Файл: Понятие и сущность термина корпоративные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примечательно, что Россия переняла практику западного бизнеса в привлечении к переговорному процессу с государством профессиональных лоббистских игрок, таких как, например, «Cassidy&Associates» или «Mmd». К использованию европейских консультативных стандартов при переговорах с органами государственной власти прибегают чаще всего крупные компании с иностранным капиталом. Их позитивный опыт становится хэдлайнером в GR-менеджменте, задавая общий конструктивный тон этому направлению.

В частности, опыт и профессионализм западных профи-лоббистов повлиял на появление GR-департаментов в таких весомых структурах как Российская Ассоциация по связям с общественностью и Ассоциация менеджеров России.

Не менее важной остаётся задача совершенствования системы управления корпоративными отношениями посредством повышения профессионального уровня топ-менеджмента. Формами такого совершенствования выступают конференции, академические программы, в том числе, по переподготовке и повышению квалификации.

Наряду с уже ставшим привычным специалистом по связям с общественностью или PR-менеджером возрастает и роль GR-менеджера. Появление в бизнесе этой кадровой позиции позволяет осуществлять переговоры власти и предпринимательства в прозрачном формате, упрочить уже имеющиеся связи, стабилизировать их и сделать взаимодействие более понятным и полностью легитимным.

На позицию специалиста по GR, как правило, претендуют профессиональные управленцы, нацеленные на решение отраслевых вопросов своей компании посредством переговорных процессов с органами госвласти. Вместо отдельной штатной единицы в компании может быть создан отдел или даже департамент GR. Всё зависит от размеров бизнеса и его потребностей в решении вопросов вышеозначенного круга.

В некоторых отраслях департамент по взаимодействию с органами государственной власти также уполномочивается заниматься кадровой работой, маркетингом, выстраивать PR-политику и обеспечивать компанию информационно-аналитическими материалами.

В части воздействия на корпоративные отношения GR-направление призвано конструктивно, последовательно, непрерывно и с необходимой интенсивностью воздействовать на визави в лице госорганов для обеспечения условий эффективного функционирования бизнеса. Это означает, что помимо переговорных процессов специалисты GR обязаны анализировать ситуацию, выявлять слабые места и прогнозировать развитие событий с целью своевременного упреждения негативных последствий для экономического роста и развития компании, на которую они работают.


Новационность позиции GR-менеджера, эффективность и рациональность её присутствия становится всё чаще очевидной не только для крупных мега игроков рынка, но и для бизнеса средней руки, стремящегося выйти из тени и взаимодействовать с государственными органами конструктивно, достигая разумных компромиссов в открытом переговорном процессе. Таким образом, управление корпоративными отношениями постепенно становится обыденным, естественным и востребованным в деле регулирования отраслевых отношений. Специалисты в сфере GR обеспечивают корпоративные отношения как внутри компании между её филиалами и подразделениями, так и между бизнесом в целом и государственными структурами. Курирование этой работы всегда является прерогативой топ-менеджмента высшей ступени иерархии, поскольку GR требует особого профессионализма, весомых компетенций, принципов рационализма, разумности и юридической грамотности. Плюс требуется подтверждённая репутация и опыт общения с наиболее значимыми фигурами второй стороны подобного рода корпоративных отношений20.

Отличительной особенностью работы GR-специалистов является умение импровизировать и ориентироваться в ситуации, обладать огромным массивом знаний и понимать, что именно их работа напрямую повлияет на получение либо неполучение весомых плюсов компанией в целом и её подразделениями в частности.

В отличие от менеджмента корпоративных отношений другие управленческие позиции характеризуются максимально регламентированными целями и задачами, а также объектами и субъектами. В деле же GR задачи настолько широки, а методы многообразны и во многом зависящие от ситуативной компоненты, что загнать их в единожды регламентированные рамки не представляется ни возможным, ни рациональным. Управление корпоративными отношениями гораздо шире по спектру задач, и по инструментам их решения, поскольку главной целью этой деятельности обозначается удержание устойчивого баланса компании в конкурентной среде, укрепление стабильности основных показателей её работы и рост её капитализации.

Подводя итог отметим, что роль департамента по корпоративным отношениям в структуре компании начинает все более возрастать и расширяться. Названный департамент становится центром управления основными коммуникациями компании как с внешними, так и с внутренними аудиториями, что позволяет с уверенностью говорить о дальнейшем развитии практики управления корпоративными отношениями в российской деловой среде.




Заключение


Несмотря на то, что определение понятию «корпоративные отношения» нашло свое отражение в действующем законодательстве, реалии и практика дают более широкое толкование этому явлению. Единой согласованной позиции относительно полноты данного определения нет и в научном мире.

Часть учёных в области управления относят корпоративные отношения к сугубо организационным (сторонники концепции О.А. Красавчикова). Их точка зрения опирается на утверждение, что данный тип отношений в обществе имеет характер исключительно служебный и может распространяться только на имущественные интересы.

Другие сторонники тезиса о корпоративных отношениях, построенных на основе имущественных интересов, настаивают на разнообразии субъектного состава этих отношений.

Оппонирующие им специалисты считают, что целесообразно было бы рассматривать корпоративные отношения в комплексе – как комплексное или смешанное явление имущественных и организационных отношений.

