукиванием с употреблением орудия. Так он устанавливает связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объема, дифференцирует в предмете части и в связи с этим осваивает такие свойства, как разъединение и соединение, возможность предмета быть пустым и наполненным. На следующем возрастном этапе от 10-11 мес. до 1 года 2 мес.-1 года 3 мес. у ребенка возникает функциональное действие, формирование | которого выходит за пределы младенчества. К концу года младенец не только действует с предметами, которые находятся под руками, но может принести недостающий предмет. К концу первого года жизни ребенок замечает не только прямой, но и косвенный результат своих действий. 5.Особенности развития мышления в младенческом возрасте: - к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны; - мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия,оно включено в практические манипуляции с предметами; - возникают предпосылки развития любознательности. 6. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Отвлеченность проявляется в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш понял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы: линейку, ручку, швабру, карандаш. Обобщенность выступает тогда, когда ребенок использует одно и то же орудие для решения целого класса задач. Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину. Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подготавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления. Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата дии. А значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач. В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции. Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малыша и, находя в предметах общее, он испытывает радость. 7.Особенности развития мышления в раннем детстве: - мышление возникает и функционирует в предметной деятельности - освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятель ному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами; - ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления- включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его,придавая целенаправленность; - у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий; - представление о результате и условиях действий говорит о за рождении наглядно-образного мышления у дошкольника. 8.В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что ус танавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во- первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рас суждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, наблюдениях. Поэтому приобретение знаний является не самоцелью умственного воспитания, а его средством и в то же время условием развития мышления. Ребенок анализирует свой опыт, устанавливает аналогии знакомого с незнакомым, что приводит его к своеобразным умозаключениям. В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления. Другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, например, бросает в ванну с водой различные предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. 9.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте: - ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным; - освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; - детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; - появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; - ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; - возникают попытки объяснить явления и процессы; - экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы; - складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. |