Файл: Понятие и сущность термина корпоративные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 3

1.1. Понятие и сущность термина «корпоративные отношения» 7

1.2. Виды корпоративных отношений 8

1.3 Признаки корпоративных отношений 10

2. Основные подходы к управлению организацией 12

2.1 Процессный подход 12

2.2 Системный подход 13

2.3 Ситуационный подход 15

2.4 Подходы к управлению различных управленческих школ 17

2.5 Сущность современных подходов к управлению 21

3. Особенности управления корпоративными отношениями в российских компаниях 24

Заключение 29



Введение


Корпоративные отношения как правовая категория появились в законодательстве Российской Федерации относительно недавно, хотя, фактически, они присутствовали и в доперестроечные времена. Но их официальное правовое толкование было внесено в Гражданский Кодекс РФ впервые только в 2013 году как совокупность неимущественных и имущественных гражданско-правовых отношений (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Несмотря на официальное признание на уровне государственной правовой системы, сущность этого явления до конца не раскрыта, что вызывает определённые коллизии в плоскости его практического применения и в юридической, и в хозяйственной сферах.

Многогранность содержания термина «корпоративные отношения» затрагивает не только область корпоративной собственности, корпоративного менеджмента, но и финансово-хозяйственную деятельность, социальную ответственность бизнеса, корпоративную этику, юридическое регулирование хозяйственных вопросов и проч. Это вызывает необходимость участия в анализе этого явления не только управленцев и социологов, но и финансистов, экономистов, психологов, юристов.

Их выводы относительно содержательной части корпоративных отношений нуждаются в обобщении, скрупулёзном анализе, концептуальной проработке и систематизации. Эта необходимость обусловлена взаимосвязанностью и взаимозависимостью всех составляющих системы управления бизнесом. Выявление закономерностей этих процессов позволяет совершенствовать существующие управленческие модели и внедрять новационные разработки.


Управление людьми и в научной литературе, и в обществе всегда оценивалось в двух ипостасях – и ремесла, и одновременно искусства. Своей конечной целью менеджмент имеет рациональное распределение и взаимоувязывание финансовых, материальных, имущественных и трудовых ресурсов организации в различных условиях, включая ситуации с ограниченными возможностями, руководствуясь научными принципами и методами.

В данном контексте рационально рассматривать менеджмент как важную составляющую корпоративных отношений, от которой зависит жизнеспособность, срок жизни и успешность организации любой формы собственности и масштаба. Именно стратегические управленческие ошибки чреваты гибелью многих бизнес-империй.

Наука управления путем практических и эмпирических исследований ставит своей задачей поиск ответа на вопросы: в чём секрет успеха организации? что необходимо предпринять менеджменту, чтобы обеспечить этот успех?

«Менеджмент возник именно потому, что люди всегда стремились понять причины успеха и неудач организаций»1. Эволюционирование системы управления организацией в глобальном понимании этого явления происходит во многом благодаря стоящему в её главе человеку. «Менеджеру необходимо знать и понимать общие правила и при этом учитывать огромное множество разных переменных, отличающих ситуации в сфере менеджмента»2.

В данной работе производилось изучение эволюции процесса управления, формирования этого явления в научную дисциплину с формулированием подходов к достижению главной цели любого бизнеса – его эффективности.

Степень научной разработанности темы составляют труды С.И. Аскназия, С.Н. Братуся, А.В. Бенедиктова, А.Г. Гойхбарга, К.П. Победоносцева, Д.И. Мейера, М.И. Кулагина Е.А. Флейшиц, а также таких правоведов, как М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.П. Грибанова Е.Н.Даниловой, Иоффе О.С., Н.В. Козловой, О.А. Красавчикова, С.Д.Могилевского, М.Т. Масевич, О.М. Олейник, Е.А.Суханова, С.Д. Сарбаша, О.Н. Садикова, В.С. Толстого, М.Ю. Тихомирова и других авторов.

Проанализированы основные подходы, внёсшие значительный вклад в понимание управления как бизнес-механизма в системе корпоративных отношений:

1) с точки зрения четырех различных школ (научного управления, административного управления,
человеческих отношений и науки о поведении, науки управления количественных методов);

2) процессный подход;

3) системный подход;

4) ситуационный подход.