Все вышеприведённые точки зрения имеют право на существование, но ни одна из них не может рассматриваться как догма. Понимание корпоративных отношений толкуется в зависимости от их объектов, субъектов, интересов сторон и прочих множественных критериев. Исходя из разнообразия пониманий сущности данного явления осуществляется и дифференцирование самих корпоративных отношений по видам.

Корпоративные отношения в силу их неоднородности правильнее следует рассматривать как категорию собирательную в виду недостаточной проработанности их сущности и спорности с позиций права. Данная спорность основана на сложном переплетении в этих интересах различных отраслей права, включая корпоративное, гражданское, отраслевое, трудовое и административное.
Список использованной литературы

  1. Об акционерных обществах: федеральный закон от 26.12.1995 №208 - ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - ст.1.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: принят 21 октября 1994 г. (с изм. и доп. на 1 марта 2013.) - Нск.: Норматика, 2013.

  3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А.Л. Маковского. - М.: Статут, 2014. - 160 с.

  4. Беликов И.В. Собственники и менеджеры // Журнал для акционеров, 2015. - № 8.

  5. Лазарева О.В., Рачинский А.А., Ружанская Л.С. Корпоративное управление: Методическое пособие к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013.

  6. Матузова Н.И., А.В. Малько. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2010.

  7. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2013.

  8. Остарков Н.А. Проблемы корпоративного управления в России//Международная жизнь/ Н. Остарков, М.,2015- №2.

  9. Пахомова Н.Н. Основы теории корпоративных отношений: (правовой аспект) / Н.Н. Пахомова, Е., 2014.

  10. Проект совета директоров / Журнал для акционеров, 2015. - № 5.

  11. Радыгин А.Д., Энтов Р.М., Межераупс И.В. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. - М.: Институт экономики переходного периода, 2013.

  12. Рожкова М.А. Корпоративные отношения и возникающие из них споры // Вестник ВАС РФ. 2015. № 7.

  13. Силин А. Менеджеры: правовой статус и награждение (зарубежный опыт) // Журнал для акционеров, 2015. – № 2.

  14. Степанов П.В. Корпоративные отношения в гражданском праве//Законодательство. - 2012. - № 6.

  15. Фельдман А. Кодекс корпоративного управления (погружение в конкурентную среду) / Журнал для акционеров, 2012. - №9.

  16. Хужокова И.М. Корпоративное право / И.М. Хужокова, М., 2017.

  17. Шабунова И.Н. Корпоративные отношения как предмет гражданского права// Журнал российского права. - 2014. - №2.

  18. Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России и США. – М.: Новости, 2016.

  19. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. М.: Изд. Центр «Акционер», 2017.

  20. Шихвердиев А.П., Гордеев К.Н. и др. «Реестр акционеров в акционерных обществах, ведущих реестр самостоятельно». – М.: Изд. Центр «Акционер», 2015.- 80 с.

  21. Шихвердиев А.П. Государство как субъект корпоративных отношений. - М: Изд. Центр «Акционер»,2014.




1 М. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента. 2011.URL: http://socioline.ru/pages/mmeskon-malbert-fhedouri-osnovy-menedzhmenta (Дата обращения: 08.10.2019)

2 Там же.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации: принят 21 октября 1994 г. (с изм. и доп. на 1 марта 2013.) - Нск.: Норматика, 2013.

4 Шеин В., Жуплева А., Володин А. Корпоративный менеджмент: опыт России и США. – М.: Новости, 2016.С.46.

5 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2013.С.76.

6 Гражданский кодекс Российской Федерации: принят 21 октября 1994 г. (с изм. и доп. на 1 марта 2013.) - Нск.: Норматика, 2013.

7 Силин А. Менеджеры: правовой статус и награждение (зарубежный опыт) // Журнал для акционеров, 2015. – № 2. С.23.

8 Матузова Н.И., А.В. Малько. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2010.С.55-57.

9 Остарков Н.А. Проблемы корпоративного управления в России//Международная жизнь/ Н. Остарков, М.,2015- №2.С.18.

10 Остарков Н.А. Проблемы корпоративного управления в России//Международная жизнь/ Н. Остарков, М.,2015- №2.С.24.

11 Пахомова Н.Н. Основы теории корпоративных отношений: (правовой аспект) / Н.Н. Пахомова, Е., 2014.С.39.

12 Лазарева О.В., Рачинский А.А., Ружанская Л.С. Корпоративное управление: Методическое пособие к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013.С.81.

13 Радыгин А.Д., Энтов Р.М., Межераупс И.В. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. - М.: Институт экономики переходного периода, 2013.С.93.

14 Рожкова М.А. Корпоративные отношения и возникающие из них споры // Вестник ВАС РФ. 2015. № 7.С.15.

15 Шабунова И.Н. Корпоративные отношения как предмет гражданского права// Журнал российского права. - 2014. - №2. С.22.

16 Фельдман А. Кодекс корпоративного управления (погружение в конкурентную среду) / Журнал для акционеров, 2012. - №9.С.12-14.

17 Шихвердиев А.П. Государство как субъект корпоративных отношений. - М: Изд. Центр «Акционер»,2014. С.58.

18 Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. М.: Изд. Центр «Акционер», 2017.С.61.

19 Шабунова И.Н. Корпоративные отношения как предмет гражданского права// Журнал российского права. - 2014. - №2. С.38.

20 Рожкова М.А. Корпоративные отношения и возникающие из них споры // Вестник ВАС РФ. 2015. № 7.С.31.