Ни один из них не единственно верный и не универсальный. Ввиду многогранности внешних и внутренних аспектов организации каждый подход с точки зрения логики познания управленческих отношений является действенным в той или иной ситуации.

Цель работы состоит в исследовании различных подходов к процессу управления и школ человеческих отношений.

Для достижения цели были сформулированы:

  • объект исследования — различные подходы к управлению в их становлении и развитии;

  • предмет исследования — теории процессного, системного и ситуационного подходов к управлению и их эволюционирование.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность термина «корпоративные отношения», их виды.

  2. Исследовать основные подходы к управлению организацией

  3. Выявить особенности управления корпоративными отношениями в российских компаниях

В качестве метода исследования выбрано изучение материалов отечественной и зарубежной научной и исторической литературы, публицистических материалов и периодики.
1. Теоретические основы корпоративных отношений

1.1. Понятие и сущность термина «корпоративные отношения»


Эволюция человечества происходила с формированием, объединением и разделением людей по различным критериям, выстраиванием и отвержением иерархий и совершенствованием управленческих механизмов. Суть этих процессов была единой: со времен первобытнообщинного строя человек чётко усвоил, что одиночка имеет больше шансов проиграть, а группа людей, действующая слаженно и сообща – выжить. С достижением эры общественных производственных отношений весомую роль в жизни общества приобрели всевозможные объединения людей по интересам, убеждениям, социальным признакам, хобби и проч. Именно появление таких обособленных групп и стало первым проявлением корпоративных отношений.

Реалии современной экономики таковы, что именно корпоративные отношения выступают легитимной основой политической, общественной, экономической жизни.

«Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников».3

Таким образом, с 2013 года корпоративные отношения, выступая в роли объекта правового регулирования, признаются как взаимодействие неких инкорпорированных юридическими связями людей (и / или юридических лиц), обладающих некоей общей заинтересованностью. При этом корпоративные отношения характеризуются разнообразными разветвлёнными связями имущественного и неимущественного характера.

Говоря научно, субъектом корпоративных отношений выступают их участники. Объектом – объединяющие различных участников общие интересы, права и проч. А предметом – обоюдная деятельность всех субъектов корпоративных отношений по поводу объекта этих отношений.


1.2. Виды корпоративных отношений


Категория «корпоративные отношения» не обязательно должна быть обличена в некую организационную форму с правовым статусом. Чтобы обосновать данный тезис, представляется целесообразным произвести анализ ряда общепринятых понятий и выявить цели и предмет корпоративных отношений.

Говоря об отношениях, относимых к понятию корпоративных, выделяют цели, для которых эти отношения возникают:

  • извлечение прибыли (характерно для бизнес-сообществ);

  • некоммерческие цели.

Предметом такого рода отношений могут выступать интересы:

  • в финансово-экономической сфере;

  • учредительные или относительно владения бизнесом;

  • договорные;

  • административно-хозяйственные;

  • представительские;

  • личного характера.

С точки зрения права корпоративные отношения подразделяются на:

  • неформальные (не имеющие правового статуса);

  • юридически оформленные4.

С точки зрения научного исследования проблематики корпоративных отношений представляется целесообразной классификация корпоративных отношений по следующим признакам:

1) добровольные и принудительные;

2) с полным равноправным участием и с неполным или ограниченным;

3) с правом высказывания мнения (правом голоса) либо без такового.

Участниками корпоративных отношений могут выступать различные субъекты:

  • юридическое лицо – юридическое лицо;

  • юридическое лицо – физическое лицо;

  • физическое лицо – физическое лицо;

  • государственные органы власти между собой.

Выделяют также смешанные корпоративные отношения, в которых задействованы в качестве сторон государство в лице своих представителей в виде органов власти и юридическое (и / или физическое) лицо.

Структура корпоративных отношений может являться как одноуровневой, так и имеющей разветвленную иерархическую структуру – внутри одного субъекта хозяйствования либо между группами организаций.

Признаками отношений, относимых к корпоративным, являются:

- собственность с обоюдным интересом всех участников этих отношений;

- общие равные интересы;

- конгломерат интересов и собственности5.

Юридическую легитимность корпоративных отношений подтверждает факт их возникновения между зарегистрированными и имеющими правовой статус организациями различных форм хозяйствования.